ДЕМОН ВНУТРИ

 

Написанная Николаем Васильевичем Гоголем повесть «Вий», рассказывающая историю злоключений Хомы Брута, является фактически классикой нашего хоррора, причем хоррора самобытного, основанного на славянской мифологии. Вот как писал сам Николай Васильевич: «Вий – есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание». Несомненно, такой сюжет просто не мог оставить равнодушным кинематограф. Известно о наличии сразу четырех уже выпущенных отечественных экранизаций, две из которых, еще дореволюционные, являлись представителями немого кино и до наших дней не сохранились. Третья, на данный момент самая известная и удачная, это датированная 1967 годом картина Георгия Кропачева и Константина Ершова «Вий», где главные роли блистательно исполнили Леонид Куравлев и Наталья Варлей. Став первым «советским фильмом ужасов», она по-настоящему пугала и завораживала тогдашнего зрителя и для своего времени была сделана по высшему разряду. В 2006 году на экраны страны вышел новый вариант известного сюжета – фильм «Ведьма» режиссера Олега Фесенко. Будучи снятой лишь «по мотивам», причем весьма далеким от оригинала, а также не предложив ничего зрелищного и запоминающегося, эта работа прошла довольно буднично и снискала немало врагов, утверждавших, что не стоит издеваться над классиком и путать его бессмертное имя с этой невнятной поделкой. И вот наконец, в год 200-летия со дня рождения великого русского писателя, должна выйти в свет новая, пятая по счету экранизация, которая будучи проектом амбициозным, почти сразу приковала к себе пристальное внимание всех тех, кому небезынтересен наш кинематограф.

Первые серьезные упоминания о новом «Вие» появились в 2005 году, когда в кинотеатрах довольно неожиданно был презентован тизер фильма. На самом деле полноценная работа над картиной началась лишь годом позже, тогда же Алексей Петрухин и Олег Степченко лишь сваяли за восемнадцать часов тот самый тизер, после чего, закончив, члены творческой группы собрались за одним столом и задумались: «Тизер сняли, пора бы и сценарий написать!». Вот так, вполне по-русски, создатели будущей картины впервые заявили о готовящемся проекте, привлекая тем самым внимание общественности и потенциальных спонсоров, а также включаясь в борьбу со снимавшейся в это же время «Ведьмой». Изначально картину готовились выпустить в 2007 году, но в итоге она выйдет лишь осенью нынешнего 2009 (по другим сведениям – аж в феврале следующего, 2010-го).

В основу сценария лег не канонический, а первый, доредакционный вариант повести «Вий», которую Виссарион Белинский назвал самой слабой в сборнике «Миргород» и раскритиковал за обилие мистики, по причине чего Гоголь и изменил первоначальную версию. Но помимо незначительных различий с известным всем сюжетом, есть в картине и куда как более весомое ноу-хау  – новый герой по имени Джонатан Грин. Это английский путешественник и ученый-материалист, который совершает странствие из Европы на Восток. Проследовав через Трансильванию и преодолев Карпатские горы, он попадает на хутор, где жила панночка и без вести пропал Хома. Жители хутора рассказывают чужестранцу обо всех подробностях загадочных событий, не забывая упомянуть про чертей, вурдалаков и, конечно же, самого Вия. Джонатан Грин не склонен верить на слово и пытается, опираясь исключительно на факты, воссоздать подлинную картину произошедшего. Вместе с Грином зрители как бы вновь инсценируют повесть Гоголя, но при этом авторы картины намеренно акцентируют их внимание на подробностях, которые могли быть пропущены во время чтения.

В фильме задействован звездный актерский состав: Алексей Чадов, Нина Русланова, Лев Дуров, Олег Тактаров, Валерий Золотухин, Андрей Смоляков и другие. На роль Джонатана Грина был приглашен британский актер Джейсон Флеминг (наиболее известный российскому зрителю как Том из фильма «Карты, деньги и два ствола»). По словам создателей «Вия», Флеминг был далеко не первым актером, которого рассматривали на эту роль. Были еще Пирс Броснан, Шон Бин, Тим Рот, Венсан Кассель и даже сверхзвездный Киану Ривз. Мечтать, как известно, не вредно, но возвратившись на грешную землю, пришлось сопоставить запросы и возможности и выбрать актера далеко не самого известного и популярного. Хотя это ни в коей мере не говорит о его профессиональных возможностях, которые, по утверждению съемочной группы фильма, оказались более чем высоки. Также в картине будет задействован Кристофер Ллойд (незабвенный Док из трилогии «Назад в будущее»), который сыграет эпизодическую роль, связующую Джонатана Грина с его английским прошлым. На это место изначально рассматривалась кандидатура Денниса Хоппера, но его график не совпал с производством нашего ужастика.

Режиссером «Вия» стал Олег Степченко. Единственной заметной его работой является отечественный боевик «Мужской сезон: Бархатная революция», ставший зрелищем крайне сумбурным, скроенным кое-как и если хоть как-то смотрибельным, то лишь за счет непрерывного экшена. Справится ли режиссер с таким вызовом, как новый «Вий», мы сможем увидеть уже в недалеком будущем.

Бюджет картины составил 21 миллион долларов, что дает надежду на достаточно приличный визуальный ряд, благо фильм ожидается вполне зрелищный, а изрядную долю его хронометража составят спецэффекты. Во многом потому, что картинка «Вия» просто обязана радовать глаз и передавать соответствующую атмосферу, создатели фильма отправились снимать его в Чехию. Именно там удалось найти необходимую – по видению режиссера – природную натуру. Кроме того, были привлечены к работе квалифицированные местные специалисты – например, студия «Gatteo», которая делала декорации для таких проектов, как «Ван Хельсинг», «Жанна Д’Арк», «Парфюмер», «Хеллбой» и «Блейд», или оператор-постановщик Владимир Смутны, обладатель премии Оскар, со своей командой. Именно наличием богатого опыта, профессионализмом и искренним «болением» за свою работу, продюсер фильма Алексей Петрухин и объясняет выбор в пользу Чехии: «Очень обидно, что у нас в России нет возможности снимать так, как нам это необходимо. Кажется, что в нашей стране стремятся не столько работать в кино, сколько «освоить бюджет» фильма. На Западе все по-другому, люди болеют за свою работу. Да, они требуют сверхурочных; да, они дорого стоят… Но без их энтузиазма и профессионализма наш «Вий» был бы совсем другим. Поэтому мы очень рады, что такие специалисты согласились на работу с нами, болеют за картину и видят ее перспективность». Несомненно, такое внимание к деталям подкупает. Похоже, у нас есть реальная перспектива увидеть наконец по-настоящему профессионально сделанную отечественную картину.

Также стоит отметить, что новый «Вий» не ограничится лишь одним фильмом, сделанным в виде ремейка. В планах создателей вторая и даже третья части, которые должны стать эдакими вольными продолжениями повести Гоголя.

А вот любителей пощекотать нервы спешим разочаровать, ибо картина будет скорее в жанре приключений и мистики, нежели ужасов. По заверениям создателей «Вия», всему виной боссы международных киностудий, проявившие было на начальных этапах интерес к мировому прокату картины, но позже заявившие, что в ближайшие годы ужасы не будут популярны, поэтому удел картины – исключительно локальная аудитория. И вот, дабы угодить сильным мира сего, наши продюсеры сделали крен на приключения и несколько расширили сюжетную линию, добавив ко всему прочему некоторых персонажей, на первом этапе не запланированных вовсе.

Итог: очень достойный для нашего кино бюджет, серьезный подход, хорошие актеры, сюжет от классика и бесконечная вера нашего человека в наше же кино – все это делает грядущую премьеру одной из самых ожидаемых и интригующих в отечественном кинематографе.

«”Подымите мне веки: не вижу! – сказал подземным голосом Вий”». Видимо, даже начальник гномов не прочь оценить новинку; попробуем же и мы.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх