ГОЛЕМ

У среднестатистического читателя имя Стивена Кинга вызывает устойчивые ассоциации с жанром ужаса, но если взять среднестатистического же зрителя, то здесь дело обстоит немного иначе. Да, конечно, в мировую культуру ХХ века Стивен Кинг внес вклад, в первую очередь, своими страшными романами, однако по части экранизаций его произведений больше всего зрительских симпатий снискали не ужасы, не мистика и даже не триллеры.

Побег из Шоушенка

Лучшие из лучших: Побег из Шоушенка (1994) и Зеленая миля (1999)

На настоящий момент в топе IMDb первое место занимает «Побег из Шоушенка», а следующий фильм, снятый по произведению Стивена Кинга, располагается на 36 месте – это «Зеленая миля». На Кинопоиске ситуация еще интереснее: оба фильма располагаются на верхушке топа, «Побег из Шоушенка» на первом месте, «Зеленая миля» – на втором. Примечательно, что оба фильма являются драмами, рассказывающими историю людей, которые оказались в тюрьме за преступления, которых не совершали. Интересен еще и тот факт, что оба фильма снял Фрэнк Дарабонт.

«Побег из Шоушенка» повествует об Энди Дюфрейне, успешном банкире, обвиненном в убийстве жены и ее любовника и приговоренном за это к двум пожизненным срокам в тюрьме Шоушенк. Фильм демонстрирует, как можно пройти через ад, выжить в крайне враждебных условиях и при этом остаться человеком. Недаром его слоган: «Страх – это кандалы. Надежда – это свобода». «Зеленая миля», в свою очередь, фокусирует внимание зрителя на Джоне Коффи, негре, обвиненном в изнасиловании двух маленьких девочек. Джон оказывается в блоке смертников, и его ждет электрический стул, вот только путь к этому стулу будет непростым. Справедливости ради, стоит сказать, что оба фильма не являются чистыми драмами. Они содержат элементы и других жанров: в случае «Побега» – триллера, в случае «Мили» – мистики, но речь идет именно об элементах, тогда как основной жанр обеих картин – драма.

Зеленая миля

В девяностые годы, когда фильмы появились в прокате, сопровождаемые словами «снято по произведению Стивена Кинга», учитывая репутацию последнего, зритель явно не ожидал увидеть столь трогательные и душевные истории. Про эти две ленты можно говорить еще много, рассуждая о мастерской режиссерской работе и интересной манере Дарабонта рассказывать историю, о блистательных актерских работах Тима Роббинса, Моргана Фримана, Майкла Кларка Дункана, Тома Хэнкса и многих других. Говорить об этих фильмах можно так много, что хватит на целую книгу, поэтому лучше ограничиться уже сказанным, порекомендовать оба фильма к просмотру тем, кто еще не успел этого сделать, и к пересмотру – всем остальным.

Останься со мной

Останься со мной (1986)

Между тем, список экранизаций Стивена Кинга не хоррорно-триллерной направленности вышеперечисленными картинами не ограничивается. В 1986 году на большие экраны вышла драма «Останься со мной», снятая по повести «Тело». Это история о четырех мальчишках, которые отправились в двухдневный поход, чтобы найти тело пропавшего ребенка. В фильме поднимаются и раскрываются темы детской дружбы и товарищества, совместного преодоления тягот похода и испытаний духа и решимости, которые проходит каждый из персонажей. Экранизация не является дословной: что-то изменили для лучшего переложения на язык кинематографа, что-то вырезали ради хронометража, однако картине удалось сохранить дух оригинала, и фильм был принят очень благосклонно, о чем свидетельствуют неплохие кассовые сборы и несколько номинаций на престижные кинонаграды. Неудивительно, что спустя четыре года режиссер «Останься со мной» Роб Райнер вновь обратился к творчеству Стивена Кинга и снял фильм «Мизери», но это уже совсем другая история.

Долорес Клейборн

Долорес Клейборн (1995)

Если продолжать говорить о драматических экранизациях Кинга, выходивших на большом экране, то стоит вспомнить еще две. Во-первых, вышедшую в 1995-м «Долорес Клейборн», снятую по одноименному роману. История содержит в себе значительный детективный элемент и разворачивается вокруг тяжелой судьбы главной героини, которая двадцать лет назад обвинялась в убийстве мужа, но не была осуждена за недостаточностью улик, а в настоящий момент является подозреваемой в смерти своей работодательницы. Фильм не является успешной экранизацией романа, однако стоит просмотра хотя бы ради актерской игры Кэти Бейтс, исполнительницы главной роли. Кстати, именно она в свое время воплотила на киноэкране образ Энни Уилкс, маньячки в фильме «Мизери».

Сердца в Атлантиде

Сердца в Атлантиде (2001)

Во-вторых, «Сердца в Атлантиде», снятые по мотивам первой повести из одноименного сборника. Фильм вышел в 2001 году, и так же, как и «Останься со мной», обращается к теме детства и детской дружбы. С «Долорес Клейборн» данный фильм роднят низкие кассовые сборы и не особая успешность в качестве экранизации произведения культового автора. Однако сама по себе кинокартина вполне смотрибельна, благодаря стараниям одного актера – в данном случае Энтони Хопкинса, исполнившего роль Теда Бротигена.

Бегущий человек

Бегущий человек (1987)

Уже понятно, что драма по Кингу на киноэкране смотрится неплохо, если не сказать хорошо. Поэтому стоит вспомнить о менее типичных экранизациях. Самой известной среди таковых является кинокартина «Бегущий человек», снятая по мотивам одноименного романа, издававшегося под псевдонимом Ричард Бахман. Если обратиться к современным аналогам для сравнения, то фильм представляет из себя эдакие «Голодные игры» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. В книге были социальная антиутопия, драма, игры на выживание, однако это все забывается, когда на экране мускулистый австриец выбивает дух из очередного противника. Фильм получился в большей степени боевиком со Шварценеггером, нежели экранизацией произведения Стивена Кинга, вследствие чего поклонниками писателя он вспоминается редко и неохотно, хотя как «боевик из 80-х» он вполне неплох.

Лангольеры

Лангольеры (1995)

На этом разговор о большом экране можно закончить и перейти к малому. Многие наши соотечественники могут вспомнить крутившуюся по Первому каналу рекламу телесериала про пассажиров самолета, затерявшихся во времени, и зубастых шариках, поедающих все вокруг. Речь идет о «Лангольерах», которые, несмотря на наличие сверхъестественного элемента, являются драмой о взаимоотношениях людей в замкнутом пространстве при крайне необычных обстоятельствах. Точнее, этот минисериал хочет казаться таковой драмой, так как на деле данный телепроект грешит затянутостью, посредственными спецэффектами и регулярными переигрываниями некоторых актеров. Интересный момент связан с Дэвидом Морсом, исполнителем роли первого плана. Дело в том, что, помимо данного сериала, Морс сыграл также в «Зеленой миле» и «Сердцах в Атлантиде», так что актера можно считать своего рода ветераном кинговских экранизаций.

Сражение (1986)

Самой необычной же экранизацией произведения Кинга, причем не только из списка нехорроров, но и вообще, является мультфильм «Сражение», снятый по рассказу «Поле боя» и вышедший в 1986 году в Советском Союзе. Сам по себе мультфильм не особо примечателен и следует сюжету оригинала лишь с незначительными изменениями. Главный герой – наемный убийца, выполнивший заказ на директора фабрики игрушек и получивший в ответ посылку с игрушечными солдатиками. Львиную долю времени мультфильма занимает сражение с этими самыми солдатиками. «Сражение» длится всего около десяти минут и отличается довольно специфичным стилем рисовки. Но тот факт, что экранизацию Стивена Кинга (!) сделали в Советском Союзе (!!) в виде мультфильма (!!!), несомненно, заслуживает внимания. Кстати, существует и более традиционная, сериальная, экранизация рассказа – это первый эпизод американского сериала «Ночные кошмары и фантастические видения». Однако версия американцев ближе к триллеру с элементами боевика, в то время как советский мультфильм – скорее, боевик с элементами фантасмагории.

Сражение

* * *

Произведений у Кинга довольно много, и они уже давно не ограничиваются жанром ужаса, который в свое время принес автору бешеную популярность не только на родине, но и во всем мире. Вполне естественно, что экранизации его книг также не ограничиваются одним жанром. Кроме вышеперечисленных, стоит еще упомянуть вышедшую недавно «Темную башню», которая ближе к жанру летнего фантастического блокбастера, нежели к какому-либо еще, а также стартовавший 9 августа детективный сериал по мотивам романа «Мистер Мерседес». Однако судить об успешности этих произведений еще рано.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх