DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Тьма в кино. Пересматриваем классику

Добрая тетушка Ру очень любила свою дочь Кэтрин, которая умерла еще в детстве. Каждое Рождество она приглашала к себе на праздничный ужин самых послушных детей из приюта. Однажды к ней попадают брат с сестрой, Кристиан и Кэти, которые тайком пробрались в повозку, везущую детей на Рождество. Добрая тетушка разрешила им остаться, ведь Кэти так похожа на ее дочь, а затем решила оставить девочку у себя. Хотя Кэти не против, но Кристиан помнит сказку «Гензель и Гретель»... Рассказ о фильме «Кто прикончил тетушку Ру?» подготовила Ирина Белова.

«Дядя Сэм» — на первый взгляд, весьма простой фильм. Режиссер как будто заигрывает с молодежной аудиторией, переделывая сюжет «Маньяка-полицейского» под слэшер. Только вместо стража порядка тут мертвый солдат, восставший, чтобы покарать жителей маленького городка за «неамериканский» образ жизни. Это последняя работа известного американского постановщика Уильяма Лустига, который в дальнейшем отошел от режиссерской деятельности. Рассказ о фильме подготовил Андрей Волков.

Если идея, лежащая в основе сюжета фильма «Воскрешение» показалась вам знакомой, то вы абсолютно правы. Хватит буквально нескольких минут, чтобы понять, что создатели не то, чтобы вдохновлялись финчеровским шедевром, а прилежно смотрели «Семь» по n-му разу, выписывая основные находки в толстые общие тетрадки, похожие, конечно же, на журналы Джона Доу. И внезапно получилось так, что фильм, не имеющий ни одной оригинальной черты, вышел вполне достойным просмотра сразу по нескольким причинам. Подробности – в обзоре от Игоря Евдокимова.

И по прошествии многих лет «Черное Рождество» остается хорошим фильмов ужасов, пусть неизбежно старомодным, но доказывающим, что классические устрашающие приемы работают всегда, и по сей день не претерпели кардинальных изменений. Для современных хоррормейкеров «Рождество» – наглядное пособие по построению жуткого повествования без пресловутой шокирующей резни, которая активно культивируется в наши дни. Обзор фильма подготовил Алексей Петров.

Он вновь спасает мир…Ну, по крайней мере пытается. Да-да, крепкий орешек Брюс. Вот только антураж дьявольски необычен, да и Уиллис играет до одури странного чувака. Впрочем, стоит ли удивляться, если у руля талантливый хулиган Терри Гиллиам, фильмы которого по определению не могут быть «нормальными». «12 обезьян» – феерическая авторская картина, о которой одни скажут: «Какая чушь!» и не досмотрят до конца. Но другие вначале поплюются, потом втянутся, а с финальными титрами вымолвят: «Это просто чума!»

Группа террористов проникает в здание ВОЗ в Женеве и разбивает сосуд с вирусом легочной чумы. Одному из террористов удается сбежать на поезде «Женева–Стокгольм», но он уже успел заразиться. В Женеву прибывает американский полковник Стивен Маккензи, ведь именно американцы оставили этот вирус на хранение в Женеве. Его задача – проследить, чтобы все свидетели утечки гарантированно замолчали. Поэтому поезд направляют к перевалу Кассандры, мост через который давно дышит на ладан. Рассказ о фильме «Перевал Кассандры» подготовила Ирина Белова.

Горан Маркович не столь известен широкой аудитории, как его коллеги Эмир Кустурица, Душан Макавеев и Александр Петрович. Однако он один из видных представителей «чешской школы» и с успехом работал как в документальном, так и в игровом кино. Маркович всегда был сторонником разноплановости в творчестве, и в его фильмографии присутствуют работы самых разных жанров. Вот и «Натуральная оспа» скорее триллер, ведь режиссер уделяет внимание не только драматическим перипетиям сюжета, но и саспенсу.

«Куджо» – это роман, о котором стыдно не знать. Одна из знаковых книг Стивена Кинга, написанная в необычной для него манере, но полюбившаяся очень многим читателям. Глубокая история, в которой нашлось место и любовной драме, и интриге, и леденящему душу ужасу… Смогла ли экранизация повторить этот успех? Рассуждениями на этот счет делится Валерий Лисицкий.

Хотя сегодня фантастические блокбастеры ассоциируются, в первую очередь, с американским кинематографом, в 60-х годах прошлого века ситуация была несколько иная. Первый полет человека в космос вдохновил советских режиссеров на создание фильмов, превосходивших по уровню съемки и спецэффектов голливудскую фантастику. В итоге нередко американские фильммейкеры просто вырезали фрагменты советских картин и вставляли в свои работы. В их числе и «Кровавая королева» Кёртиса Харрингтона, рассказ о которой подготовила Ирина Белова.

Человечество еще со времен Герберта Уэллса не ждало от встречи с инопланетным разумом ничего хорошего. Во многом в этом привычном сейчас фантастическом сюжете реализовался древний страх человека перед представителями чужого племени. Вот и режиссер Гарри Бромли Девенпорт, в противовес гуманистической фантастике Стивена Спилберга, был убежден, что инопланетяне заинтересованы в людях исключительно как в подопытных свинках. Весьма не новая трактовка, но в фильме «Экстро» она получила действительно достойное воплощение.

Фильм «Черная дыра» не только прославил на весь Голливуд Вина Дизеля, но и положил начало вполне разноплановой, но короткой серии про космического преступника Риддика, в которую вошли не только фильмы, но также игры, комиксы и даже мультики. Но настоящее восхождение героя началось с успешного блокбастера «Хроники Риддика», ставшего второй частью трилогии. Там было все: приключения, опасности, множество противников, экшен и интересная мифология вселенной. А вот первая часть – «Черная дыра» – была совсем другой. Это был хоррор.

Режиссер Гари Джонс так и остался в нише низкобюджетных ужастиков direct-to-video, получив относительную известность своими энимал-хоррорами «Пауки» и «Крокодил 2». А начинал он в далеком 1994 году с интересного треша «Москиты», сделанного в нарочито дурацком стиле старых фильмов ужасов. Гари Джонс, решил совместить «животный» сюжет с космической фантастикой, сделав завязкой фильма крушение летающей тарелки. О том, что из этого вышло, читайте в обзоре от Андрея Волкова.

По структуре сюжета фильм «Наследие» очень напоминает «Десять негритят» Агаты Кристи, но насквозь пропитанный мистикой. Та же группа случайных лиц, которых связывают тайны их прошлого, оказавшихся в одно время в одном месте. Их гибель одного за другим, хотя каждый борется за свою жизнь и против остальных. В эту смертоносную игру неожиданно оказывается втянута молодая американка Маргарет Уолш. Но так ли случайно ее появление в роковом доме?

Стэнли Кубрик принадлежит к числу нетипичных американцев среди режиссеров. Он родился в США, но по своему мировосприятию больше тяготел к европейской культуре. Постановщик не желал заигрывать с «большим кино» и в то же время не проявлял интереса и к независимой ветви американского киноискусства. Типично американские жанры трактовались режиссером в экзистенциальном ключе. Вот и «Сияние», экранизация нового тогда романа Стивена Кинга, заимствует от первоисточника лишь фабулу.

Кто в детстве не лепил снеговиков? Кажется, эта традиция существует всюду, где хотя бы иногда выпадает снег. И разве может быть что-то плохое связано с этими милыми и смешными пародиями на людей? Конечно же, нет, такое и представить-то себе сложно! Если, конечно, вы не Майкл Куни. Фильм «Снеговик» – это задорный и смешной трэш, сделанный на коленке, но с душой и любовью. Его можно ругать и ругать заслуженно, но оригинальный образ монстра заставляет простить ему многое.

Нолан – обедневший капитан рыболовного судна. Ему срочно нужны деньги, чтобы выплатить залог за лодку и вернуться из Канады в родную Ирландию. Во время одного из рейсов он видит, как косатка убивает большую белую акулу, и становится одержим идеей поймать могучее создание. На его беду, когда он исполняет свое начинание, пойманная «орка» оказывается беременной самкой. И ее «супруг» пойдет на все, чтобы отомстить за «жену» и «ребенка». Рассказ о фильме «Смерть среди айсбергов» (1977) подготовил Игорь Евдокимов.

«Отзвуки эха», по сути, классическая история о неупокоенном привидении. Этот сюжет мы не раз встречали и в кино, и в литературе. Дух невинно убиенной девушки требует от живых найти ее останки и пролить свет истины на загадочные события дней минувших. Несмотря на то, что режиссер выбрал в принципе заезженную (даже на тот момент) тему, фильм получился стоящим и не вторичным. Успех сложился из множества факторов. Подробности – в обзоре от Вячеслава Ерлыченкова.

В полнометражном кино Жауме Балагуэро дебютировал интересным триллером «Без имени», где рассказывалось об экспериментах таинственной секты с темными силами. Постановщика всегда интересовала темная сторона души человека, поэтому нет ничего удивительного, что свой второй хоррор он назвал весьма лаконично: «Тьма». В нем он попытался совместить оккультизм и семейную драму, придав сюжету черты фильмов о нехороших домах.

Фильм «Длинные волосы смерти» по праву считается одним из образцов готического хоррора. В нем присутствуют все характерные признаки этого жанра: проклятье сожженной ведьмы, которого невозможно избежать, таинственная роковая незнакомка, как орудие мести, высокие замки со стрельчатыми окнами и винтовыми лестницами, мрачные подземелья, потайные ходы, старинные семейные склепы и многое другое. Впечатлениями от этого фильма более чем 50-летней давности поделилась Ирина Белова.

«Корабль-призрак» – это еще одна лента, не сразу оцененная по достоинству. Не ясно, подкачала ли тематика, либо просто так сошлись звезды, но поначалу об этом фильме отзывались как о «середнячке», не слишком страшном и не слишком интересном. Однако он достоин иной оценки, явно более высокой, и сейчас, полтора десятка лет спустя, об этом можно говорить совершенно определенно. Подробности – в рецензии от Валерия Лисицкого.