ХРАНИЛИЩЕ

КЛАССИЧЕСКИЕ УЖАСЫ — 5

Ведьма (сборник)

Автор: Фриц Лейбер

Составитель сборника: А. Лактионов

Жанр: хоррор, мистика, фантастика

Издательство: АСТ, Terra Fantastica

Серия: Классика литературы ужасов

Год: 2002

Похожие произведения:

Он начинал свой литературный путь по стопам Говарда и состоял в переписке с Лавкрафтом. Последний даже читал первый рассказ из ставшего впоследствии знаменитым цикла и дал младшему коллеге несколько советов, как улучшить повесть «Гамбит адепта». Получив эти начальные толчки, писатель отправился в свободное плавание. И вот, в итоге Фриц Ройтер Лейбер-младший так разнообразил своё творчество, что его считают «своим» как любители фэнтези, так и поклонники научной фантастики.

Читатель, отдающий предпочтение ужасам, также может найти «тёмные» жемчужины среди творческого наследия чикагского писателя.

Сборник «Ведьма» из серии «Классика литературы ужасов» составили три романа, одна повесть и несколько рассказов. Роман, давший книге название, открывает подборку и настраивает на нужный лад. В послесловии к сборнику утверждается, что Лейбер предпочитал работать на стыке жанров. «Ведьма» подтверждает, что это действительно так — мистический роман о ведьмах, главный герой которого ни на йоту не верит в магию и колдовство. Казалось бы, он на собственном опыте не единожды убедился, что охранные амулеты действительно способны защищать, а чудовищные сверхъестественные существа из иных миров реальны. Однако Норман Сейлор упрямо не верит, отрицает всё это. Совпадения случайны, а якобы мистические явления подстроены обычными людьми.

Совершенно другую позицию занимает жена Нормана Тэнси. Уж ей-то не надо доказывать существование магии, ведь она и сама ведьма. Её мужу постоянно угрожает опасность, которую женщина пытается предотвратить с помощью колдовства. Но когда Норман убеждает Тэнси выбросить все обереги и прекратить шептать заклинания, начинаются проблемы...

Роман «Ведьма» ставит вопрос: каково место мистики и колдовства в современном мире, рациональном и насквозь пропитанном духом материализма (произведение написано в 1943 году)? Какова реакция обычных людей на их проявления? И хотя Норман Сейлор даже и в финале романа не уверен в том, чему был свидетелем, в какой-то момент времени он поверил... Эта была самая тревожная сцена во всём произведении: муж в строгости выполняет инструкции жены и... колдует!

Два других романа, попавших в подборку, от мистики и ужасов ещё дальше. Но всё же «Грешники» — это скорее мистика, чем фантастика. История того, как Карр Маккей узнал об истинном положении вещей и перестал быть обывателем. Вместе с тем он стал жертвой, за ним теперь охотятся некие люди, такие же, как он, — так же, как он, ощущающие мир, но при этом возомнившиеся себя кем-то вроде богов. Им такие как Карр, конечно же, мешают — потому и идёт охота. Но Маккей в своём противостоянии не один, девушка по имени Джейн часто оказывается рядом. Собственно, благодаря ей Карру и удалось взглянуть на окружающую действительность под новым углом.

В отличие от «Грешников», романа динамичного, в котором мистика выходит на первый план, «Необъятное время» — фантастическое произведение с неспешно развивающимся сюжетом. Действие происходит на некоей Станции, где участникам войны во времени, обычным солдатам, сражающимся в различных точках пространства-времени, дают возможность восстановиться. Круг персонажей строго ограничен; диалоги (и монологи) превалируют над действием. Да и вообще, весь роман похож на пьесу, что неудивительно для Лейбера, выросшего в семье актёров «шекспировского» театра.

Рассказы в книгу попали примерно в том же соотношении, как романы — немного ужасов и мистики, больше фантастики. Впрочем, первые четыре текста малой формы подобраны довольно удачно.

«Бум-пампампам-бим-бам-бом» повествует о таинственном символе, вмещающем в себя все другие символы мира. Обнаружившие его музыкант и художник и не подозревали, к чему приведёт его распространение. Рассказ «Дымный призрак» относится к лучшим и самым известным творениям Фрица Лейбера. Несмотря на довольно простое название, никакого стандартного мистического хоррора за ним не обнаруживается. История странная и непонятная, мастером создавать которые и был автор. И — что немаловажно — рассказ действительно жуткий.

«И тогда Джо бросил кости...» — сюрреалистическое полотно, казалось бы, достаточно простое и понятное сначала, но постепенно становящееся чем-то из разряда: «что это было?» Именно этим недоумением, возникающим по прочтении, и сильна история. Здесь совсем необязательно понимание сюжета, гораздо интереснее образы персонажей. «Власть кукол», ещё одна достаточно известная вещь, завершает блок мистических рассказов. Куклы-убийцы — как это банально! Но в умелых руках Лейбера этот сюжет играет новыми красками. Кукловод, виртуозно справляющийся со своими подопечными, которому нет равных, неожиданно перестаёт пускать за кулисы жену. Женщина беспокоится как о муже, так и о его куклах, и просит помощи у старого друга...

Ещё два рассказа: «Корабль отплывает в полночь», «А я пойду дальше...» — не ужасы, не мистика, а фантастика. В первой истории автор ставит вопрос: что будет, если на Землю прилетят инопланетяне, но в процессе изучения и исследования планеты увлекутся настолько, что решат не возвращаться домой?.. Во втором рассказе Лейбер конструирует «обратный» мир: все события мировой истории на своих местах, только вот время течёт вспять. Соответственно, люди не рождаются, живут и постепенно стареют, а воскресают из мёртвых и молодеют. Но и в этом мире не все одинаковы — на рассказчика время вообще никак не влияет, и он проживает век за веком, наблюдая, как великие цивилизации скатываются к варварству...

Вот, казалось бы, и всё... Но разве можно считать сборник избранных произведений Фрица Лейбера полным без его главных созданий — Фафхрда и Серого Мышелова? Составитель посчитал, что нет, и включил в подборку повесть и рассказ о приключениях двух героев.

В «Весёлом городе Ланхмаре» варвар и пройдоха, промышляющие воровством, впервые знакомятся и сразу же становятся друзьями. Подруга Фафхрда упрашивает его отправиться в дом Гильдии Воров, чтобы расправиться с Кровасом, тем самым отомстив за девушку. Повесть явно распадается на две части: первая — довольно лёгкая, беззаботная и ироничная, пародийная направленность которой видна невооружённым взглядом, и вторая — мрачная, тёмная, наполненная кошмарным колдовством. Другой вариант перевода произведения, дословный — «Зло встречается в Ланхмаре» — более точно передаёт суть истории.

Во втором и последнем рассказе в сборнике предстаёт ещё один интересный персонаж цикла о Фафхрде и Сером Мышелове — Смерть. Смерть выполняет свою работу, и парочка друзей оказываются одними из тех, кому судьбой предначертано отправиться в мир иной. Но приятели не так-то просты: даже подосланные убийцы не в силах лишить жизни двух воинов. Вот и приходится Смерти искать замену... В пародийно-иронической направленности рассказа «Печаль палача» и вовсе нельзя усомниться. Образ Смерти не вызывает даже тени страха. Тем не менее, как раз этим произведение и интересно.

В сборник «Ведьма» вошли разные по настроению и стилю произведения Фрица Лейбера. Действительно «страшных» текстов не так уж и много, и другие рассказы (например, «Девушка с голодными глазами», «Чёрный гондольер», «Мертвец», большая часть авторского сборника «Посланцы Ночной Тьмы») и романы (знаменитая «Богородица Тьмы») пришлись бы очень кстати. Их место заняли другие работы — фантастические и фэнтезийные, что, с одной стороны, не пошло книге мистики и ужасов на пользу, но, с другой стороны, более полно в жанровом отношении представили творчество чикагского писателя.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх