DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Баба Яга (не настоящая)

Яга. Кошмар темного леса

Россия, 2020

Жанр: ужасы

Режиссер: Святослав Подгаевский

Сценарий: Наталья Дубовая, Святослав Подгаевский, Иван Капитонов

В ролях: Олег Чугунов, Глаша Голубева, Артем Жигулин

Похожие фильмы и сериалы:

Знаете, что может быть лучшей рецензией на фильм «Яга. Кошмар темного леса»? Фраза «Расходимся — нас обманули». Потому что именно это создатели, по сути, и попытались сделать с любителями хоррора. Но обойтись одной фразой никак нельзя, поэтому давайте разбираться, что же не так с приключениями знакомого нам всем с детства персонажа.

Завязка сюжета проста. Есть окраина некоего неназванного города (по факту элитные новостройки на отшибе), куда перебирается семейство главного героя, подростка по имени Егор. И все вроде бы хорошо: по чистеньким улицам снуют унылые NPC... то есть, простите, члены массовки, гламурные гопники пристают к умненьким девочкам, типичный городской сумасшедший таращится на пафосный ЖК через забор. А в лесу, что сразу за тем самым забором, сидит древняя тварь, ведьма, похищающая детей, да так, что родители моментально о своих отпрысках забывают. На самом-то деле она как бы много лет назад была из нашего мира изгнана, поэтому злодействовать не должна, но вот поди же ты! Впрочем, вернуться в наш мир ведьма (простите, но называть ее Ягой язык не поворачивается) все же хочет, поэтому разыскивает того, кто однажды уже умирал, чтобы это ни значило. Сможете с первого раза угадать, кто окажется местным избранным?

И если кто-то уже решил, что слабый сюжет — это главная проблема фильма, то он оптимист. После начала просмотра, когда остается позади пара довольно предсказуемых скримеров и рассказанная пафосным закадровым голосом легенда, возникает вопрос: а когда уже будет страшно? Честное слово, автор этих строк даже посреди просмотра лазил в интернет с целью убедиться, что жанр «Яги» — именно ужасы. Ошибки не было. Даже рейтинг «16+» на месте. Но и страшно не было. И, что куда хуже, не было и интересно.

Неправдоподобные герои, щедро сыплющие откровенно дурацкими фразами, двигались по сюжету в явно искусственном мирке, где гопники из неблагополучных семей ходят в не самую простую школу, а квартиры обставлены, словно демонстрационные стенды в магазине «Икея»... И недоумение все нарастало, пока не стал очевиден самый настоящий обман. Наклонитесь поближе, мы скажем шепотом. Эта лента на самом деле не ужасы. Это подростковое фэнтези с элементами хоррора.

И смотреть сразу становится легче. Да, перед нами сказочка для подростков, отдаленно напоминающая то «Оно», то «Очень странные дела», не самая оригинальная, но вполне жизнеспособная. У взрослой аудитории она едва ли способна иметь успех, но среди подрастающего поколения вполне могла бы обрести поклонников. И вот тут пришлась бы кстати и существенно измененная по сравнению со сказками и былинами Баба Яга, и выхолощенный нелогичный мир, и вплетенная в повествование сюжетная линия о врагах, становящихся сперва вынужденными союзниками, а потом и друзьями, и намеки на лав-стори, робкие, но довольно явные. Даже простецкий символизм с красной нитью оказался бы к месту!

Но на исходе примерно второй трети хронометража история вдруг делает кульбит и создатели начинают нагнетать атмосферу. Только уже поздно и неуместно. Путешествие в параллельный мир, белоглазая девочка, не то мертвая, не то нет, невнятные чудовища, служащие ведьме, да несколько вставленных мимоходом цитат из «Сияния» уже не спасают.

Да и без того недостатков у картины хватает с лихвой. Во-первых, сюжет и формат повествования ну никак не подходят заявленному жанру, о чем уже было сказано. Плюс к тому, уже независимо от жанровой принадлежности, герои глупы настолько, что небрежно прописанные, бессвязные диалоги, которые они ведут, выглядят даже уместными. Мир, в котором живут персонажи, — картонка, ширма, уже упомянутый стенд из «Икеи». Нам столько раз показывают комнату Егора, но мы не узнаем о нем ничего, совершенно ничего! Или зрителю должен что-то сказать игрушечный подъемный кран, стоящий посреди спальни, на минуточку, пацана лет пятнадцати?

Во-вторых, то, что сотворили с фольклорной основой истории — это не переосмысление. Это использование хорошо известного образа. Монстру, придуманному практически с нуля, дали имя известного сказочного персонажа. Но зачем? В-третьих, весь визуал фильма попросту калька с западных хорроров. Тут и сказать особенно больше нечего. Мысль «Где-то я это уже видел!» не отпускает ни на минуту. Ну и, чтобы не затягивать, в-четвертых, никто не любит чувствовать себя обманутым, а иначе думать о том, как не совпадают заявленный и фактический жанры «Яги», не получается. И это вовсе не ошибка позиционирования, как в случае с «Атомным псом», например. Нам вполне осознанно попытались преподнести чуть переиначенное подростковое мистическое фэнтези под видом полноценного ужастика. И снова — зачем?

Впрочем, объективности ради, стоит отметить и несколько положительных моментов. Нет никаких претензий к исполнителям главных ролей: Олегу Чугунову и Глаше Голубевой — они явно старались. Недостаток опыта порой, конечно, виден, но это дело наживное. Плюс к тому, несколько сцен, в которых Егор сталкивается с нечистью, выглядят неплохо. К примеру, сидящая в кресле тварь, которую видно только через камеру видеонаблюдения, вышла действительно жутковатой. Или поляна в лесу, усеянная поломанными куклами, завернутыми в тряпье, на которую натыкаются герои — это тоже недурно. Жаль только, что таких вот удач куда меньше, чем откровенных промахов.

Что же мы имеем на выходе? К сожалению, «Яга. Кошмар темного леса» — очень и очень посредственная лента. По крайней мере, если воспринимать ее именно как фильм ужасов. И это, увы, посредственность не того типа, что способен развлечь на один вечер без претензий на большее.

Комментариев: 3 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 2 Аноним 05-05-2020 14:33

    Очень слабый фильм, одни сплошные штампы, нереалистично меняющееся поведение героев, как-будто у них раздвоение личности, метания в сценарии, герои, которые пропадают, либо которые непонятно для чего введены и не играют никакой роли в истории. Не страшно, но увы, и не интересно. Пока самые сильные работы Подгаевского для меня это Русалка и первые 60 минут Пиковой дамы

    Учитываю...
  • 3 Сэрж 22-04-2020 16:09

    Вот точно, ощущение искусственности не покидало весь фильм. Подгаевский, к сожалению, не понял, что его стерильный, «нормальный» городок оказался гораздо страшнее своей «кошмарной» версии.

    Учитываю...