DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Стэнли Туччи: от отличного друга до маньяка-педофила

Бывают актеры, привязанные к определенному типажу персонажей. Это, как правило, накачанные здоровяки, из раза в раз воплощающие на экране героев боевиков. Есть актеры, привязанные к определенному жанру: комедии, ужасам… Тут обычно все обусловлено особенностями внешности и манерой поведения. Хотя, конечно, бывает и как в случае с Мэтью Макконахи, сумевшим побороть представление о себе как о сугубо комедийном актере одной единственной ролью. А еще бывает так, что актер способен воплотить, кажется, вообще любого персонажа, причем сделать это играючи. Такие лицедеи часто мелькают на экране, зрители легко узнают их в лицо, но вот по именам назвать зачастую не могут — только перечисляют, что в «Трансформерах» он был, в «Голодных играх», в «Дьявол носит Прада», в паре ужастиков и, кажется, еще где-то…

Именно таков Стэнли Туччи, герой сегодняшней статьи, отличный актер, талантливый кулинар и человек с непростой судьбой. 11 ноября он отметил свой шестидесятый день рождения, так что у нас есть отличный повод вспомнить его самые выдающиеся роли и выяснить, почему он пользуется уважением среди коллег и поклонников почти всех жанров кинематографа.

Италоамериканская мечта

Угадать происхождение Стэнли Туччи можно, даже не глядя на его лицо или биографию, а лишь прочитав очень характерно звучащую фамилию. И в данном случае поверхностное суждение едва ли будет ошибочным: актер действительно имеет итальянские корни. Родился, правда, Стэнли в пригороде Нью-Йорка, случилось это 11 ноября 1960 года, а на историческую родину попал лишь больше 10 лет спустя, когда его семья перебралась во Флоренцию. Впрочем, мягким итальянским климатом Туччи наслаждались всего год, после чего вернулись в Штаты.

Оба родителя будущего актера были людьми творческими: мать, Джоан Тропиано, работала писательницей и подрабатывала секретарем, а отец, Стэнли Туччи — старший, преподавал искусство (либо, согласно другой версии, историю искусств) в одной из американских школ. Еще до переезда у Стэнли родились младшие брат и сестра. Про биографию брата известно не слишком много, а вот сестра, Кристин Туччи, тоже стала актрисой.

Образование герой сегодняшней статьи начал получать в школе Джона Джея, названной в честь одного из отцов-основателей, весьма респектабельном учебном заведении с богатой историей. Стэнли отлично зарекомендовал себя в футбольной и баскетбольной командах (имеется в виду тот футбол, который американцы привыкли называть «соккер»), но все же основной его интерес был направлен на выступления в составе театрального кружка. Именно на театральных подмостках он нашел и своего первого настоящего друга, Кэмпбелла Скотта, сына известного в США театрального актера Джорджа Скотта. Об успешности кружка говорит в том числе и то, что посмотреть пьесы в школу приходили не только друзья и родные актеров, как это бывает чаще всего, но и просто живущие неподалеку люди.

Возможно, именно потому лицедейство и не осталось для талантливого во многих областях Туччи просто подростковым хобби. Закончив школу, он поступил в Университет штата Нью-Йорк, где уже вполне серьезно овладевал актерским мастерством. Там же он сдружился с Ирвингом Рэймзом, которого прозвал Вингом. Сейчас Винг Рэймз — это официальный псевдоним чернокожего актера, под которым он и знаком большей части зрителей.

Дружба с Кэмпбеллом Скоттом, к слову, сыграла огромную роль в жизни Стэнли Туччи уже после окончания университета. Мать Скотта, Коллин Дьюхерст, оказала начинающему актеру (за компанию с Кэмпбеллом) протекцию, позволившую парням получить небольшие роли в бродвейских постановках. Это случилось в 1982 году. В то же время Туччи занимался и многим другим, что в актерской среде принято считать чем-то вроде подработки: работал моделью и снимался в рекламе джинсовой одежды.

На экране италоамериканец дебютировал лишь тремя годами позднее, сыграв роль второго плана в черной гангстерской комедии «Честь семьи Прицци». Лента вышла успешной, но статуса звезды Стэнли Туччи она, конечно, не принесла: после нее актер еще долго перебивался случайными ролями в телесериалах, продолжал появляться в рекламе и время от времени выходил на театральные подмостки…

Шаг за шагом

Известно, что фанаты любят, когда про их кумиров говорят, что те были с самого начала обречены на успех. Сложно сказать, существуют ли в мире вообще такие «обреченные», но более-менее глубокое исследование биографий знаменитостей чаще всего показывает, что любому успеху предшествуют годы тяжелой, изматывающей и не всегда благодарной работы.

Не исключение в этом плане и Стэнли Туччи. Дебютировав в 1985 году, он в течение еще семи лет оставался одним из многочисленных аутсайдеров кинобизнеса, никому, по большому счету, не интересных. Любопытным в этот период можно назвать разве что его участие в фильме «Обезьяна-убийца» 1988 года, творческом эксперименте Джорджа Ромеро, решившего попробовать себя на стезе зоохоррора. Эксперимент вышел из тех, про которые обычно говорят, что отрицательный опыт — это тоже опыт.

Первая же по-настоящему успешная картина, в которой засветился Туччи, — это наверняка многим знакомая комедия «Бетховен», где он играл карикатурного «злодейского злодея». Но это если речь идет о России. На родине же, говоря о трамплине в карьере героя статьи, чаще вспоминают мелодраму «Прелюдия к поцелую», повествующую о старости, переселении душ и яростном нежелании прощаться с уходящей молодостью. Сложно сказать, какой из этих двух вариантов более правильный: «Прелюдия к поцелую» — все же звездный фильм Алека Болдуина, исполнившего главную роль, а в «Бетховене» Туччи досталось куда больше внимания. Должно быть, сказывается разница менталитетов, которая видна, кстати, и в зрительских оценках «Прелюдии», которая за рубежом порой оценивается выше семейной комедии о сенбернаре.

Нам же вместо того, чтобы спорить, какой фильм сделал больше для продвижения лицедея, лучше поступить иначе и дополнить эту пару третьей картиной того же 1992 года — «В супе». В ней Туччи тоже сыграл далеко не главную роль, но поучаствовал в авторском артхаусном эксперименте Александра Рокуэлла — и это важно. Тем более что «В супе», несмотря на свойственную гротескным комедиям непонятность для широкой публики, ценится любителями жанра.

По-настоящему же «прорывным» годом для Туччи можно назвать 1995-й, когда он по-настоящему заставил критиков говорить о себе, засветившись в сериале «Одно убийство». За эту роль он был впервые номинирован на премию «Эмми» за лучшую роль второго плана в драматическом телесериале. Статуэтку, впрочем, Стэнли так и не получил. Да и у сериала судьба оказалась незавидна: его рейтинги вскоре упали и компании ABC пришлось срочно пересматривать концепцию шоу, в результате чего италоамериканцу места в сюжете уже не нашлось.

Год спустя Туччи снова обратился к дружеским и родственным связям. Вместе со своим двоюродным братом, Джозефом Тропиано, актер написал сценарий фильма «Большая ночь». Кресло режиссера Стэнли оставил для себя, пригласив, впрочем, помогать в малознакомом деле старого друга, Кэмпбелла Скотта.

Драма о двух братьях-итальянцах, пытающихся преуспеть в кулинарном бизнесе, не то чтобы наделала шуму, но пришлась по вкусу многим и даже удостоилась премии за работу сценариста имени Уолдо Солта. Номинировалась она и на гран-при фестиваля «Сандэнс», но с этой наградой не сложилось.

Понимая, что почивать на лаврах рановато, Стэнли Туччи с головой ушел в работу, продолжая по кирпичику строить карьеру. Упорство принесло свои плоды. В 1997 и 1999 годах соответственно Стэнли снялся в картине «Разбирая Гарри» и киноадаптации произведения Шекспира «Сон в летнюю ночь». Обе картины, комедия жизненная о переживаниях писателя в творческом кризисе и комедия сказочно-фэнтезийная о двух влюбленных парах, получили теплый прием как от критиков, так и от зрителей.

В 1999 году актер получил сразу две статуэтки: «Эмми» и «Золотой глобус» за роль в мини-сериале «Крестный отец телеэфира». Следом за ними последовала целая череда номинаций: номинация на «Эмми» за лучшую роль второго плана в сериале «Заговор» в 2001 году и выигранный за нее же «Золотой глобус» годом позже, «Эмми» в 2007 году за лучшую роль приглашенного актера в сериале «Дефективный детектив», год спустя — номинация на «Эмми» за роль второго плана в сериале «Скорая помощь»… И это еще далеко не конец списка!

При всем при этом Туччи работал очень активно: озвучил роль в мультфильме «Роботы» в 2005 году, тогда же снялся в фильме «Дьявол носит "Прада"», наделавшем немало шума, написал и поставил фильмы «Секрет Джо Гулда» в 2000 и «Свидание вслепую» в 2007, выступал как чтец при создании аудиокниг…

Но подлинный звездный час Стэнли Туччи настал в 2009 году. И многие наверняка уже догадались, о какой ленте идет речь.

По костям к громкой славе

В 2002 году свет увидела книга американской писательницы Элис Сиболд «Милые кости». Печатное издание повествовало о девушке-подростке, ставшей жертвой изнасилования и убийства. Какая это книга? Первое слово, приходящее на ум, — «мрачная». Мрачная, пропитанная отвращением к жестокости похотливых монстров, приносящих детей в жертву своим девиациям, пропитанная болью утраты, но в то же время необъяснимо светлая, дающая надежду и дарящая успокоение.

Именно с этим материалом решил в 2008 году работать Питер Джексон, автор легендарной экранизации «Властелина колец». Сложно сказать, можно ли назвать вышедший на экраны в 2009 году фильм «Милые кости» хотя бы вполовину столь же успешным, как фэнтезийный эпос. И критики, и зрители неплохо прошлись по ленте, ругая ее за многочисленные логические огрехи и явное наплевательство на смысловую целостность и моральный посыл первоисточника в пользу «розовых соплей» и красивого визуала.

Но было в фильме и кое-что, признаваемое удачным даже самыми яростными противниками творения Джексона. А именно образ маньяка-педофила Джорджа Харви, отталкивающего и мерзкого, но парадоксально харизматичного.

За впечатляющее перевоплощение и тщательную работу над образом Харви (Туччи даже общался с отставным агентом ФБР, чтобы лучше понимать, каким должен быть доверенный ему персонаж) Стэнли был номинирован аж на пять премий: «Оскар», «Золотой глобус», премию Британской киноакадемии, «Сатурн» и премию Гильдии актеров — все как лучший актер второго плана. Ни одну из них, к сожалению, он так и не получил. Но тем не менее «Милые кости» стали важной вехой в карьере. Как ни крути, а именно этот триллер сыграл роль последней ступени на пути к участию в блокбастерах: «Первом мстителе», «Голодных играх», «Трансформерах» и даже диснеевской «Красавице и чудовище», где словно специально для Туччи был придуман персонаж, отсутствующий в более ранней, мультипликационной версии сказки.

Темная сторона карьеры

Несмотря на то, что фильмография Стэнли Туччи включает больше сотни картин, выделить среди них чисто хоррорные ленты не так-то просто. Несмотря на многогранность таланта этого удивительного актера, в нем больше видят либо классического убийцу из детективов, либо доброго и сочувствующего персонажа-приятеля.

Но все же, помимо упомянутой уже «Обезьяны-убийцы», ужасы в карьере Туччи встречались. Были это, правда, в лучшем случае середнячки, вроде картин «Восемнадцатый ангел» (1997) и «Нулевой пациент» (2018). Оба фильма критики и зрители встретили весьма прохладно, посчитав, и вполне справедливо, одноразовым развлечением. «Нулевого пациента», впрочем, можно отметить за максимально непривычное амплуа Туччи. В некотором роде даже можно сказать, что только за ним и интересно наблюдать на экране. Даже в более дорогих и успешных лентах редко когда удается встретить настолько впечатляющего антагониста, не являющегося к тому же человеком в полном смысле слова.

Примерно к той же категории относится и «Молчание» 2019 года, картина мало того, что весьма проходная, так еще и напоминающая упрощенную кальку с «Тихого места» и «Птичьего короба» разом. Но снова, даже при очевидной вторичности фильма, нельзя не отметить, что Стэнли Туччи, сыгравший центрального персонажа, смотрится в кадре просто отлично, практически в одиночку превращая «Молчание» в нечто, что можно смотреть, не сожалея о потраченном времени.

Но лучшим доказательством того, что у героя статьи есть потенциал в темных фильмах, может служить сериал «Фортитьюд». Лента, совмещающая черты триллера, детектива и хоррора, повествует о городке, затерянном где-то на покрытых глубоким снегом просторах Скандинавии. Атмосфера сериала очаровывает моментально, и не в последнюю очередь благодаря мастерской игре актеров. К сюжету, увы, могут возникнуть некоторые вопросы… но есть ли в этом вина лицедеев?

* * *

Стэнли Туччи — один из тех удивительных людей, которым хочется подражать и завидовать белой завистью. Трудолюбивый, упорный и талантливый, но при этом имеющий строгие моральные принципы и не скатывающийся в характерное для многих звезд самолюбование. Жаль при этом, что не так много людей, как уже говорилось во вступлении, знают этого актера по имени.

И единственное, чего хочется пожелать Туччи в юбилей, — ролей, хороших и разных. И хотелось бы, конечно, чтобы среди его новых работ было побольше хоррора.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)