DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Техногенный кошмар

Человеческая наука способна на многие вещи. Эксперименты в области физики, биологии, химии, смежных дисциплин каждый год приводят к ошеломляющим результатам и сулят все новые открытия. Ученые постоянно думают над тем, как сделать жизнь лучше, удобнее, качественнее, как сохранить благоприятную окружающую среду, как решить энергетическую проблему. Как найти лекарство от рака и ВИЧ-инфекции. Однако все мы прекрасно знаем, что, к сожалению, самые светлые мечты и самые чистые помыслы нередко оборачиваются злом: благими намерениями вымощена дорога в ад.

Любой научный эксперимент может закончиться фатально, а целый исследовательский проект – привести к катастрофе, последствия которой трудно предсказать. А уж если объектом исследования является что-то потенциально опасное и в какой-то момент все выходит из-под контроля – страшный конец неминуем!

В данной статье пойдет речь о тех ужасах, которые высвобождают на свет научные изыскания человеческого разума и об их отражении в мире кино. Сразу сделаем оговорки: фильмов на эту тему много и все их охватить невозможно; в статье будут освещены только те фильмы, в которых безусловно присутствует хоррор и ярко выраженная научно-фантастическая составляющая.

Дедушкой современного техногенного кошмара по праву можно считать многочисленные экранизации романа «Франкенштейн» Мэрри Шелли. Сюжет классический и повторен бессчетное количество раз. Имеется некий ученый – сумрачный гений, который в процессе опытов делает открытие и создает опытный образец. Разумеется, им движет желание сделать этот мир лучше, совершеннее. Эксперимент внезапно выходит из-под контроля, последствия разрушительны и смертельны для всех окружающих, включая самого гения. Подопытное существо, Франкенштейн – собирательный образ синтезированного человеческим умом монстра, этакий голем, неуправляемый и устрашающий. Его жизнь – мука, в его жилах кипит кровь, сам он – порождение разума своего хозяина-создателя. Он растерян, разгневан, одержим жаждой мести. А еще обладает сверхспособностями.

Первый раз история Франкенштейна экранизировалась почти сто лет назад – в 1910 году Дж. Сирлом Доули. Получилась страшная короткометражка на 13 минут. В 1931 Джеймс Уэйл создал уже полноценный фильм, где монстра сыграл харизматичный Борис Карлофф. Наконец, в 1994 году голливудским режиссером Кеннетом Брэна была реализована третья и как считается самая удачная версия, с сильным мелодраматическим акцентом и великим Де Ниро в роли ожившего гомункула. Кроме того, идею нещадно эксплуатировали в сериалах.

Таким образом, можно выделить первую сюжетную модель фильмов о техногенном кошмаре – эксперимент. Славную традицию Франкенштейна продолжил основатель фантастики Герберт Уэллс в своем эпохальном романе «Остров доктора Моро», просто обреченном на воплощение в кино. Первый раз это было в 1977 году. Тогда режиссерское кресло занимал Дон Тейлор и конечный продукт получился довольно хорошего качества. Однако зритель несомненно помнит и ту, последнюю версию 1996 года (реж. Джон Франкенхаймер), где в роли Моро феерично выступил Марлон Брандо (он-то картину и вытянул). И все мы помним, какая печальная участь постигла вивисектора. А вообще, трагедия зверолюдей оказалась по-настоящему животрепещущей и затронула многие этические и моральные нормы. На эту тему можно смело созывать симпозиум.

Вернемся к дальнейшему анализу. В ту же обойму фильмов об экспериментах и их жутких последствиях входят в хронологическом порядке следующие картины:

Во-первых, все ранние работы канадского режиссера Дэвида Кроненберга, называемые критиками «боди-хоррор» (анг. «Body» - тело). Боди-хоррор можно охарактеризовать как фильм, где источник ужаса — необъяснимые мутации человеческого тела, над которым поработал ученый. Заслуга Кроненберга в этой области оказалась настолько велика, что все поклонники техногенных страшилок смело могут скидываться ему на прижизненный памятник.

Среди его работ особенно выделяется бьющий прямиком в солнечное сплетение фильм-ремейк «Муха» 1986 г., где происходит почти кафкианское превращение самого ученого в жуткое насекомое. Создано первое в мире устройство телепортации. Гениальный изобретатель, Сет Брандл осознанно идет на риск, лично участвуя в эксперименте, и становится конструктором своей же собственной смерти. Мог ли он представить, в какое чудовище превратится из-за трагической случайности? Вряд ли. Двое людей после этого фильма точно вознеслись к кинематографическому олимпу: сам Кроненберг как культовый постановщик «кинотрэша» и исполнитель главной роли Джефф Голдблюм, позже очень удачно сотрудничавший с самим Спилбергом в «Парке Юрского периода». Следуя сериальной традиции, в 1989 году Крис Уолас снял вторую часть с Эриком Стольце в главной роли. На этот раз события разворачиваются вокруг сына ученого, родившегося после его смерти и сохранившего в себе геном насекомого. К слову, картина Кроненберга является ремейком потому, что в 1958 году Курт Нойман уже снимал «Муху».

Далее идет стильная «Особь» в двух частях (режиссер первой части Роджер Дональдсон, режиссер второй – Питер Медак), снятых сначала в 1995 г., затем в 1998 г., об опыте над скрещиванием человеческого генома с внеземным ДНК, полученным из космоса и о том, чем все это закончилось. Наташа Хенстридж натурально изобразила особь, стремящуюся к размножению, а после контакта убивающую самца.

Наконец «Химера» 2010 г. (режиссер – Винченцо Натали), совсем новый фильм на ту же тематику, только скрещиванию кустарным способом подверглись ДНК человека и животного. Кстати, весьма показательный пример безалаберности ученых, поступающимися даже не столько моральными нормами, сколько простейшими соображениями безопасности: новый биологический вид – это не грибок, который можно свободно выращивать на чердаке в домашних условиях. Однозначную оценку ленте дать сложно.

Следующей сюжетной базой и новым словом в эволюции жанра техногенного кошмара является эпидемия. Как правило, разгар эпидемии сценаристам не важен и о нем упоминается вскользь, в начале фильма или в воспоминаниях главных героев. Вспышку пандемии может вызвать инопланетный штамм, мутагенный вирус, искусственные бактерии или «серая слизь», которые по недосмотру или ошибке вырвались из лаборатории и быстро распространились среди людей. Пожалуй, самым популярным является вирус – население заражается через воду, воздух или телесный контакт, отчего зараза распространяется молниеносно, а города приобретают апокалиптический вид из-за погромов и запустения. Самое главное в модели – это изменения, происходящие с зараженными людьми. Собственно, здесь-то и начинается хоррор: вирус превращает миролюбивых граждан в злобных зомби, упырей, мутантов, жаждущих свежей человечинки. Задача главных героев – любой ценой выжить и найти противоядие. Желательно и то, и другое одновременно.

Исторически первым фильмом на эту тематику стал «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро 1968 г. - по совместительству отправная точка в развитии жанра зомби-хоррор как такового. Страна подвергается нашествию оживших мертвецов, сильных и голодных. Казалось бы, идет речь о техногенном кошмаре, причем тут зомби? Мертвецов по канону должны оживлять некроманты и прочие ребята с кафедры оккультных наук. Но нет, мы живем в век прогресса! И виной всему прогресс. Позже главным героям удается узнать, что причиной катастрофы, уже принявшей планетарный масштаб, является радиоактивное излучение, занесённое с Венеры одним из космических кораблей НАСА. А живых людей зомбируют укусом.

За сим легендарным творением в почетном авангарде следует цикл «Обитель зла» с нежно любимой Миллой Наше Всё Йовович, снятый по компьютерной игре и ко дню сегодняшнему имеющий в активе целых четыре полнометражных ленты: оригинальный «Обитель зла» (2002, реж. Пол У. С. Андерсон), «Обитель зла 2: Апокалипсис» (2004, реж. Александр Уитт), «Обитель зла 3: Вырождение» (2007, реж. Рассел Малкэй) и «Обитель зла 4: Жизнь после смерти» (2010, реж. Пол У. С. Андерсон). Много? То ли еще будет! Готовимся к премьере пятого фильма в 2012 году. Схема классическая: в гигантской подземной лаборатории корпорации Umbrella вырывается на волю вирус, превращающий все живое в зомби. Героиня Йовович – Элис – вместе с соратниками противостоит корпорации с переменным успехом. Страшенные мертвецы – в ассортименте.

Самобытным и потрясающе атмосферным в этом ряду также стоит «28 дней спустя» Денни Бойла и его не столь удачный последователь «28 недель спустя». По сюжету зараженные – не штампованные мертвяки, а крайне резво бегающие по окрестностям Лондона зомби с воспаленными красными зрачками, одержимые не столько голодом, сколько жаждой убийства. Один их вид внушает желание поскорее удрать прочь и спрятаться. В отличие от Обители, где упор сделан на боевые сцены, здесь можно в полной мере насладиться атмосферой ожидания и ползущего по спине холода. Все сделано гораздо утонченней, может быть, потому что снято и произведено в старушке-Англии?

Особого упоминания заслуживает на редкость качественно снятый «Я - легенда» 2008 г. по роману Ричарда Матесона с Уиллом Смитом в роли Роберта Невилла и его верным четвероногим другом. И здесь человечество губит вирус, внезапно мутировавший из лекарства от рака. Ужас одиночества главного героя соперничает с ужасом от присутствия упырей – зараженных вирусом людей, опустившихся до животного состояния и не выносящих дневного света. И все это на фоне постапокалиптического Нью-Йорка. Каждый день для Невилла, отчаянно ищущего вакцину – как последний…

Вирусологические ужастики – вообще излюбленная тема голливудских киношников. Помимо уже названных, фильмов в этой области снято вагон и тележка: «Лихорадка» (2002 г.), «Земля мертвых» (2005 г.), «Расчлененный» (2005 г.), «Судный день» (2008 г.), «Заноза» (2008 г.), «Носители» (2009 г.), как ни странно, французская «Стая» (2009 г.), «Безумцы» (2010 г.)….

Третья и последняя большая разновидность техногенного кошмара – эхо катастрофы. Суть: группа ученых проводит испытания изобретения под кодовым названием «Х». Неуправляемая реакция или человеческий фактор приводят (конечно же!) к аварии и разрушениям, сначала самого исследовательского комплекса, затем уж для массовки и прилегающих окрестностей. Круг поражения с соответствующими спецэффектами и числом невинно убиенных зависит от толщины кошелька продюсера и творческого замысла (читай «амбиций») режиссера. В принципе, пофантазировать на этом поле можно и довольно плодотворно. Многие сразу же скажут: а почему это не упоминается апокалипсис и постапокалипсис? Ведь в большинстве случаев беда приходит как раз из-за ядерной техногенной катастрофы. Да, действительно, это так. Но полагаю, материала в этом специфическом и захватывающем направлении так много, что его впору выделить в отдельный поджанр, да и сама ядерная тема – системообразующий признак классификации произведений.

Так какие же картины сняты в этой области? На язык так и просится Чернобыльская катастрофа, но к сегодняшнему моменту ничего, кроме компьютерной игры, откровенно коммерческих новеллизаций на волне ее популярности и драм ничего внушающего ужас не было создано. Зато американские кинематографисты постарались на славу! Отголосок ядерных испытаний и страшные последствия неплохо, с подробностями описаны в фильме «У холмов есть глаза». По сюжету, в заброшенной местности, некогда населенной шахтерами проводились испытания ядерного оружия. Однако в пещерах укрылись те, кто не пожелал эвакуироваться. Со временем они превратились в мерзких мутантов-каннибалов, промышляющих охотой на заблудших путешественников.

Некоторые фильмы являются прекрасными примерами экранизации литературного произведения. Взять хотя бы «Мглу» по одноименной новелле Стивена Кинга. Великолепный фильм, повествующий о том, как провинциальный городок накрывает сверхъестественный туман, приползший с территории военной базы, где проводились секретные эксперименты по открытию портала в другое измерение. И, что самое жуткое, туман населен чудовищами, внешний вид которых даже представить себе трудно.

Еще один фильм – «Монстры». Фабула: на территорию Мексики падает спутник НАСА с образцами инопланетной жизни на борту. Внеземные организмы быстро размножаются и заражают окружающие местности. Появляются громадные, свирепые, размером с многоэтажный дом, монстры. Зону падения быстренько огораживают стеной. Действие самого фильма разворачивается спустя шесть лет после катастрофы – фотографу и дочери журнального магната предстоит пробраться через зараженную зону домой, в Америку. Им предстоит пережить такое, отчего изменится вся их жизнь.

Элементы ужаса содержатся в серии триллеров «Куб», где сам Куб – поразительное изобретение человечества, а попадающие туда жертвы обречены искать выход и сталкиваются с пугающими пространственно-временными парадоксами.

Повинуясь постмодернистским тенденциям, в жанре техногенного кошмара присутствуют и гибридные сюжеты, которые совмещают в себе эксперимент, катастрофу и эпидемию.

Таким образом, в настоящей статье была предпринята попытка анализа фильмов на тему техногенного кошмара – весьма перспективного направления в жанре ужасов. Очевидно, что жанр развивается и продолжит двигаться дальше. Каждый год земной шар сотрясают не только природные катаклизмы вроде цунами, но и технические катастрофы. Так, в феврале этого года произошла авария на ядерной станции «Фукусима» в Японии, по последствиям и масштабам соперничающая с Чернобылем. Породит ли трагедия эхо и какими будут его отголоски? Увидим.

Комментариев: 3 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 23-06-2012 15:33

    Любопытная статья. Чем дальше уходит научно-технический прогресс, тем востребованнее становится тематика техногенных катастроф. Еще не один фильм и книгу увидим.

    Учитываю...
  • 2 Офисный Акул 22-06-2012 08:16

    Дедушкой современного техногенного кошмара по праву можно считать многочисленные экранизации романа «Франкенштейн» Мэрри Шелли... Имеется некий ученый – сумрачный гений, который в процессе опытов делает открытие и создает опытный образец...

    Ну это мягко говоря не совсем верно если плясать собственно от романа. Некий ученый в романе имеет имя собственное "Виктор Франкенштейн",

    Подопытное существо, Франкенштейн – собирательный образ синтезированного человеческим умом монстра

    Франкенштейн это не сам монстр а создатель монстра. Гомункул созданный Виктором в романе безымянный...

    Учитываю...
  • 3 Hanterdd 21-06-2012 18:12

    Статья сосредоточена на биологическом аспекте. Все таки название "Техногенный кошмар" располагало хотя бы упомянуть о такой злополучной теме как "восстание машин", или о жанре киберпанка.

    Признаю, что дискуссии о терминологии - вещь спорная и не продуктивная, но все же определение "техногенный" имеет более широкий смысл чем биологический и экологически

    Учитываю...