DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Летописи барабашки

В 1970 году в Израиле родился будущий программист Орен Пели. Но в историю он войдет вовсе не как создатель операционной системы, новых алгоритмов или популярных мессендежеров. Люди запомнят его, как человека, сумевшего выгодно продать свои страхи. В 19 лет Пели переехал в США, где впервые начал жить один. Вырванный из большой и шумной еврейской семьи, парень испытал стресс, который усугублялся непонятными скрипами и стуками. Большинство домовладельцев прекрасно знают, что старые (да и новые) дома зачастую способны издавать звуки. Виной тому сквозняки, плохо закрепленные доски и кабели, мелкая живность, обитающая в вечном соседстве с человеком.

Но Орен Пели ничего этого не знал. Оторванный от непрерывного человеческого общения, дезориентированный вынужденным одиночеством, его разум рисовал совершенно сюрреалистическое картины. А чтобы домыслы, страхи и суеверия не пропадали зря, ушлый экс-программист решил состряпать из них сценарий, снять по нему кино и выгодно продать.

Так зародилась франшиза «Паранормальное явление».

Явление первое, оно же страшное

К съемкам первого «Паранормального явления» Пели приступил в 2006-м году. Съемки длились всего одну неделю при участии начинающих актеров, которые, в лучших традициях «Ведьмы из Блэр», в кадре пользовались своими настоящими именами. Действие происходило в стенах одного единственного дома, лишь пару раз демонстрируя внутренний дворик и подъезд. Технология съемки стилизовалась под домашнее видео, а сама история подавалась в жанре все той же «Ведьмы»: псевдодокументальное кино, основанное на мистификации и фальсификации. Собственно, выход фильма в какой-то степени вновь поднял интерес к жанру в целом.

Сюжет строится вокруг обычной молодой пары, Кэти и Мики. История начинается с того, что Мика распаковывает и включает свежеприобретенную видеокамеру. Герои обсуждают причины ее покупки: девушку с детства преследует некая паранормальная сущность, а парень желает добыть видеодоказательства ее проявлений. Деятельность невидимого гостя сводится к ночным шумам, стукам, скрипам и прочей малозначимой и слабодоказуемой активности.

Одним из условий покупки камеры и фиксации всего происходящего стало то, что Кэти может обратиться к экстрасенсу доктору Фредриксу. Мика относится к нему с явным презрением, считая шарлатаном. Осмотрев дом и собрав анамнез, доктор заявляет, что тут дело не в призраке, а в демоне, который вне его специализации. Экстрасенс уходит, оставив номер знакомого демонолога и порекомендовав, во-первых, связаться с ним, а во-вторых, ни в коем образе не провоцировать сверхъестественную сущность на общение, иначе потом сложнее будет от него избавиться.

Тем не менее, у парня взыграла гордость. Он отказывается вызывать демонолога, намеренно провоцирует демона на активность и игнорирует просьбы подруги вести себя поскромнее. Ситуация постепенно накаляется, а явления паранормального характера становятся как более очевидными, как и более опасными.

Крайне любопытно, что у первого «Паранормального явления» есть три альтернативных концовки. Во всех трех герой погибает разными способами и порой за кадром. Но судьба героини, которая послужит средством для дальнейшего развития франшизы, не так однозначна. Каноничной считается театральная версия, которую крутили в прокате, где закадровый голос читает текст о том, что местоположение Кэти до сих пор не установлено.

И лишь несколько продолжений, снятых в дальнейшем, раскрывают ее участь.

Явление второе, с азиатским прищуром

Первая картина пролежала на полке долгие три года. После съемок в 2006 году Пели долгое время искал прокатчиков, которые выпустили кино на экраны аж в 2009-м. Снятый за скромные 15 тысяч долларов, ужастик стал самым прибыльным фильмом в истории, собрав в прокате 192 миллиона и окупившись в 13 тысяч раз. Поэтому нет ничего удивительного, что в разработку сразу же запустили продолжение. Да не одно: в 2010 году свет увидели «Паранормальное явление 2», действие которого происходит до и после событий первой части, и неофициальный спин-офф «Паранормальное явление: Ночь в Токио».

Оба проекта разрабатывались параллельно и независимо друг от друга, но каждый в меру сил и возможностей опирался на оригинал. Полноценной частью сериала, с развитием мифологии, задействованными актерами, кадрами из предыдущей работы, стал, как не трудно догадаться, номерной фильм. «Паранормальное явление 2» является эдаким мидквелом, одновременно приквелом и сиквелом, события которого тесно переплетаются с первоисточником и сюжетно связаны с ним. Почти все действие разворачивается до событий исходной ленты.

Кино начинается с того, что младшая сестра Кэти, Кристи, возвращается в дом к мужу из роддома вместе с новорожденным сыном Хантером. Счастливый папаша снимает радостный момент на камеру (чтобы хоть как-то оправдать подачу материала). Проходит время, и однажды в дом вламываются неизвестные и переворачивают все вверх дном. Озадаченный случившимся отец семейства решает установить систему наблюдения, что, опять же, подводит к привычной (и дешевой) манере повествования.

Вторгаясь в некоторые эпизоды частной жизни, зритель наблюдает ожидаемую картину: медленно, но верно начинает происходить что-то странное. Загадочные шумы, подозрительные стуки, перемещающиеся вещи. Попутно Эли, девочка-подросток, дочь мужа Кристи от первого брака, проводит расследование. Через ее диалоги с приятелем доводится важная информация: таинственный демон преследует Кристи не просто так: ему нужен первый ребенок мужского пола в роду. Когда-то прабабка сестер заключила с ним договор, но так как с тех пор рождались одни девочки, демон не мог получить свою плату, преследуя носителей крови. Ради достижения цели он вселяется в Кристи, но ритуал изгнания, проведенный набожной мексиканской няней Мартиной, вынуждает его отступить и выбрать в качестве оболочки Кэти. В этом месте как раз стартуют события оригинала…

Так как количество задействованных актеров и камер, а также уровень постановки, включающий трюки и спецэффекты, возросли, то бюджет вырос с 15 тысяч до без малого трех миллионов. Финальные сборы превысили 177 миллионов, что запросто позволило мидквелу окупиться. Однако успех явно несопоставим с первым фильмом — видимо, массовому зрителю не слишком понравилось смотреть на одно и то же.

А уже совсем скоро ситуацию усугубил неофициальный спин-офф «Паранормальное явление: Ночь в Токио». Это весьма показательная ситуация: не японцы снимают англоязычные ремейки своих ужастиков для западного кинорынка, а наоборот, тащат оригинальную американскую идею в свои пенаты (о чем честно сообщили в начале специальным титром).

По сюжету «Ночи в Токио», героиня Харука, путешествуя по Америке, сбила насмерть ту самую Кэти из первой серии, вычеркнув тем самым фильм из канона. И теперь загадочный демон преследует ее. Из-за аварии у Харуки сломаны ноги, и полгода она не сможет самостоятельно передвигаться. За ней ухаживает брат Коичи, который ставит в комнате камеру после жалоб о странных происшествиях. Ну а дальше по накатанной схеме: сверхъестественная сущность все активнее себя проявляет, герои пытаются избавиться от нее, но итог печален и трагичен.

Японская адаптация не сыскала большой популярности у киноманов ни на востоке, ни на западе. Первый спин-офф так и остался вне канона, числится неофициальным и никакой роли на развитие лора не оказал. Несмотря на это, те немногочисленные поклонники жанра, что посмотрели-таки его, оценивают фильм в среднем на том же уровне, что и остальные части.

Явление третье, история прошлого и технологии будущего

Следом, один за другим, с интервалом в год, выходят номерные третий и четвертый эпизоды. Сложно представить более разные по идейному наполнению произведения в рамках единого сюжета, завязанного на одних и тех же персонажах. Триквел в полной мере являлся приквелом ко всей истории: действие происходит в 1988 году, почти за два десятка лет до основных событий. В центре сюжета малолетние сестры Кристи и Кэти, те самые. Только вот ретроспектива детских кошмаров оказалась несколько отличной от первоначальных баек Кэти.

Так, по замыслу авторов, получалось, что воображаемый друг (тут у него появляется имя) преследовал вовсе не старшую, а как раз младшую девочку. И она, вопреки предыдущим рассказам, не боялась, а наоборот, дружила с ним. А опасались родители и, в некоторой степени, старшая сестра. Проделки эфемерного Тоби (так зовут друга) доводят до белого каления всю семейку, вынуждая спасаться бегством к бабушке. Что, конечно же, совершенно зря, ведь бабушка вместе с товарками по колдовскому ковену только и хочет принести непослушную дочь с мужем в жертву, лишь бы обучить внучек и убедить родить в дальнейшем первенца-мальчика.

В триквеле впервые появились сторонние люди, заинтересованные в существовании демона и преследующие какие-то свои цели. Такой подход несколько притупил изначальную необъяснимость происходящего. Но есть мнение, что более-менее вменяемые мотивы и чуть более персонализированное зло в лице шабаша ведьм зрителям понравилось: при возросшем до 5 миллионов бюджете сборы у третьего эпизода самые высокие: 207 миллионов. Собственно, шесть лет фильм держал рекорд по кассовым сборам в премьерный уик-энд среди хорроров с рейтингом R, собрав 52 миллиона. И только в 2017 году феноменальный старт «Оно» по роману Стивена Кинга установил новую планку в 179 миллионов. Неплохие показатели для специфического псевдодокументального хоррора.

Разумеется, подобный успех не мог поставить крест на франшизе, и через год выходит «Паранормальное явление 4». Действие вновь возвращено в наши дни, а в центре сюжета обычная семья, по соседству с которой живет странный маленький мальчик с загадочной матерью. В силу обстоятельств соседского малыша приходится приютить на некоторое время, пока его мать лежит в больнице. Вместе с новым жильцом в дом приходят необъяснимые события, которые главная героиня, девочка-подросток Алекс, списывает на влияние новенького. Параллельно со всякими стуками, топотом и перемещением вещей, меняется и характер младшего брата Алекс. По мере развития событий выясняется, что по соседству живет Кэти, а младший брат героини — похищенный в финале сиквела Хантер, первенец Кристи, невесть каким образом усыновленный новой семьей (это при том, что его местонахождение, согласно лору, так и не было установлено).

Под конец вновь проявляется влияние ковена и калифорнийских ведьм, но ничего принципиально нового они в развитие мифологии не принесут. Зато «четверка» знатно прокачала технологии: действие первой картины разворачивалось в 2006 году, а этой — в 2011-м. Герои теперь пользуются не ручными камерами или системой видеонаблюдения, а встроенными в ноутбуки вебками. Это освежило сам подход псевдодокументальной съемки, грамотно вписав его в современные реалии. Отдельно стоит отметить удачную находку с системой Kinect на игровой консоли Xbox 360. Система точечного считывания движений отлично вписалась в антураж и является настоящим украшением фильма.

Увы, зрители не слишком высоко оценили техническую подкованность в приевшейся фабуле. При том же пятимиллионном бюджете, лента собрала в прокате всего 142 миллиона. Франшиза все еще оставалась прибыльной, но уже было видно, что публике она начала приедаться.

Тем не менее, впереди маячили еще два продолжения.

Явление четвертое, временные червоточины с мексиканским акцентом

Спад зрительского интереса вынудил бессменного продюсера всех эпизодов (за исключением, конечно, японского сегмента) Орена Пели взять паузу. Впервые за пять лет осеннее окно кинотеатральных релизов обошлось без «Паранормального явления». Выигранное таким образом время ушло на переосмысление сюжета и выбор дальнейшей стратегии развития. Результатом стали первый официальный спин-офф «Метка дьявола» и заключительная часть с подзаголовком «Призраки в 3D» и с объемным изображением.

«Метка дьявола», как и предыдущее неофициальное ответвление, пропитано национальным колоритом, только вместо японцев на передний план выходят живущие в Калифорнии мексиканцы. Главные герои — выпускник школы Джесси и его приятель Гектор, помешанный на камерах (надо же как-то объяснять фирменную манеру съемки). По соседству с ними в бедном жилом комплексе живет некая Анна, которую местное население считает ведьмой. Однажды ее находят мертвой в собственной квартире, а обвиняют в убийстве Оскара, одноклассника Джесси. Забравшись в поисках приключений и адреналина в жилище бедной женщины, подростки сталкиваются сперва с проявлениями паранормальной сущности, а затем и с беднягой Оскаром, утверждающим, что проклятие ведьмы преследует его, заставляя убивать. Предупредив Джесси, что он тоже отмечен темной сущностью, парень забирается на крышу местной церкви и прыгает с нее, чтобы покончить с собой. Разумеется, после этого у главного героя начинают проявляться сверхъестественные силы и постепенно портится характер.

Данный спин-офф стал первой картиной во всей серии, действие которой разворачивается не только в пределах одного дома. Подростки бродят по двору жилого комплекса, выходят на улицы, наведываются на спортивную площадку и вечеринку на заднем дворе. Масштаб просто несоизмерим, но при этом подача материла в псевдодокументальной манере все равно выдает скромный бюджет, а кое-где смотрится попросту неуместно. Впрочем, это одна из главных условностей всей франшизы: не всегда удается грамотно объяснить причину постоянной съемки персонажами своих действий.

Другой крайне важной составляющей стала идея временных порталов. В ходе повествования озвучивается мысль, что ковен ведьм использует договор с демоном не только для личного обогащения и прочих материальных благ, но также, чтобы попадать в разные временные промежутки. Наряду с отсылкой к Эли, единственной выжившей из сиквела, данный финт помогает привязать спин-офф к миру основной серии. Ну и телепортация по разным эпохам плавно подводит к заключительной части, что немаловажно.

К сожалению для его авторов, сей опус собрал в основном негативные отзывы. При все том же бюджете в 5 миллионов прокат принес всего лишь 90. Завершение же эпопеи пришлось на пятый номерной эпизод, вышедший через год.

«Паранормальное явление 5: Призраки в 3D», по заверениям Пели, должно поставить точку во франшизе. Как нетрудно догадаться из названия, серия впервые шагнула в трехмерное измерение, привнеся в застоявшийся визуал новшества технического плана. Решение, надо признать, весьма спорное: скромный бюджет и стилизация под старую камеру привели к весьма посредственным спецэффектам, не производящим должного вау-эффекта и больше раздражающим, нежели впечатляющим.

Сюжетно пятая часть действительно завершает всю эпопею. Начинается кино с кадров из 1988-го, когда маленькие Кристи и Кэти попали в лапы сектантов-колдунов. Затем, уже в наше время, новые жильцы находят записи с их обучением. Параллельно дочь героев Лейла начинает общаться с воображаемым другом Тоби, пока отец видит через объектив найденной тут же видеокамеры странные образы. Финальное кино увязывает воедино предыдущие намеки, впервые выводит на передний план ребенка женского пола (до этого демона интересовали только мальчики), а также использует перемещения во времени из вышедшего ранее фильма.

Свистопляска со временем могла бы добавить живости в повествование, акцентируй авторы на ней внимание. Прием из эпизода «Не моргай» сериала «Доктор Кто», когда человек на видеозаписи реагирует на происходящее перед экраном, если его грамотно расписать, смотрится весьма увлекательно. К сожалению, создатели «Призраков» не стали заморачиваться и пошли проторенной дорожкой.

У фильма, как и у первой части, есть альтернативный финал, доступный на носителях на случай маловероятного успеха. Он оставляет историю открытой. Но так как за минувшие с момента выхода последней части пять лет ни одного нового фильма с названием «Паранормальное явление» не вышло, логично предположить, что Пели сдержал слово. Помогли ему в этом кассовые сборы: при максимальном для серии бюджете в 10 миллионов долларов они оказались минимальными (за исключением, опять же, японской адаптации) и составили 78 миллионов. Можно смело сказать, что история сериала подошла к концу.

* * *

За все свое недолгое существование франшиза «Паранормальное явление» успела сделать множество значимых вещей. В первую очередь, — и это самое главное — заслужить статус самого прибыльного фильма в истории. Также детище Орена Пели вновь подняло волну интереса к жанру «найденных пленок». Сага о преследуемых демоном людях послужила источником для нескольких пародий разной степени удачности, включая две комедии с небезызвестным Марлоном Уэйнсом.

Но самое главное, за что стоит сказать огромное спасибо создателю и идейному вдохновителю франшизы, это то, что эти киношки научили человечество одной простой мудрости: заведи котика — и все странные шорохи, стуки и необъяснимые перемещения предметов можно будет списать на его происки. А значит, демон не разгневается и не подпитается от пристального внимания к своей персоне. И все останутся живы.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)