ХРАНИЛИЩЕ

Извне / From Beyond

США, 1986

Жанр: ужасы, черная комедия

Режиссер: Стюарт Гордон

Сценарий: Стюарт Гордон, Деннис Паоли, Брайан Юзна

В ролях: Джеффри Комбс, Кен Фори, Барбара Крэмптон, Тед Сорел

Подобные фильмы:

Доктор Преториус построил у себя на чердаке странный агрегат— нечто среднее между изобретением Шурика из «Ивана Васильевича…» и самогонным аппаратом из другой известной картины Гайдая. Необычная такая штуковина, блестящая и с кучей рубильников, похожая на консервную банку. И хотя Преториус — гениальный учёный, ничто человеческое ему, как водится, не чуждо, поэтому предназначался агрегат для несколько других целей, не только научных. Пока Преториус развлекался с уличными девками (хлестал их кнутом), его помощник, верный Тиллингаст, прокрался на чердак и выведал тайну учёного. О, ужас — кошмарные опыты!.. Оказывается, машина стимулирует шишковидную железу — орган, позволяющий видеть то, что находится за гранью человеческих чувств. А находятся там, как легко можно догадаться, кошмарные ужасы. Громадные летающие миноги (кстати, плотоядные!..), подводные твари и крылатые мутанты, — круче, чем в фильмах Хененлоттера. Конечно, они опасны и от них стоит держаться подальше, но герои снова и снова нажимают на рубильник, до тех пор, пока, наконец, не случается непоправимое.

В 1985 году, после выхода «Реаниматора», окрылённые неожиданным успехом своего детища Брайан Юзна и Стюарт Гордон решили закрепить удачу чередой новых «экранизаций» Говарда Лавкрафта. Слово «экранизации» здесь приведено в кавычках, дабы было понятно, что это, собственно, никакие не экранизации, а именно что «фильмы по мотивам Лавкрафта». То есть на основе рассказа или повести добрые дяди в лице Юзны и Гордона написали сценарий, куда добавили всё, что беспокоило и волновало их самих. В «Реаниматоре», к примеру, от повести провиденского отшельника были имена главных героев и сама идея сыворотки жизни, сеющей смерть. В «Извне» соотношение примерно аналогичное. Персонаж по имени Кроуфорд Тиллингаст был и у Лавкрафта, но у Лавкрафта не было чёрного латекса и сцен садо-мазо. В рассказе у Лавкрафта был аппарат, позволяющий видеть иные миры, но не было шишковидной железы, которая торчит (да ещё шевелится! фу!) у персонажа Джеффри Комбса прямо посреди лба. Господи, да рассказ Лавкрафта занимает лишь несколько страниц, тогда как фильм идёт полтора часа!..

Последнее, впрочем, вовсе не плохо, так как сам по себе фильм хорош. Из основных преимуществ «Извне» можно выделить добротную работу художников. Известный оператор Мак Альберг, сотрудничавший с Гордоном на «Реаниматоре» и нескольких последующих фильмах, снял картину в ярко-розовой гамме (согласно Лавкрафту так выглядит ультрафиолет в условиях, когда человеческий глаз способен его воспринимать), тогда как «Реаниматор» был выполнен в тёмно-зелёном цветовом решении. Постоянная игра света и тени, умело использованный стробоскопический эффект, обилие крупных планов — на этих примерах видно, что с визуальной стороны фильм весьма силён. Особенно удались крупные планы: при достоверной игре Комбса и Кена Фори (ветеран жанра, много снимавшийся у Ромеро, Юзны и Роба Зомби) они ни на секунду не дадут повода зрителю упрекнуть оператора в отсутствии мастерства и таланта.

Можно отметить, что у «Извне» просматриваются некоторые сюжетные параллели с «Реаниматором». К примеру, отец героини Барбары Крэмптон, как и в «Реаниматоре», долгое время провёл в психиатрической лечебнице, а Кэролайн Гордон (она, кстати, приходится супругой режиссёру) вновь играет злую врачиху, заведующую отделением. Монтаж и визуальный стиль ленты также весьма напоминают предыдущее творение режиссёра; они выполнены хоть и без изысков, но на вполне профессиональном уровне. Творческая манера Гордона изменилась только в последовавших за «Извне» «Куклах», а затем, кардинально, в высокобюджетном «Роботе Джоксе», который провалился в прокате, собрав кассу в десятки раз меньше собственного бюджета. Впрочем, в видеосалонах, по слухам, он был весьма популярен. Если же судить о причинах провала, можно предположить, что Гордон не привык работать с крупным бюджетом и в рамках мейнстрима не уложился в цензурные и этические рамки, налагаемые массовым голливудским кинематографом. В этих условиях ему нечего было сказать зрителю. Он не смог ни рассмешить его, ни ужаснуть. Он умел и то, и другое, но индустрия не могла одобрить его чувство юмора и видение ужасного. Или, возможно, научная фантастика не прельщала режиссёра, подарившего миру «Извне» и «Реаниматора».

Однако это к теме не относится, а «Извне» — фильм как-никак хороший. Он может похвастаться, к примеру, целостной в плане сюжета историей, без провисаний и недомолвок. Разве что непонятно, почему дом, в котором так часто происходили убийства остался без полицейской охраны, а у героини Барбары Крэмптон ближе к концу фильма откуда-то взялся динамит для подрыва адской машины. Хронометраж фильма разделён на две разные по сюжетному наполнению части. Первая рассказывает историю трёх исследователей, изучающих секрет зловещего изобретения Преториуса, в то время как вторая — в полной мере безумные, и к слову, довольно мерзкие приключения Кроуфорда Тиллингаста с проклюнувшейся посреди лба шишковидной железой. Этого пациента отличают странный аппетит к человеческим мозгам (привет Хопкинсу, который в 1986 году ещё не сыграл свою знаменитую роль) и инфракрасное зрение, выполненное не слишком изобретательно, но вполне удачно, в стиле известного «Хищника».

Неплохо обстоит дело и с музыкальной составляющей фильма. На сей раз Ричард Бэнд не стал красть тему у Бернарда Херманна (возможно, он украл её у кого-нибудь другого), написав новый, во многом запоминающийся саундтрек. Атмосферу безумия, какого-то непознаваемого зла и тревоги создают внезапные струнные соло, сочетание параноидальных клавишных и беспорядочной, на первый взгляд, перкуссии. Вообще говоря, в теме «Извне» тоже достаточно много от талантливой композиции Херманна, но о прямом заимствовании речи здесь, к счастью, уже не идёт.

В целом можно подытожить, что «Извне» — фильм отчасти для поклонников Лавкрафта… но по большему счёту, это фильм для поклонников жанра хоррор и в особенности — хоррора 80-х годов. Здесь есть все необходимые атрибуты жанра: кровь, кишки, расчленёнка, знакомые актёры, ставшие уже постоянными лицами такого рода картин, и, конечно же, особая атмосфера притягательного ужаса, удачно разбавленная многочисленными комедийными элементами. Существует, правда, ещё одна причина — и даже главная причина, по которой зритель, ещё не успевший приобщиться к культовой классике 80-х, обязательно должен увидеть и оценить этот фильм: признайтесь, вы же всегда хотели посмотреть на мутировавшего Джеффри Комбса, который высасывает мозги и ест человеческую плоть?..

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх