Advertisement

DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Ты – моя, я – твой, вот и вся любовь

Приворот. Черное венчание

Россия, 2021

Жанр: мистический триллер

Режиссер: Святослав Подгаевский

Сценарий: Наталья Дубовая, Иван Капитонов, Святослав Подгаевский

В ролях: Яна Енжаева, Константин Белошапка, Илья Ермолов, Игорь Хрипунов

Похожие фильмы:

Прискорбно, но к этому все шло. Святослав Подгаевский, еще недавно справедливо претендовавший на лавры главного хоррормейкера России, снял свой худший на сегодняшний день фильм. Причем формально «Приворот. Черное венчание» не выглядит откровенной халтурой, козыряя гламурным видеорядом и бодрой динамикой. Но по факту это самая художественно-мертвая картина Подгаевского, держащаяся только на страшной атрибутике, при полном игнорировании логики рассказываемой истории и маломальской смысловой нагрузки. Как же так вышло? Ответ в кратком экскурсе по творческому пути Святослава.

Дебютный полнометражный ужастик Подгаевского «Владение 18» вышел в 2014 году и не снискал какой-либо народный любви, отличившись при этом откровенно слабыми спецэффектами. Но в то же время проект демонстрировал определенные способности создателя на «страшном» поприще, а также его понимание специфики жанра в целом. И буквально спустя полтора года на свет появился возможно самый яркий фильм ужасов Святослава «Пиковая дама: Черный обряд», который при всех очевидных заимствованиях из иностранных картин, оказался захватывающим и жутким зрелищем, собравшим отличную кассу по меркам отечественного жанрового кино.

Следующий хоррор «Невеста» вновь хорошо выступил в прокате, но уже в нем выпячивалась стереотипность стиля, говорящая не в пользу Подгаевского. С одной стороны, похвальное обращение к родному фольклору, но с другой – вновь тотальное копирование зарубежных приемов, включая как закостенелые штампы, так и сюжетные несуразицы, мягко называемые «художественными условностями».

Последовавшая в 2018 году «Русалка. Озеро мертвых» была сделана по тем же лекалам, фактически говоря о том, что режиссер достиг определенного творческого потолка, и дальше способен делать либо так же, либо хуже. И «Яга. Кошмар темного леса» 2020-го ознаменовала художественный регресс. Пусть Подгаевский отточил свое мастерство, но только техническое, отменно научившись стращать публику скримерами, создавать гнетущую атмосферу, но по части рассказа интересной истории здесь уже все печально. В целом картина получилась откровенно скучной, стерильной, ничем не цепляющей, где, честно говоря, и от сказки про Бабу-ягу остались рожки да ножки. Это был уже чертовски тревожный звонок, после которого «Приворот» 2021-го прозвучал набатом, а-ля «все, приехали, мы получили однозначно плохое кино».

Скорее всего, Подгаевскому уже не раз говорили лично и точно множество раз «за глаза», посредством интернет-критики, что его работы, при всех эффектных (хотя и вторичных) хоррор-приемах, сумбурные и нудноватые. Поэтому Святослав в «Привороте» решил обойтись вообще без экспозиции и сразу сорваться с места в карьер. Так мы видим девушку с малюткой на руках, пришедшую в мастерскую своего мужчины, который вместо творческого процесса самозабвенно чпокается с незнакомкой. Пережив шок от вопиющей измены, девушка не бросает парня, а приходит к колдунье и просит воскресить угасшую любовь. Далее по-быстренькому совершается магический обряд, и вот уже блудный муж прибегает обратно с распростертыми объятиями… и полностью съехавшей крышей.

Не спойлеря касаемо дальнейших событий, хочется пройтись по озвученной завязке, удивляясь, ну как можно настолько пренебрежительно относиться к основам конфликта, которые как раз и нужны для внятного обоснования происходящего. По информационным крохам мы понимаем, что парень Кир – мажор, занимающийся скульптурой в свое удовольствие, ибо зарабатывать на жизнь в поте лица ему вообще не требуется. И свою гражданскую супругу Женю, а по совместительству мать его ребенка, Кир ни во что не ставит. Возникает вопрос: как эти люди вообще сошлись, если мужчинка – такой изначальный негодяй, а девушка вся такая правильная и глубоко убежденная в том, что дочке во что бы то не стало нужен «родной отец»? И при таких высоких моральных устоях Женя легко решается на святотатство, как на само собой разумеющееся, дабы путем черной магии вернуть себе мужчину. Ну а колдуньи, вызывающие демонов, конечно же, живут чуть ли не на соседней улице и за деньги призовут на грешную землю любую нечисть, способную устроить локальный апокалипсис. Сам обряд проще пареной репы и имеет незамедлительное действие. В общем режиссер сделал все, чтобы ужасы начались как можно скорее, а то, что все герои прописаны на уровне манекенов и далее не получат какого-либо развития… ну и черт с ними!

Конечно на подобные придирки можно возразить: «А что ты хочешь от развлекушного ужастика? Выдающихся художественных изысков и интеллектуальной многогранности?!». Конечно, нет, но как минимум хочется внутренней правды и убедительности в рамках авторской фантазии. В качестве примера стоит привести параллельно вышедшую «Бывшую» Евгения Пузыревского, российский мистический триллер с формально схожим сюжетом, но с куда более скрупулезными сценарием и режиссурой. Там, во-первых, изначально дана необходимая предыстория, пусть и в самых общих чертах, а во-вторых, сам фильм не просто набор БУ-эффектов, а постепенное складывание пазла, когда только в финале становится понятен весь замысел. В «Привороте» же мы и к финальным титрам не узнаем ничего нового о причинах, а только и будем созерцать следствие одной-единственной мысли, что с демонами шутки плохи. Вот просто есть условно положительные герои и Абсолютное Зло, и все. В этот раз Подгаевский даже не озадачился маломальским историческим экскурсом: ну есть и есть магический обряд, про который все что-то слышали, что вам еще надо?

В целом получилась примитивная страшилка про абьюзера поневоле, когда заколдованный мужик маниакально преследует «любимую», сам не понимая – какого лешего его так тянет к ней? Действия сопровождаются жестким насилием и эротикой, так что глазкам есть, на что посмотреть, но касаемо самих поступков героев – это полный ад. Ну сложно представить, что жених-врач прямо со свадьбы попрется на работу в больницу, так как одному из гостей стало плохо, прервав как бы важное лично для него мероприятие. А невеста поскачет за ним в эту же самую лечебницу… и будет там нежно общаться со своим бывшим любовником! Конечно, всему виной «черная магия», но смотрятся подобные сценарные кульбиты совсем искусственно.

Во время просмотра кажется, что свихнулись вообще все, кто фигурирует в кадре, хотя обряд был нацелен на «завихрение разума» только одного человека. А когда сама зачинщица всего плохого, Женя, обращается с «рекламацией» к ведьме, та ей просто отвечает: «Ну я сама не знаю, что теперь с этим демоном делать». А упомянутый выше доктор, представленный всецело прагматичной личностью, вдруг в одну секунду приобщится к мистическим деяниям просто потому, что иначе надуманная история забуксует…

Будь сценарий качественно проработанным даже на уровне сугубо развлекательного кино, публика могла бы получить действительно напряженный, цепляющий и неглупый хоррор, в котором бы испытывала искренние переживания за судьбы героев. А так – просто набор страшных сцен, условной скрепленных хилой сюжетной линией, где персонажи –девочки и мальчики для битья, а не полноценные личности, действительно за что-то сражающиеся.

Если Подгаевский и компания просто рассчитывают на минимальную прибыль и продажу фильма кому-нибудь за рубеж, то, наверное, «и так сойдет». Но ведь хочется не просто хоррор-жвачки, а действительно интересного кино, которое впечатлит, запомнится и затребует повторного просмотра. «Приворот» же с точки зрения жанровой значимости и художественной ценности дает от ворот поворот.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Сэрж 20-05-2021 11:28

    Прям даже не знаю, что хуже — ЭТО или "Яга".

    Учитываю...
  • 2 Парфенов М. С. 20-04-2021 14:48

    Согласен с рецензией. Для меня, правда, "Приворот" показался чуть лучше совсем уж идиотской "Яги", но то, что постановщик уперся в потолок и совершенно не растет, не развивается - факт. В сценарии накидана куча "пугалок", но все сняты и смонтированы на "от...сь". Монтаж и сюжет местами просто чудовищно плохи. Запомнилось:

    1. Перед венчанием, когда люди к церкви подходят - идет дождь, все с зонтами. Следующий кадр - зашли в церковь. Сквозь окна светит солнце. Дикий совершенно ляп.

    2. Персонаж-функция, deus ex machina, гражданка на авто, которая героиню подбирает, когда за той "суженый" гонится - появилась, спасла, исчезла из сюжета. Ужасно.

    3. Собственно, вслед за гонками нас сразу переносят в квартиру доктора - вот так запросто, без каких-либо логических связок. Только что героиня улепетывала от злодея и тут же она уже в квартире малознакомого мужчины как у себя дома.

    Это просто халтура, мусор, тяп-ляп. Как, впрочем, и все, что наснимал Подгаевский со времен "Пиковой дамы" и "Невесты" - вместо прогресса режиссер активно деградирует.

    Учитываю...