DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Том Холланд: сочиняющий страх

В самый разгар лета, 11 июля 2018 года, исполнилось 75 лет Тому Холланду – американскому кинорежиссеру, подарившему нам много ярких впечатлений своими работами 80-х и 90-х годов. Среди его творений настоящая классика жанра: забавная «Ночь страха», превосходные «Детские игры», завораживающие «Лангольеры»… Любой уважающий себя фанат хоррора просто обязан знать хотя бы одну из этих лент. А для тех, кто хочет узнать больше, мы подготовили материал, посвященный творчеству Холланда.

Кто вы, мистер Холланд?

Будущий мастер хоррора родился в 1943 году в городке Паукипси, Нью-Йорк (да-да, том самом, о пленках из которого Джон Эрик Даудл позже снял ужастик «Пленки из Поукипзи» (2006)). Окончив Вустерскую академию, Холланд решил развивать свои актерские таланты и начал обучаться в студии Ли Страсберга. Довольно скоро его фильмография пополнилась небольшими, но интересными ролями: Том засветился в сериалах «Сансет-Стрип, 77», «Молодые юристы» и «Невероятный Халк». Во времена актерских экспериментов он использовал творческие псевдонимы: сначала подписывался как Том Филдинг, потом «сменил» имя на более близкое, но все еще ненастоящее – Том Ли Холланд. А затем и вовсе забросил актерство и переключился на более интересное дело – написание сценариев.

Первой пробой пера для Холланда стал сценарий к телевизионному триллеру «Посвящение Сары». В нем рассказывалось о затравленной девушке-подростке, неожиданно открывшей в себе телекинетические способности – этакая вариация вышедшей двумя годами ранее «Кэрри» Стивена Кинга. Картину поставил режиссер Роберт Дэй, а результат хоть и не вызвал у публики подлинного восторга, но получил сдержанное одобрение, так что Холланд приступил к следующей работе – написанию скрипта к экранизации романа Эдварда Леви «Зверь внутри». Параллельно Том трудился и над панковским триллером «Класс 1984», в котором американские критики отметили сильное влияние картины «Школьные джунгли» 1955 года. Однако «Зверь внутри» был признан провалом, и разочарованный сценарист на целый год забросил работу, так как лично он был уверен, что фильм получился отличным. Но затем Холланду подвернулось предложение, от которого он не смог отказаться: киностудия Universal Pictures наняла его для написания сценария к продолжению хичкоковского «Психо».

Конечно же, Том был весьма взволнован от возложенной на него ответственности. Позже постановщик признался, что больше 30 раз пересмотрел оригинальный «Психо» и создавал свой сиквел, выкладываясь на максимум, но при этом серьезно отдалившись от каноничного книжного продолжения Роберта Блоха. Итоговый скрипт высоко оценил ведущий исполнитель Энтони Перкинс, после прочтения немедленно согласившийся сыграть в фильме. Для поклонников жанра хоррор «Психо 2» стал приятной неожиданностью. Конечно же, ему не суждено было допрыгнуть до высот Хичкока, но это был вполне добротный фильм, собравший в прокате почти $35 млн.

Ночь страха (Fright Night), 1985

Во время создания сценария к фильму «Плащ и кинжал» (не путать с одноименным сериалом от Marvel!) Холланд все чаще возвращался в своих мыслях к идее сюжета о юном любителе ужастиков, который вдруг неожиданно обнаруживает, что его новый сосед на деле – самый настоящий вампир. Идея крепла и развивалась, а позже получила поддержку от боссов Columbia Pictures – так на свет родилась первая режиссерская работа Тома Холланда, хоррорно-комедийная «Ночь страха».

Взяться за режиссуру Том решил лично по той причине, что ему сильно не понравился итоговый вариант ленты «Крик о помощи» по его сценарию, которую срежиссировал автор «Жажды смерти» Майкл Уиннер. К счастью, студийные начальники не возражали, так как у талантливого сценариста уже имелся приличный кредит доверия после успеха «Класса 1984» и «Психо 2». А дальше началось производство, причем исполнитель главной роли Крис Сарандон и актер Джонатан Старк поначалу не выказывали интереса к съемкам в фильме ужасов, но оба столь сильно восхитились сценарием, что дали свое согласие на участие.

Непосредственно перед началом съемок фильма Холланд еще раз пробежался с маркером по сценарию и поменял некоторые эпизоды, в том числе и концовку. В первоначальном варианте финала охотник на нечисть Питер Винсент (имя получилось в результате сложения имен звезд хоррора Питера Кушинга и Винсента Прайса) сам становился кровососом, но возвращался к своему шоу «Ночь страха». Некоторые дополнения привнес в фильм и Сарандон – к примеру, предложил, чтобы девушка главного героя показалась вампиру реинкарнацией его собственной возлюбленной, или страсть злодея к яблокам, которую актер подсмотрел из научной статьи о летучих мышах.

Премьера состоялась 2 августа 1985 года. Публика приняла дебют Холланда с восторгом, восхищаясь его черным юмором и изобретательностью. Подхватили похвалу и критики, в том числе и знаменитый Роджер Эберт, оценивший как изящность сценария, так и исполнение фильма в целом. Позже свет увидело и продолжение, но Холланд им не занимался ввиду занятости на съемках «Детских игр». А 26 лет спустя, в 2011 году, «Ночь страха» получила отличный ремейк с Колином Фарреллом и Антоном Ельчиным, в паре эпизодов отдающий дань уважения оригиналу.

Детские игры (Child’s Play), 1988

Серия фильмов ужасов про детскую игрушку, в которую вселился дух маньяка-психопата Чарльза Ли Рэя, живет и здравствует и по сей день. И в первую очередь эту франшизу принято связывать с автором идеи, сценаристом Доном Манчини – этот подход вполне справедлив, ведь именно благодаря его стараниям мы посмотрели уже 7 полнометражных лент про Чаки и в скором времени ожидаем пополнение в виде телевизионного сериала. Но не стоит забывать, что за режиссуру самой первой серии, увидевшей свет под конец 80-х годов, отвечал не кто иной, как наш сегодняшний юбиляр.

Изначально сюжет «Детских игр» за авторством Манчини носил заголовок «Кровавый дружок», и никакого маньяка в нем не было. В начале фильма главный герой просто-напросто укалывал палец, капля крови попадала на куклу, та оживала и начинала убивать. Холланду не понравилось столь размытое вступление, и тогда он добавил в текст того самого Ли Рэя, прекрасно сыгранного (а позже и озвученного) Брэдом Дурифом, тем самым превратив Чаки из скучного безликого монстра в характерного и зловещего психопата. Имя Чарльз Ли Рэй получилось в результате смешения имен реальных преступников: Чарльза Мэнсона, Ли Харви Освальда и Джеймса Эрла Рэя.

Работа над фильмом оказалась непростой, как минимум в техническом плане. Для того чтобы убедительно показать на экране ходячую и разговаривающую куклу, приходилось идти на самые разные ухищрения, от создания аниматроников до привлечения актеров-карликов. Сам Холланд по привычке называл Чаки «дружком» и сравнивал его с популярной игрушкой, Тряпичной Энни (с одной из таких кукол по имени Аннабель якобы происходило столько паранормальных явлений, что ей заинтересовались охотники за привидениями Эд и Лоррейн Уоррен, но это уже другая история).

Съемки проходили в Чикаго и заняли всего три месяца, закончившись 5 марта 1988 года. Общий бюджет фильма составил $9 млн. Появившись на экранах 9 ноября 1988 года, «Детские игры» собрали кассу в $44 млн и получили сдержанную похвалу от зрителей. Но со временем лента заслуженно стала классикой жанра. Первый фильм о Чаки и сейчас способен заинтриговать, напугать и даже впечатлить современных зрителей.

Лангольеры (The Langoliers), 1995

Главная причина полюбить Тома Холланда для поклонников творчества Стивена Кинга – это его двухсерийная экранизация повести «Лангольеры» из сборника «Четыре после полуночи». Этот трехчасовой фантастический триллер считается одной из наиболее точных и удачных экранизаций Короля ужасов, чему способствуют и удачный подбор актеров (среди них, к слову, можно заметить камео самих Холланда и Кинга), и профессиональная работа звукорежиссера. И пусть спецэффекты, с помощью которых были показаны сами пожиратели пространства и времени, даже по меркам тех лет были далеки от совершенства, фильм все равно не перестает впечатлять, даже если вы пересматриваете его не в первый раз.

Съемки проводились в аэропорту Бангора, родного города Кинга. Действующий аэропорт был единственной съемочной локацией, из-за чего для каждого эпизода в здании отгораживалось отдельное помещение, а проходивших мимо пассажиров и персонал просили не шуметь с помощью надписей на табличках. Для сцен внутри самолета использовался выстроенный в том же аэропорту макет. Но, несмотря на сложности, съемочная команда отлично провела время и даже помогла в проведении репортажей местным телеканалам. А актер Бронсон Пинчот, сыгравший сумасшедшего бизнесмена Крэйга Туми и ранее прославившийся ролями в «Полицейском из Беверли-Хиллз» и в сериале «Идеальные незнакомцы», в перерывах успевал раздавать автографы всем желающим.

Худеющий (Thinner), 1996

Еще одно обращение Холланда к материалам Стивена Кинга состоялось годом позже. Фильм «Худеющий», экранизация одноименного романа, прекрасно сочетает в себе элементы ужастика о цыганском проклятии, наложенном на незадачливого адвоката, и ядреный черный юмор, особенно ярко выраженный в запоминающейся надолго концовке (пусть и не понравившейся самому Холланду, который хотел оставить книжный вариант). К сожалению, критики новую работу режиссера не оценили, обозвав ее «утерянной возможностью задать серьезные моральные вопросы». Тем не менее обычные зрители отлично воспринимают фильм и сейчас.

История съемок «Худеющего» тоже не лишена примечательных фактов. В это время Том страдал от паралича Белла, «сковавшего» половину его лица. Побочные эффекты могли бы быть менее плачевными, начни режиссер вовремя принимать лекарства, но продюсеры настояли на плотном рабочем графике, в котором попросту не оставалось времени на визит врача. На полное восстановление от последствий у Холланда ушло больше года – что стало причиной фактического окончания его карьеры в большом кино.

Телеужасы

В начале 90-х годов Том Холланд приложил руку к созданию культового сериала «Байки из склепа», в котором он срежиссировал три эпизода. «Любимая, приди ко мне с топором» рассказывает страшную историю о первой брачной ночи, «Король дороги» с молодым Брэдом Питтом повествует об офицере полиции, который пытается вернуть свою похищенную гонщиком дочь, а лично написанный режиссером «Четырехсторонний треугольник» с Патрицией Аркетт представляет собой рассказ о девушке, влюбившейся в пугало. В 2007 году Холланд отметился участием в сериале «Мастера ужасов» Мика Гэрриса. В эпизоде «Мы все хотим мороженого» из второго сезона убитый продавец мороженого спустя много лет после смерти восстает из могилы и отправляется мстить обидчикам. А в 2013 году свет увидел личный веб-сериал Тома под названием «Странные рассказы», представляющий собой антологию короткометражных ужасов. Критики оказались беспощадны к сериалу: его заклеймили как «ужасающе дешевый и скучный», а Холланд так и не смог выпустить все задуманные эпизоды из-за жестких ограничений по времени и бюджету.

А дальше…

В планах у постановщика вот уже 6 лет как числится еще одна экранизация Стивена Кинга. На этот раз Холланд собрался переносить на экран рассказ «Перекурщики» («The Ten O'Clock People») из сборника «Ночные кошмары и фантастические видения», но с тех пор о проекте ничего так и не было слышно. Видно, не судьба.

Но пусть сейчас от Тома Холланда новости поступают нечасто, в душах фанатов хоррора все еще теплится надежда на возвращение маэстро к работе. Мы верим, что свежих идей у него в запасе еще полным-полно – была бы только возможность для их реализации.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)