DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Тьма в кино. Пересматриваем классику

Клайв Баркер – признанный мастер своего жанра, повелитель сенобитов и родоначальник сплаттерпанка. Лавры эти, в первую очередь, касаются прозы, но и многие кинотворения, созданные с его участием, получили негласный статус культового кино. Впрочем, были у него и неудачи, особенно поначалу – как говорится, «первый блин – комом». На заре сценарной деятельности таким комом для Баркера стал фильм «Подземный мир». Тем не менее, успех часто вырастает на фундаменте прошлых неудач, посему читаем рецензию на фильм от Вячеслава Ерлыченкова.

Фильм «Лунатики» примечателен не только оригинальными идеями и режиссерской работой Мика Гэрриса. В числе исполнителей эпизодических ролей засветились многие известные режиссеры и сценаристы, среди которых и Клайв Баркер. В итоге «Лунатики» с большим успехом приняли участие в Fantafestival в 1992 году, где получили награды сразу в четырех номинациях: лучший фильм, лучший режиссер (Мик Гэррис), лучший сценарий (Стивен Кинг) и лучшая актриса (Элис Крайдж).

Кто вам нравится больше – Стивен Кинг или Клайв Баркер? Вопрос неоднозначный и в чем-то провокационный. Сразу чувствуешь себя растерянным ребенком, которого ни с того ни с сего озадачил дерзкий взрослый: «А кого ты любишь больше, маму или папу?» Можно отделаться скромным «люблю обоих одинаково» или обескуражить собеседника неожиданным «Дарью Донцову». Но в случае с фильмом «Автострада» отвечать совершенно необязательно, ведь это два в одном, Кинг и Баркер в одном флаконе.

Фильм «Боги и монстры» Билла Кондона рассказывает о последних годах одного из основателей американского кинохоррора Джеймса Уэйла. Этот фильм вряд ли появился бы без поддержки знаменитого писателя Клайва Баркера, выступившего тут исполнительным продюсером. Многое Баркеру в истории Уэйла могло быть лично близким – и непонимание людей другой сексуальной ориентации, и классовые различия, но и чувство одиночества, особенно явственное в среде модных тусовок и светских приемов. Подробности – в обзоре от Андрея Волкова.

«Салемские вампиры» входят в список «500 лучших фильмов ужасов» по версии пользователей сайта IMDb. Наряду с «Техасской резней бензопилой» и «Полтергейстом», «Салемские вампиры» стали одним из лучших фильмов ушедшего из жизни 26 августа Тоуба Хупера, его значимым вкладом в развитие жанра и подарком всем любителям Стивена Кинга. Подробности – в обзоре фильма от Ирины Беловой.

Джордж Ромеро известен, прежде всего, по ряду зомби-лент. В первую очередь, по двум признанным шедеврам — «Ночь живых мертвецов» и «Рассвет мертвецов». Однако в его творчестве есть и другие примечательные работы, в которых Ромеро так же, как и в своих зомби-фильмах, приспосабливает хоррор-сюжет к серьезному содержанию. Фильм «Темная половина» — редкая умная работа на основе страшилки Кинга, где неспешное действие дает возможность лучше познакомиться с героями, проникнуться их бедами.

«Ночной полет» снят по одноименному рассказу Стивена Кинга и строго придерживается канвы своего бумажного прототипа. Хотя в прокате картина с треском провалилась (американский зритель пожелал оплатить лишь одну восьмую от затраченного на производство фильма миллиона долларов), кино вышло, как сейчас принято говорить, годное. Это классический продукт своего времени, все сделано в лучших традициях 90-х годов и в наше время смотрится хоть и не очень натурально по части спецэффектов, но все же более чем достойно.

Экранизации романов Стивена Кинга давно уже стали практически самостоятельным культурным явлением. Не всегда они выходят удачными, но почти никогда не проходят незамеченными. А зачастую, как это случилось и с фильмом «Мгла», вокруг них вспыхивают жаркие споры, в которых без счета ломают копья те, кому по нраву книга-первоисточник, и сторонники воплощения на экране. С момента выхода «Мглы» прошло уже десять лет, страсти давно улеглись, и в юбилейный для ленты год можно спокойно разобраться в ее плюсах и минусах.

«Безумец» – это яркий (и редкий) образец стильного слэшера, украшенного отличным электронным саундтреком и хорошими актерскими работами. Перед нами достойный представитель первой волны слэшеров, возникшей на почве успеха карпентеровского «Хэллоуина». Этот фильм стал единственной режиссерской работой Джо Джианнона, и сегодня Андрей Волков подготовил обстоятельный обзор этой самобытной картины.

Сюжет фильма «Эквинокс» о злоключениях молодежи в лесу, контролируемом силами тьмы, позднее лег в основу многих культовых работ в жанре хоррора. Фильм этот снимался в конце 60-х по рассказу Марка Томаса МакГи, который вместе со своим другом Джеком Вудсом и решил его экранизировать. Его снимала группа энтузиастов, для многих из которых «Эквинокс» стал единственной работой в послужном списке. Тем не менее, фильм этот достоин внимания, а подробности – в обзоре от Ирины Беловой.

«Финальный террор», также известный в нашей стране под названиями «Последний террор», «Последний ужас» и «Финальный ужас», относится к той категории слэшеров, которые можно условно назвать «лесными» по их основному месту действия. На сегодняшний день фильм выглядит простовато, однако он может порадовать любителей жанра нетривиальным подходом к персонажам, черным и уместным юмором, а также красивыми видами природы. Подробности – в рецензии от Ильи Бессонова.

«Ритуалы» – это триллер, который сейчас с полным правом можно назвать классикой жанра, хотя он и не снискал любви массового зрителя. Это фильм о компании друзей, отправившихся на отдых в глушь и попавших в большие неприятности. Герои фильма – взрослые, состоявшиеся в жизни люди, врачи, успевшие побывать на войне. Современному зрителю это может даже показаться странным, но «Ритуалам» такие персонажи идут только на пользу. Подробности – в обзоре фильма от Валерия Лисицкого.

Главный герой фильма «Некромантик» Роберт работает в клининговой компании, убирающей места происшествия. Эта работа стала для него настолько привычной и даже любимой, что он притаскивает домой различные «сувениры», а затем складывает в банки. Его девушка Бетти разделяет его нездоровый интерес. Однажды Роберт привозит домой целый труп, полуразложившийся, недавно выловленный его бригадой из болота... О дебютной полнометражной работе Йорга Буттгерайта рассказывает Андрей Волков.

«Одержимая» – это авторское и, скорее всего, очень личное кино. Для массового зрителя артхаус в большинстве случаев ассоциируется с чем-то непонятным и заумным. Но картина Анджея Жулавски не отталкивает своей запредельностью. Происходящее на экране понятно. Два часа экранного времени пролетят довольно быстро, режиссер не затягивает повествование долгими планами. Безумие всегда на первом месте, и оно не заставит зрителя скучать. Другой вопрос – авторский символизм. Он есть, и разгадать его непросто.

Родители трехлетнего Билли погибли в автокатастрофе, и малыша взялась воспитывать его тетя Черил. Но повзрослевший Билли вздумал сам решать, как ему жить, мечтал поехать учиться в университет вместе со своей подружкой Джулией, играть там в университетской баскетбольной команде. А тетя Черил, отдавшая ему всю жизнь, одна должна остаться? Тетушка была вне себя от такой неблагодарности. О том, чем все в итоге обернулось, рассказывает Ирина Белова в обзоре фильма «Ночное предупреждение».

«Клетка» стала первым фильмом, снятым Тарсемом Сингхом, и даже получила номинацию на «Оскар». Эта страшная сказка о двух мальчиках, запертых в собственном подсознании, заключенная в канву детективной истории о маньяке и его жертве, настолько оригинальна и визуально прекрасна, что даже семнадцать лет спустя хочется простить ей все драматургические шероховатости за тот запоминающийся мир бесконечных сновидений, в который она погружает зрителя. Подробности – в рецензии Татьяны Трубиной.

«Клоуны-убийцы из космоса» – это один из тех фильмов, что называют «культовым в определенных кругах». «Клоуны-убийцы из космоса» – явно недооцененная пародия на фильмы о злобных пришельцах из космоса, жутковатая и смешная одновременно, а самое главное, очень креативная, наполненная работающими безумными идеями. Подробности – в обзоре от Ивана Иванова.

Фильм «Семейка Аддамс» вышел в 1991 году, а режиссером его являлся мало кому известный на тот момент Барри Зонненфильд. До этого он занимался в основном операторской деятельностью, так что «Аддамсы» стали его режиссерским дебютом. Сам фильм оказался настолько успешным, что окупился более чем в шесть раз и послужил причиной появления нескольких сиквелов, мультсериала и ремейка сериала 60-х. Черный юмор для всей семьи обозрел Илья Бессонов.

«Смертельная ярость» сочетает в себе криминальный полицейский боевик и зомби-хоррор, сдобренные изрядной долей юмора и нетривиальным сюжетом, и тоже полюбилась зрителям в те годы. Сегодня фильм незаслуженно подзабыт, но в конце 80-х и начале 90-х он был в любом видеопрокате и даже демонстрировался по телевизору. Двое полицейских ведут расследование ограблений ювелирных магазинов, прикрывая спину друг другу и будучи живыми, и даже после смерти, которой не удается избежать. Подробности – в обзоре от Ирины Беловой.

Постапокалиптическая черная комедия «Деликатесы» стала «счастливым билетом» для постановщика Жёне, который спустя несколько лет снял не самую лучшую часть «Чужого», а после поразил мир «Амели» с Одри Тоту в главной роли. Как и любое изысканное блюдо (ну или деликатес), фильм не всем придется по вкусу, но кто-то будет наслаждаться каждой ложкой, каждой секундой. В любом случае, равнодушным «Деликатесы» не оставят никого.