DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Максим Кабир: «Если внуки спросят, какой рассказ победил, я совру им: “Черви”»

Максим Кабир стал, пожалуй, главной звездой отечественного хоррора во второй половине 2018 года. Вышедший в сентябре роман «Скелеты» был отлично принят читателями, и не успели утихнуть восторженные отзывы, как в декабре Кабир выиграл главный литературный хоррор-конкурс «Чертова дюжина». По случаю этой победы и остальных успехов DARKER с Максимом и побеседовал.

В 2018 году вышел роман «Скелеты» и собрал кучу положительных отзывов, ты успешно прошел очередной отбор в «Самую страшную книгу», а под конец года выиграл «Чертову дюжину». Как сам оцениваешь 2018-й? Выделился ли он чем-либо на фоне остальных?

Привет всем. Год был хороший, продуктивный. Я написал два романа — готический Nevemore и постапокалиптический «Клювы». Мне кажется, это хорошие работы. Насчет «выделяться» — то да, выходом «Скелетов», и я рад, если книга понравилась читателям. В 2019-м будет больше и лучше.

В «Чертовой дюжине» ты участвовал с самого первого захода, всегда выходил в финал, но победить получилось только с шестого раза. Стал ли вопрос победы в «Чертовой дюжине» за это время принципиальным? Расскажи подробно, что испытал, когда узнал о победе.

Принципиальным — нет, не было даже близко таких мыслей. Я просто получал удовольствие, участвуя. В целом, читая отзывы судей, я уже догадывался, что «И наступила…» может выиграть. В «Чертовой дюжине» в разные годы участвовали рассказы, которые я бы назвал «прекрасными», «удивительными», «поражающими», а «И наступила…» — это просто милый рассказ. Такой экологически милый, чего бы не проголосовать за него — большой беды не будет. Если внуки спросят у меня, какой рассказ победил на «Чертовой дюжине», я совру им: «Черви». Станут они, что ли, гуглить? Дел у моих внуков других нет!

Какие рассказы за все шесть сезонов «Чертовой дюжины» тебе понравились больше всего? Были ли те, которые действительно смогли напугать тебя и чем именно?

Мои фавориты обычно не выходили во второй тур. На последнем конкурсе мне очень понравился рассказ про заменяющую учительницу. Я ставил его на первое место — прекрасная вещь. А рассказ застрял в первом туре. Был еще хороший про странных покупателей в супермаркете три года назад. Тоже не финалист. Но я помню его, в отличие от многих текстов, попавших в пятерку. А напугать меня как читателя довольно просто, потому что я готов пугаться и принимаю правила автора, доверяю ему, следую за ним во тьму, а не выискиваю опечатки.

Чего боишься ты сам, если говорить не о житейских страхах, а именно о том, что пугает тебя в книгах и фильмах?

Все зависит от автора. Я не боюсь клоунов и считаю их симпатичными, но не тогда, когда перечитываю «Оно». Сильный писатель может напугать чем угодно. Мертвый мальчик в фильме «Оцепеневшие от страха» — это же арктическая жуть. Птицы — страшноватые создания, по-моему. И лес — прекрасная локации для хоррора, Невилл не даст соврать. Я не очень люблю природу и чувствую себя растерянным в лесу. Нагромождение веток, никакой логики и симметрии — брррр.

В кругах нашего хоррор-сообщества уже давно была замечена твоя невероятная творческая плодовитость. А как ты сам на это смотришь? Как тебе такое удается? Осознаешь ли, что действительно пишешь много и быстро?

Да, конечно, я пишу много и пишу быстро, но ведь я ничем кроме этого не занимаюсь. К тому же это мой способ работать: писать практически неотрывно. Я делаю пять-десять вордовских страниц в день, если сочиняю роман. Очень хочется узнать, чем он закончится, что будет с героями, куда развернется сюжет. Я страдаю (на самом деле наслаждаюсь) синдромом навязчивых состояний, и трудоголизм непосредственно связан с этим свербящим чувством внутри. Напишу-ка еще одну главку, сделаю еще одну татуировку поверх старой, а потом позволю себе расслабиться и вычищу квартиру так, чтоб ни пылинки не осталось. Кайф.

Твоя группа во «ВКонтакте» «Короткие летние ночи кошмаров» посвящена небольшим рассказам ужасов от тебя и не только от тебя. В этой же группе был популяризован формат шотов (рассказы ровно по 50 слов). Какое место в твоем творчестве занимает такого рода малая форма? Является ли она для тебя только отдыхом от более крупных и серьезных произведений или это уже что-то большее?

В юности у меня была книга «Рассказы из 55 слов». Я вспомнил ее и придумал этот формат шотов, сократив до полусотни слов: «Короткие летние ночи» — это же бар, где люди отдыхают и где царит дружественная «барная» атмосфера. Потому полста — то, что надо. Да, это и отдых, и упражнение для ума, и еще один способ рассказывать страшные, надеюсь, качественные, истории. А главное, это все же рассказы моих коллег. Например, Николай Романов, победивший на большом чемпионате КЛНК, который я устраивал, создает шоты ювелирного качества, и я рад, что паблик стал площадкой для таких крошечных шедевров — от Романова, Андрея Миллера, и других авторов. Чем больше хоррора, тем лучше. Думается, для КЛНК я придумал несколько хороших историй.

За годы творчества ты писал на разные темы, о разных людях и монстрах в разные исторические периоды. Есть ли у тебя любимые темы, персонажи, времена? Чем они ценны для тебя?

Мои любимые персонажи — обыкновенные люди, столкнувшиеся с неизведанным. Слабые, ранимые перед лицом тьмы, со своими тараканами и скелетами. Я ценю их и дорожу каждым персонажем, не смотрите, что они часто умирают. Мне нравятся таежные болота, я часто пишу о них. Нравятся маленькие провинциальные города, хотя в «Никогда» и «Клювах» я использовал столицы, мегаполисы — Киев, Москву, Прагу. Сны — неисчерпаемая тема для жанра. Исторический хоррор — благодаря возможности по-настоящему углубиться в тему. Легче сказать, о чем мне неинтересно писать — о зомби, например. Боди-хоррор и сплаттерпанк тоже не мое. А времена хороши всякие: что девятнадцатый век, что современность. Нет, девятнадцатый век, пожалуй, лучше. Последние два десятилетия.

Если ты засядешь за произведение и твердо решишь, что оно должно стать твоим magnum opus, каким оно будет? Какие персонажи обязательно в нем появятся? И будет ли оно вообще в жанре хоррора?

Я так не работаю. Чтобы думать о написании magnum opus, надо очень серьезно воспринимать свое творчество. Я же каждым романом или рассказом просто хочу увлечь читателя, пощекотать нервы. Сейчас я работаю над серьезным и сложным произведением — я придумал его много лет назад, но только теперь понял, что смогу справиться с темой. Сделать все аккуратно. Это вещи, которые меня волнуют: роль учителя в современном обществе, воспитание и образование детей. И это, конечно, хоррор, страшный и бескомпромиссный.

Кого ты можешь назвать лучшим из своих русскоязычных коллег-современников, пишущих хоррор? Чем тебя завлекает их творчество? Можешь ли сказать, то кто-то из них повлиял на тебя и твое творчество?

Это прекрасный вопрос. Я фанат русского хоррора как составной части великого хоррор-пазла. У нас так много прекрасных авторов, что я могу составить запросто топ-30 не задумываясь. Но я боюсь кого-то забыть. Потому выделю писателей, которые, как мне кажется, подходят к творческому процессу с той же стороны, что и я. Это мой замечательный друг Дмитрий Костюкевич, это Михаил Парфенов и Александр Подольский. Читая их, я думаю, что мог бы написать их рассказы, но они опередили меня. Не знаю, поймут ли мою мысль читатели, но вот такое приятное и радостное чувство вызывают во мне их тексты. Недавно я читал Костюкевича и просто в финале рассказа вскочил и аплодировал — настолько я был счастлив, что Дима написал такую вот историю. И я всегда счастлив, читая хороший русский хоррор. Потому что я чувствую себя прорабом жанра, человеком, который много лет получал наслаждение от книг и фильмов и теперь должен постараться и поработать на благо жанру. Если бы вы попросили меня выбрать лучшего автора, то я бы назвал Лену Щетинину, которую я просто боготворю как автора. Это колоссальный писатель. В моем понимании, это недостижимая высота. Как же здорово, что мы с Леной работали над одним рассказом.

По новым правилам «Чертовой дюжины» в следующем году ты займешь место в жюри финала. Что посоветуешь новичкам, чтобы они-таки пробились и получили от тебя персональный отзыв? Есть ли вообще у тебя особенный совет для молодых писателей, которые можешь дать с высоты своих достижений и опыта?

Я не люблю советовать, я попрошу. Друзья, пожалейте меня, не пишите по возможности темное фэнтези. Мне же его придется потом читать. А я, если вижу в тексте имена типа Святомир и Тленополк, закрываю документ, удаляю его, чищу корзину, а потом обращаюсь к знакомому священнику, отцу Мефодию из Русской Православной Церкви Московского патриархата, и он крестит мой компьютер.

А если без шуток, то совет прост и банален: много читайте. Ужасы, чтобы понимать, как они сделаны, и классическую русскую литературу, чтобы чувствовать язык. И все будет хорошо.

Комментариев: 9 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Чубуков 22-01-2019 21:21

    [На последнем конкурсе мне очень понравился рассказ про заменяющую учительницу. Я ставил его на первое место — прекрасная вещь. А рассказ застрял в первом туре.]

    Опс! Это ж про мой рассказ "Замещение" - про учительницу-замещалку. Приятно слышать. Пока что у меня все рассказы, под давлением какого-то проклятия, застревали в первом туре (что в позапрошлой ЧД - "Тёмная комната", "Жизнь после смерти Бога", "Девочка, которую любили"; что в последней...) Ну, ничё, как-нибудь, может, прорвёмся и во второй тур ))

    Учитываю...
      • 3 Чубуков 24-01-2019 20:32

        Парфенов М. С., да понятно, что не в них. К слову так сказал. Сам, может, и "проклял" свои рассказы тем, как их написал - стилем и содержанием. Проклятие, если оно существует, должно действовать скорее уж изнутри проклятого, нежели извне.

        Учитываю...
  • 4 Provod 20-01-2019 16:20

    Отличное интервью. Чёрт, Тленополк XD Я куда-нибудь это заберу)))))))

    Учитываю...
  • 5 Николай Романов 20-01-2019 13:09

    "Недавно я читал Костюкевича и просто в финале рассказа вскочил и аплодировал — настолько я был счастлив, что Дима написал такую вот историю." — у Максима большое сердце.

    Учитываю...
  • 6 Милая Мила 20-01-2019 12:21

    "Друзья, пожалейте меня, не пишите по возможности темное фэнтези"

    Окей (грустный смайлик).

    Учитываю...
  • 7 Paramonak 20-01-2019 12:15

    Интересное интервью! Восхищаюсь творчеством Максима.

    Каждое новое произведение — это всегда радость для меня как читателя и поклонника. Спасибо за это!

    Учитываю...
  • 8 Кори 20-01-2019 11:21

    Молодец, Максим... Благодарные читатели ждут новых публикаций, зловещим шепотом повторяя как мантру "Кабир, Кабир, Кабир..." (подразумевая "Хоррор, хоррор, хоррор...") ;)

    Учитываю...
  • 9 Парфенов М. С. 20-01-2019 03:40

    Хорошее интервью, радует адекватность самооценки и известная скромность автора.

    Учитываю...