DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Ренни Харлин: Начало

Тюрьма / Prison

Канада, США, 1987

Жанр: ужасы

Режиссер: Ренни Харлин

Сценарий: Ирвин Ябланс, С. Кортни Джойнер

В ролях: Вигго Мортенсен, Лэйн Смит, Челси Филд, Линкольн Килпэтрик, Том Эверетт

Похожие фильмы:

Любите ли вы Ренни Харлина? Вопрос с подвохом. Этот похожий на викинга финн — один из самых неровных, неоднозначных и, возможно, недооцененных режиссеров всех времен и народов. Звучит громко, но недалеко от правды. Харлин умудрился снять самый кассовый сиквел начала 90-х («Крепкий орешек 2») и самый крупный провал 90-х («Остров головорезов»). К жанру ужасов он тоже обращался не раз и все с тем же переменным успехом — если приквел «Экзорциста» можно смотреть разве что самым отпетым фанатам оригинала, а «Тайну перевала Дятлова» — вообще никому, то сцена «сначала мы закроем этот люк» из «Глубокого синего моря» достойна если не памятника, то как минимум первых позиций в разнообразных топ-10 на Youtube. Хотя… В том же фильме у него акулы под водой принюхивались… Но не будем об этом. Факт: Харлина можно любить и ненавидеть, причем обе точки зрения одинаково заслужены. Однако сегодня мы с вами прикоснемся к истокам, а именно к фильму «Тюрьма», который был одним из первых в его карьере и подарил ему режиссерское кресло четвертого «Кошмара на улице Вязов» (да-да, мои маленькие любители острых ощущений, он еще и здесь отметился!).

Много-много лет назад парень по имени Чарли Форсайт был казнен на электрическом стуле за убийство, которое он не совершал. В наши (ну, для создателей фильма, конечно) дни тюрьма, где он ожидал своей участи, пришла в негодность и нуждается в капитальном ремонте, который и начинают проводить силами заключенных. За их работой наблюдает бессердечный надзиратель Шарп, «динозавр, заставший еще времена томми-ганов», по выражению главной героини. И все бы шло своим чередом, если бы эта самая героиня не начала рыться в тюремном прошлом, а с первой партией заключенных не прибыл молчаливый тип по имени Бёрк, как две капли воды похожий на Чарли Форсайта.

Для того, чтобы сразу определиться, стоит ли смотреть этот фильм, ответьте себе на вопрос: как вы относитесь к киноужасам 80-х годов. И мы сейчас говорим не о классике, благо этот период можно считать «золотым веком» данного жанра, а о подавляющей массе крепких середняков. Если ответ положительный, то однозначно стоит — бегите и смотрите прямо сейчас. Ничего нового для себя не откроете, но удовольствие получите. Для неуверенных, но заинтересовавшихся — продолжим разбор.

Стоит сказать пару слов о создателях, благо колоритными товарищами фильм не обделен. Во-первых, это сценаристы и продюсеры. Ирвин «простите-мой-французский» Ябланс стоял у истоков «Хэллоуина» (по легенде, именно ему принадлежит основная идея данного киношедевра). Его соавтор С. Кортни Джойнер поучаствовал в создании «Повелителя кукол» и огромного количества шлака, который обретал культовый статус в определенных кругах.

Во-вторых, это актеры. Вигго Мортенсен здесь впервые играет главную роль (хотя деление на главных и второстепенных героев в фильме, по сути, отсутствует, но об этом позже). Сказать про него, в общем-то, нечего — он симпатяга, но с точки зрения именно актерской игры ничем не впечатляет, да и персонаж его не особо интересен. Красотку Челси Филд наверняка узнают люди, заставшие пиратские видеокассеты с гнусавым переводом — она снялась во многих хитах нашего подпольного кинорынка. Ее героиня, Кэтрин, выступает в фильме голосом разума и своеобразным «проводником» для зрителя.

Но настоящий бриллиант — это ветеран Лэйн Смит. Опять же, персонаж ему достался довольно картонный, но актер отыгрывает надзирателя Шарпа так, что на сценарные недочеты не обращаешь внимания. Фразами, интонациями, взглядом он вдыхает жизнь в стереотипного злодея, проходя путь от опытного тюремного охранника, огрубевшего душой и считающего, что заключенные не заслужили другого обращения, кроме «оправданной жестокости», до совершенно спятившего безумца. В начале фильма он вызывает не то чтобы симпатию, но как минимум уважение. Когда Шарп встает на пути угнанного заключенными автобуса — он невероятно крут. Жаль только, что в конце от неоднозначности персонажа не остается и следа.

С расстановкой акцентов у фильма вообще проблемы. Заключенные, за редким исключением, — колоритные парни с богатым внутренним миром. Надзиратели — сплошь мерзавцы и садисты, к совести которых безуспешно пытается взывать Кэтрин. Фильм, кстати, чем-то напоминает «Чужого 3», а некоторые сцены (например, труп в столовой) вообще похожи настолько, что создается ощущение, что Финчер как минимум ознакомился с «Тюрьмой».

В остальном, как уже говорилось, это типичный «середняк» 80-х. Об этом постоянно напоминают мрачный синтезаторный саундтрек, инфернальный свет прожекторов и забавные эффекты «электричества». Спецэффекты, кстати, для того времени и того бюджета, которым оперировал Харлин, впечатляют и являются, пожалуй, самым сильным элементом «Тюрьмы». Призрак невинно убиенного Чарли Форсайта проявляет недюжинную изобретательность. В стиле японского «кайдана» злобный дух не ограничивается виновными в его смерти, но убивает направо-налево всех, кто попадается под руку, используя само здание, как оружие. Опасны провода, опасны трубы, старина Чарли даже вселяется в крупнокалиберный пулемет, чтобы под занавес появиться собственной полуразложившейся персоной, восседая на своем электрическом «троне». Стильно!

Подводя итог: в этом фильме собраны все плюсы и минусы, которые будут преследовать Ренни Харлина всю его карьеру. Полный штампов сценарий здесь соседствует с захватывающей дух визуальной частью, а среди неровной актерской игры встречаются выдающиеся работы. Повторимся: этот фильм посмотреть уже стоит ради надзирателя Шарпа. Главное, не ждите слишком многого, тогда разочарованными точно не уйдете.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)