DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Демиан Рунья: «Я хочу, чтобы зритель кричал от страха!»

Демиан Рунья – аргентинский режиссер, громко заявивший о себе на мировом уровне с выходом хоррора «Оцепеневшие от страха» (Aterrados). Многие отмечали, что эта работа получилась по-настоящему страшной и стала одним из открытий 2018 года. О самом фильме, об источниках вдохновения и о многом другом с Демианом пообщался Денис Бушлатов.

Прежде всего, спасибо вам большое за предоставленную возможность. До недавних пор русскоговорящие фаны слыхом не слыхивали о таком режиссере как Демиан Рунья, однако, после выхода вашего последнего фильма «Оцепеневшие от страха» вы стали настоящей звездой. Фанаты обожают этот фильм, несмотря на его недостатки. Итак, вопрос номер один – кто вы, мистер Рунья?

Я мальчишка, который любит играть в игрушки, вот только теперь, мои игрушки – это живые люди, актеры. Я фанатею от фильмов ужасов с восьми лет. Ребенком, я часто представлял себя режиссером. Я рисую комиксы, играю в металлической группе… Прямо сейчас мы записываем наш первый альбом, хотя группе уже лет двадцать. Всю свою жизнь, я мечтал снимать фильмы ужасов и фантастику. Полагаю, моя мечта сбылась. Я вырос на фильмах ужасов 80-х и до сих пор считаю этот период непревзойденным.

Тут трудно не согласиться. Скажите, а у вас есть профильное образование?

Я обучался видео-дизайну в университете на протяжении четырех лет, но я не считаю, что университет сделал из меня режиссера. Я стал режиссером, рисуя комиксы. В комиксах есть все необходимые ингредиенты: композиция, сценарий, персонажи. Поэтому именно комиксы сделали меня тем, кем я являюсь сейчас.

Вы собираетесь и впредь оставаться в индустрии хоррора или планируете осваивать смежные жанры?

Открою маленький секрет. Я не уверен, что эта информация есть в Сети, но я был подтвержден в качестве режиссера ремейка «Оцепеневших…» в Голливуде. Так что в ближайшее время моя карьера будет связана с ужастиками.

Поздравляем!

Спасибо большое.

Давайте поговорим про «Оцепеневших от страха». У фильма прекрасный рейтинг, и высокие оценки от независимых критиков. Очень простой вопрос – почему этот фильм стал столь популярным? Ваши предыдущие работы не произвели такого впечатления ни на критиков, ни на зрителя.

Сложно ответить. Когда я работал над проектом, то поставил себя на место зрителя. Я просто делал что-то, что понравится, прежде всего, мне, как зрителю, не как режиссеру. Фильм, который я бы сам с удовольствием посмотрел. Я очень люблю фильмы ужасов и, как фанат, ответственно заявляю, что 90 процентов того, что выдает современная индустрия, несмотрибельно. Всегда одно и то же, одни и те же клише… Разумеется, и в нашем проекте мы не избежали клише, но мы хотя бы пытались. Самое главное, фильм получился по-настоящему пугающим. Мне кажется, что зрителям понравился фильм потому, что я старался быть честным. Я делал фильм не руками, но сердцем, понимаете?.. Я сам толком не знаю ответа на ваш вопрос.

Многие критики единодушны по поводу тропов, использованных в фильме. Вне зависимости от того, насколько страшными были те или иные эпизоды, в целом, «Оцепеневшие…» используют известные приемы и механизмы и не привносят ничего нового в жанр. Как вы считаете, важны ли инновации в принципе или основной задачей режиссера, работающего в индустрии хоррора, является хорошенько напугать зрителя?

Испугать, конечно же. Когда мне взбредет в голову изобретать, я обязательно всем об этом сообщу, мол, с этого момента я занимаюсь авторским кино. Да, история, которую мы рассказали, довольно типична, и наша задача, в частности, заключалась и в том, чтобы подать ее под несколько иным углом. Парадокс заключается в том, что «Оцепеневшие…» в каком-то смысле является авторским кино, поскольку я вложил в этот проект всего себя. Попади он в руки другого режиссера, и вышло бы совсем другое кино. Быть может, у кого-то получилось бы намного лучше, я не претендую на лавры гения, но, повторюсь, это был бы совсем другой фильм. И самое главное, я хочу делать фильмы, на которых зритель будет кричать от страха.

Критики единодушно полагают, что одной из слабых сторон фильма является сюжет, а именно отсутствие толкового объяснения происходящему на экране мракобесию. Зрителю нравятся мистификации, но, как правило, мистификации с разоблачением. В случае «Оцепеневших…» кошмар, кажется, не завершился и после титров, оставшись неизъяснимым. Обойдемся без спойлеров, но куцый монолог одной из героинь в конце фильма – не в счет. Так было задумано с самого начала? И, уж коль мы говорим о смысле, считаете ли вы, что истинный ужас должен быть объяснен и разложен по полочкам?

Хороший вопрос. Две страницы оригинального сценария были посвящены именно объяснениям. Однако за месяц до съемок, я все изменил. Кое-что я оставил, но совсем немного.

Поясню. Я пытался не унижать зрителя набившими оскомину поворотами сюжета, а-ля, «во всем виноваты кладбищенские призраки». Подумайте сами, за тысячелетия человечество не разобралось в собственных корнях! А в моем фильме речь идет о расследовании сверхъестественных событий, которое заняло лишь несколько часов. И вели это расследование такие же люди, как и те, кто сидит по другую сторону экрана! Откуда им знать, что случилось и откуда пришло Зло? Из глубокого космоса? Я искренне верю, что самое ужасное в фильмах ужасов – это именно объяснение происходящего. Да, многие мне говорят о том, что объяснения не хватает. На что я всегда отвечаю: «Пересмотрите фильм». Более того, я пытался сделать зрителя частью расследования. Он следит за происходящем с самого начала и знает ровно то же, что известно героям фильма.

Работая над проектом, вдохновлялись ли вы похожими фильмами, такими как, например, «Проклятие» Такаши Шимицу или «Астрал» Джеймса Вана? Или, быть может, вас вдохновляли примеры из 80-ых?

О, да. В частности, «Полтергейст» Тоуба Хуппера, произвел на меня очень сильное впечатление. Помнится, был еще фильм «Существо», о девушке, которую насиловал призрак. И, разумеется, «Проклятие». Но, уж точно, не «Астрал» и не «Заклятие». Сценарий «Оцепеневших…» был написан 10 лет тому назад. Когда я заканчивал его, на экраны вышел фильм «Паранормальное явление», и я был очень расстроен, потому что мне показалось, что мой фильм в его тени просто не заметят. Сейчас я думаю, что ошибался.

В Голливуде существует негласное вето на фильмы, в которых есть кадры, показывающие насилие над животными или мертвых детей. «Застрелив» ребенка в «Хостеле 2», Элай Рот подписал приговор всей франшизе. У вас же одним из персонажей фильма является мертвый мальчик – невероятно сильный и жестокий образ. Не боялись быть подвергнутым остракизму?

Нет, не боялся. Во-первых, это не голливудский, а аргентинский фильм. Я понимал, впрочем, что некоторые зрители возненавидят меня за эту сцену. Но я не пытался шокировать. Образ мальчика был важен для сюжета. К тому же, у меня уже есть опыт «убийства» детей. В одном из моих фильмов, я «застрелил» маленькую девочку из ружья.

Иногда кажется, что аргентинский кинопром не ориентирован на фильмы ужасов. Как вам удалось найти средства на свой проект?

В Аргентине есть много режиссеров, работающих в жанре фантастического кино. Но вы правы, индустрия не поощряет эти проекты. Как правило, подобные фильмы выходят на средства съемочной группы. В частности, мои первые фильмы, я оплачивал самостоятельно. В последние годы, благодаря новым веяниям моды, в Аргентине вырос интерес к фильмам ужасов, и, в частности, благодаря этому был реализован и мой проект. Возможно, «Оцепеневшие…» на сегодняшний день являются одним из самых значимых жанровых фильмов в Аргентине. Но отечественная кинопромышленность выпускает много фантастических фильмов. После успеха «Оцепеневших…» все больше режиссеров обращают внимание на фильмы ужасов, но, к сожалению, в силу политической ситуации в стране изыскать средства под эти проекты весьма непросто. Я не знаю, что случится с жанровой индустрией в ближайшем будущем, но на данном этапе ситуация не очень благоприятствует новым режиссерам.

Расскажите немного о спецэффектах в «Оцепеневших…». Особенно о мертвом мальчишке за столом.

Ок. За спецэффекты отвечал Маркос Берта. Он настоящий гений. 90% эффектов были с использованием кукол. Мы пользовались компьютерными спецэффектами, но исключительно с целью усиления эффекта от кукольных монстров и придания им реалистичности. Что касается мертвого пацана, то мы использовали куклу, поскольку ни один актер не смог бы сидеть неподвижно на протяжении шести часов съемок, да еще и в гриме. Если вам приходилось видеть мертвеца десятидневной давности, то вы согласитесь – он выглядит как кукла. К слову, до недавних пор кукла эта хранилась в моем доме.

Черт возьми! Отсюда проистекает следующий, очень личный вопрос. Среди нас есть немало людей, которых достаточно сложно испугать. Однако при просмотре «Оцепеневших…» даже искушенным фанатам хоррора может стать не по себе. И этому сложно найти логическое объяснение, так как, в целом, на экране ничего слишком ужасного не происходит. Почему ваш фильм производит такое впечатление на зрителя?

Недавно я разговаривал с председателем жюри одного фестиваля, на котором показывали «Оцепеневших…», и он сказал мне в точности то же самое. Почему мне удалось снять настолько страшный фильм? Не знаю. Видимо, главная причина заключается в том, что я пытался снять честное, реалистичное кино, персонажи в котором будут вести себя в точности так, как ведут себя обычные люди, оказавшиеся в столь ужасной ситуации. Реакции персонажей, их ужас, позволяют зрителю соотносить себя с происходящим на экране и усиливают зрительский страх. К тому же, несмотря на отзывы критиков, я продолжаю утверждать, что история, рассказанная в фильме, сама по себе заслуживает внимания и заставляет верить в ее реалистичность. А стоит зрителю поверить в возможную реальность происходящего на экране, как испугать его становится в разы легче.

Неизъяснимые ужасы из неведомых измерений… В этой связи, очень сложно избежать параллелей с творчеством Говарда Лавкрафта и с фильмами, поставленными по его произведениям. Например с «Извне» Стюарта Гордона. Можно ли назвать «Оцепеневших…» лавкрафтианским фильмом?

Сложно сказать, является ли он таковым, но я с уверенностью могу назвать себя большим фанатом творчества Лавкрафта. В моем первом фильме «Последние Врата», снятом более 15 лет тому назад, я не только старался отдать должное великому мастеру, но и использовал существ, вышедших из под его пера. И если зритель увидел рефрены, отсылающие его к Лавкрафту, в «Оцепеневших…», то это прекрасно. В конце концов, мы говорим о неизъяснимом ужасе из неведомых измерений.

Можете ли вы назвать несколько фильмов, которые повлияли на вас наиболее сильно?

Да, все ужастики, снятые в восьмидесятых! Погодите-погодите, только не смейтесь. Фильм, который заставил меня принять решение стать жанровым режиссером – это третья часть «Пятницы – 13-е». Я посмотрел ее раньше остальных частей и был вдохновлен Джейсоном Вурхизом. Я просто влюбился в те мясные бесчинства, что он творил на экране! Также, на меня произвел огромное впечатление «Изгоняющий дьявола» Фридкина, и сериал «Би». И, разумеется, я фанат «Восставшего из Ада», «Зловещих Мертвецов», Питера Джексона в конце концов! Повторюсь, я стал режиссером ужастиков, благодаря фильмам 80-х.

Что насчет фильмов, снятых недавно?

Сложно сказать… Я пересмотрел много хороших фильмов за последнее время, но из ужастиков, пожалуй, «Реинкарнацию» и «Тихое место».

Традиционный вопрос. Вы уже рассказали о том, что планируете голливудский ремейк «Оцепеневших…» в следующем году. Есть ли у вас другие планы, которыми вы можете поделиться с читателем?

Я работал над проектом с рабочим названием «Вырви мои глаза», но вынужден был отложить его на будущее, поскольку ремейк куда более важен для меня. Возможно, я вернусь к этому фильму позже или, быть может, снова окунусь в мир «Оцепеневших…» и сниму продолжение. Сценарий у меня уже есть.

И напоследок, что бы вы хотели сказать своим фанатам по ту сторону океана?

Я люблю вас всех! Когда я выпустил свой первый фильм, Россия оказалась единственной страной, купившей релиз! В любом случае, я благодарен за интерес к своей работе. Заходите на мой сайт. Большая часть моих ранних фильмов выложена там в свободном доступе. Я надеюсь, что в будущем мне удастся посетить вашу страну!

Спасибо огромное за интервью! И помните, мы следим за вами!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)