DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Тьма в кино. Пересматриваем классику

«Клоуны-убийцы из космоса» – это один из тех фильмов, что называют «культовым в определенных кругах». «Клоуны-убийцы из космоса» – явно недооцененная пародия на фильмы о злобных пришельцах из космоса, жутковатая и смешная одновременно, а самое главное, очень креативная, наполненная работающими безумными идеями. Подробности – в обзоре от Ивана Иванова.

Фильм «Семейка Аддамс» вышел в 1991 году, а режиссером его являлся мало кому известный на тот момент Барри Зонненфильд. До этого он занимался в основном операторской деятельностью, так что «Аддамсы» стали его режиссерским дебютом. Сам фильм оказался настолько успешным, что окупился более чем в шесть раз и послужил причиной появления нескольких сиквелов, мультсериала и ремейка сериала 60-х. Черный юмор для всей семьи обозрел Илья Бессонов.

«Смертельная ярость» сочетает в себе криминальный полицейский боевик и зомби-хоррор, сдобренные изрядной долей юмора и нетривиальным сюжетом, и тоже полюбилась зрителям в те годы. Сегодня фильм незаслуженно подзабыт, но в конце 80-х и начале 90-х он был в любом видеопрокате и даже демонстрировался по телевизору. Двое полицейских ведут расследование ограблений ювелирных магазинов, прикрывая спину друг другу и будучи живыми, и даже после смерти, которой не удается избежать. Подробности – в обзоре от Ирины Беловой.

Постапокалиптическая черная комедия «Деликатесы» стала «счастливым билетом» для постановщика Жёне, который спустя несколько лет снял не самую лучшую часть «Чужого», а после поразил мир «Амели» с Одри Тоту в главной роли. Как и любое изысканное блюдо (ну или деликатес), фильм не всем придется по вкусу, но кто-то будет наслаждаться каждой ложкой, каждой секундой. В любом случае, равнодушным «Деликатесы» не оставят никого.

20 апреля 1999 года, примерно в 11 часов 18 минут, Эрик Харрис и Дилан Клиболд – старшеклассники школы «Колумбайн» штата Колорадо – начали стрельбу по своим товарищам и учителям. Примерно за час молодым людям удалось отправить на тот свет 13 человек и ранить еще 24. Теракт завершился финальным аккордом – выстрелами в собственные головы. Эти кровавые события послужили основой для фильма «Слон».

По сюжету фильма «Класс 1984» преподаватель музыки Эндрю Норрис приходит временно заменить заболевшего педагога в школу имени Авраама Линкольна. Учителя там носят оружие, ученики же вовсю торгуют наркотиками, устраивают драки, занимаются грабежами, сутенерством и проституцией, срывают уроки и всеми силами мешают учиться тем немногим, кто ходит в школу именно за этим. Подробности – в обзоре от Ирины Беловой.

Главный герой «Академии смерти» попадает в элитную школу «НАПОЛА». Заведение, где обучают лучших бойцов Третьего Рейха, будущих вершителей судеб мира. Основные принципы, которые царят в «НАПОЛА» – это жесткая дисциплина, идея избранности арийской расы, спартанские условия жизни. Ради обучения Фридрих сбегает из дома, подделывает подпись отца. Но вот стоило ли оно того? Совсем скоро герой начинает сомневаться в своем поспешном выборе.

Несмотря на то, что проблема подростковой жестокости уже давно вызывает в обществе резонанс и ежегодно в СМИ всплывают сообщения об очередных трагических последствиях травли в школах, найти ее решение все никак не удается. И чуть ли не ежегодно продолжают выходить кинокартины, прямо или косвенно затрагивающие тему подростковой жестокости. Эстонский фильм «Класс» как раз из их числа.

В 1964 году английская студия «Хаммер», уже успев наснимать фильмов про вампиров, оборотней, Франкенштейна и еще нескольких знаковых «ужасных» персонажей, выпустила картину про одного известного мифологического персонажа, правда, не слишком востребованного при создании фильмов ужасов – Горгону. Древнегреческий персонаж, европейский антураж и тема с переселением духа странным образом удачно сошлись в сюжете фильма «Горгона», рассказ о котором подготовил Иван Иванов.

Завязка фильма «Гамера» проста: над Северным ледовитым океаном американские истребители перехватывают неизвестные бомбардировщики с ядерными боеприпасами на борту. Один из нарушителей падает во льдах, бомбы детонируют, в результате чего пробуждается спящая со времен Атлантиды «огромная черепаха ростом 60 метров». Зверюга в гневе топит японский научно-исследовательский ледокол, после чего отправляется в Японию. И как такую прелесть остановить?

Действие фильма «Царь зла» происходит в небольшом ирландском городке, в который с женой и детьми приезжает писатель Говард Халленбек (Дэвид Дьюкс) с целью написать книгу о священных местах. По стечению обстоятельств, в это же время местные жители решают выкорчевать из земли древний столб. Однако люди и не предполагали, что, повалив каменную глыбу, они выпустят на свободу языческое божество, жаждущее крови.

В конце 50-х и начале 60-х годов на экранах многих стран стали очень популярны истории о гостях из космоса или о доисторических монстрах, вдруг разбуженных людьми и движимых желанием смести с лица Земли назойливое человечество. Фильмы были разные по бюджету, по качеству сценариев, режиссуры и актерской игры, по уровню спецэффектов и по степени популярности у зрителей. «Калтики – бессмертный монстр» – один из них, и рассказ о нем подготовила Ирина Белова.

«О смерти, о любви» – это не классическая история в духе «Ночи живых мертвецов». И хоть основная канва похожа, отличий более чем достаточно. В истории Микеле Соави убийство зомби – обыденный повседневный акт, который как бы и важен, и не важен одновременно. Борьба с мертвецами кажется легкой, местами ироничной, а не пугающей и тревожной. Все это относится к первой половине названия фильма: «о смерти». Но ведь есть еще и «о любви», и эта часть куда важнее. Подробности в обзоре от Вячеслава Ерлыченкова.

«Яма» – достойный представитель жанра молодежного триллера. Он достаточно нетривиальный и интригующий для своего времени (хотя нынешний искушенный зритель вряд ли удивится развязке), имеет неплохое музыкальное сопровождение, интересный визуальный ряд, хороший актерский состав и несколько интересных идей. Все повествование строится на приеме «ненадежного рассказчика», что сильно вовлекает зрителя в процесс разгадывания загадки фильма.

Согласно легенде, ровно сто лет назад у берегов рыбацкого городка Антонио Бич разбилось и утонуло судно с прокаженными, с большим количеством золота на борту. Произошло это не без участия шести жителей городка, заманивших костром корабль на рифы. Гибнувшие в море люди прокляли жителей. И вот теперь само Возмездие пришло в городок в светящихся клубах тумана. О том, что из этого вышло, рассказывает Ирина Белова в обзоре фильма «Туман» Джона Карпентера.

«Ужас Амитивилля» 1979 года – это как раз тот случай, когда мнения зрителей и критиков диаметрально противоположны. И пока вторые ругали ленту за излишнюю затянутость, практически полное отсутствие традиционных для хоррора элементов и гиперболизацию описанных в книге фактов, вторые активно голосовали за картину «рублем». Пора жарких споров осталась позади, и сегодня этот фильм – классика в лучшем смысле этого слова. Подробности – в обзоре от Валерия Лисицкого.

«Без имени» – старорежимный детективный хоррор, серый, муторный и тягучий, словно гриппозное ноябрьское воскресенье. Атмосфера нагнетается не скримерами и тошнотворными подробностями, а сюжетом, операторской работой и игрой актеров. Атмосфера фильма настолько густая, что ее можно черпать ложкой. Фильм пронизан эстетикой коррозии и разложения. Подробности в обзоре от Игоря Евдокимова.

Режиссер фильма «Зов» с почти императорской фамилией Цезар показывает нам один из вариантов пришествия антихриста на землю. Это история в духе классического «Омена», но со своими интересными находками и со своей собственной подачей. Сразу стоит отметить, что фильм не вторичен. Хоть образ ребенка дьявола всплывал в кинематографе не раз – и до, и после «Зова» – этой картине есть, чем порадовать любителей мистических ужасов.

Фильм «Повелитель иллюзий» Клайв Баркер снял по собственному одноименному роману, став одновременно еще и автором сценария, и продюсером. Лица многих персонажей в фильме похожи на страшные, искаженные, уродливые или даже карикатурные маски. Как будто это не люди, а лишь злые карикатуры на них, далекие от дружеских шаржей. Есть поговорка «Бог шельму метит». Героев «Повелителя иллюзий», похоже, метит сам Сатана. Подробности – в обзоре от Ирины Беловой.

«Слезы Кали» – это фильм, сшитый из трех небольших новелл. Магия этой истории парадоксальным образом складывается именно из вторичности и непроработанности сюжета, дешевых спецэффектов, плохонького грима… и маниакального наслаждения, с которым создатели демонстрируют самые кровавые сцены. Картина натурально вызывает ностальгию по тем самым простым и незатейливым фильмам, которыми многие из нас засматривались в детском и подростковом возрасте.