ГОЛЕМ

Загадки Некрономикона / 黒の断章 / Kuro no dansho

Япония, 1999

Жанр: аниме, эротический триллер, детектив

Режиссеры: Хидеки Такаяма, Ёситаки Макино

Сценарий: Абогадо Пауэрс

В ролях: Рю Кацура, Токуэ Кавасима, Хидетоси Накамура, Хироки Накамура

Похожие сериалы:

  • «Девушка в скорлупе» (2010)
  • «Иная» (2012)

Говард Филлипс Лавкрафт, вне всякого сомнения, внес огромный вклад в облик современной научной фантастики и литературы ужасов. Фактически именно он является отцом жанра «космического ужаса» в его современной форме. В своих произведениях он поднимал такие темы, как ничтожность человеческой цивилизации перед безднами и величием космоса, принципиальная невозможность понимания костным разумом обывателя вселенной во всем ее многообразии и сложности и, как следствие, страх неизведанного. В отличие от многих современных авторов Лавкрафт в своих произведениях опирался на вполне реальные научные концепции, которые он увязывал с древними оккультными традициями и мифами, возникшими якобы в результате палеоконтактов с представителями чуждых инопланетных форм жизни, посланниками истинного вселенского хаоса. Первопроходцем он был и в описании инопланетян, чей облик вовсе не обязательно должен был ограничиваться гуманоидной формой и вообще земными аналогами. Также им был раскрыт и классический сюжет об ученом, дерзнувшем сравниться с богом, но история о Герберте Уэсте вышла куда более экстремальной и жуткой, чем о том же Франкенштейне. При всем при этом Лавкрафт был настоящим мастером в создании атмосферы. Читая его произведения, проникаешься всем ужасом на грани безумия, который испытывают герои. Эффект погружения усиливается тем, что рассказы как правило написаны от первого лица и представляют собой записи или дневники персонажей, найденные при загадочных обстоятельствах или добытые в сумасшедших домах, куда герои попадали после своих жутких приключений. Подобная манера подачи истории использовалась многими авторами, но Лавкрафт выжал из нее максимум.

Ни для кого не секрет, что с экранизациями произведениям Лавкрафта не очень везет. Во-первых, подача истории через дневники героя хороша именно в письменной форме, а при переносе на экран теряется львиная доля атмосферы (хотя сохранить этот эффект пытается так популярная нынче псевдодокументалистика). Во-вторых, многие авторские задумки сложны и чересчур экстремальны для массового зрителя даже сейчас. К тому же человеку неприятно ощущать себя песчинкой в бездне космоса, а Лавкрафт всегда делал на это упор. Что-то новое и непривычное заходит с трудом, и фильм может, чего доброго, не окупиться. В итоге создатели кино либо снимают что-то свое, но вдохновленное работами мэтра, сохраняя его задумки, но адаптируя под современного зрителя (удачных примеров масса: «Нечто», «Чужой», «Сквозь горизонт», «В пасти безумия»), либо делают что-то по мотивам, отходя от авторских концепций. Именно ко второй категории относится четырехсерийное аниме «Загадка Некрономикона».

Казалось бы, японцы — ребята весьма широких взглядов, их ужастики наполнены всякими безумствами, выходами за рамки и лютейшим трешем, в Стране восходящего солнца Лавкрафт должен прижиться. Ан нет! Аниме, снятые по мотивам Лавкрафта, можно пересчитать по пальцам одной руки, да и большая их часть настолько переиначивает оригинал, что Говард Филипыч должен в гробу волчком вертеться. О тенденциях в современной аниме-индустрии уже немало говорилось ранее. Авторы разбираемого сегодня произведения попытались угодить всем. Что же у них получилось?

Главный герой аниме — частный детектив с мутным прошлым. Несколько лет назад, когда он расследовал некое дело, погибли люди, в том числе его возлюбленная, а сам он избежал суда из-за временного помешательства и частичной амнезии. В начале истории он, вместе со своей воспитанницей (дочерью погибших супругов, над которой он взял опекунство из чувства вины за то, что не смог спасти ее родителей) отдыхает на горнолыжном курорте. Ситуации придает пикантности тот факт, что ставшая взрослой девушка теперь испытывает к нему отнюдь не «дочерние» чувства, тогда как он по-прежнему воспринимает ее ребенком. Семейную идиллию прерывает серия убийств и метель, отрезавшая высокогорный отель от «большой земли». Герой берется за расследование, но положение складывается таким образом, что многие улики говорят против него самого. Плюс его «темное прошлое». С трудом вернув себе доброе имя, он понимает, что история сложнее и запутаннее, а нити тянутся в Массачусетс и связаны с теми событиями и той роковой ночью, которую он не помнит.

Завязка сюжета интересна — детективная история в духе Агаты Кристи, приправленная хоррором. Да вот только аниме напрочь лишено лавкрафтовской атмосферы. Как только саспенс начинает нагнетаться, обстановку разряжает какая-нибудь нудятина. Ухудшает ситуацию и совершенно блеклый саундтрек, а также плохо прописанные диалоги. Безбожно искажены и лавкрафтовские фишки. Например, классик никогда не противопоставлял магию и науку. В его произведениях говорилось, что древние знания — это отголоски информации о вселенной, полученные людьми в незапамятные времена от «достаточно развитых инопланетян». И это задолго до концепции Артура Кларка о том, что «любая достаточно развитая технология неотличима от магии». Что же мы видим в аниме? Один из героев прямым текстом говорит, что современная медицина — ничто по сравнению с древними колдунствами из «Некрономикона», позволявшими воскрешать мертвых силой Дьявола. У Лавкрафта «Аццкий Сотона», как и прочие персонажи авраамических религий, отсутствует напрочь: их сожрали твари пострашнее и поопаснее, да и «Некрономикон» предназначался для куда более интересных целей, нежели вульгарное воскрешение мертвых. Более того, такого персонажа мэтра, как Герберт Уэст, из хладнокровного ученого, мечтавшего с помощью науки победить смерть, здесь превратили в третьесортного маньяка-колдуна. В пору обращаться в Общество защиты безумных ученых!

Ну а довершает список косяков этого аниме то, что это хентай. В сюжет впихнули совершенно лишние любовные линии и эротические сцены, которые только портят и без того неровную атмосферу. Дело в том, что в данном сюжете секс не несет никакой смысловой нагрузки. Существует масса историй, где эротическая составляющая служит логическим продолжением сюжетной завязки. Например, какой-то внутренний порок героя толкает его в пучины нравственного падения и безумия и приводит к бесславному финалу или же секс служит отправной точкой сюжета. В таких аниме, как «Алая кульминация», «Черная библия», «Ночь жатвы», «Легенда о сверхдемоне» (того же режиссера, что и у «Загадок Некрономикона») это реализовано отлично. В «Загадках Некрономикона» этот момент благополучно просрали. При просмотре создается впечатление, что вместе слепили два разных фильма, а именно мистический детектив и порнопародию на него. Секс добавлен здесь для галочки, словно в оправдывание перед студией: «Вот, мы снимаем эротический триллер, как и было заявлено, вот эротические сцены». Причем всего этого можно было бы избежать, лучше проработав сценарий и прописав персонажей. К тому же заканчивается история вполне голливудским хэппи-эндом: зло побеждено, главный герой получает девушку, все счастливы! Последние гвозди в гроб лавкрафтовской атмосферы забиты!

Так ли все плохо? Несмотря на все недостатки, сюжет довольно любопытен, несмотря на банальную развязку. Стоит отметить хорошее качество рисунка, хотя анимация при этом сделана довольно топорно — на количестве кадров явно экономили. Ну и в конце концов из всех попыток снять аниме по мотивам — это, пожалуй, самая близкая к первоисточникам, если здесь подобное выражение вообще применимо. И да, еще здесь есть эротические сцены, а что еще нужно целевой аудитории?

Что мы имеем в итоге? «Загадки Некрономикона» — это детектив с неплохим, пусть и неровным сюжетом, лавкравтовскими мотивами и попытками, пусть и неудачными, создать атмосферу эротического триллера. Могли бы и лучше. Середнячок.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх