DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики
Паранормальное

Тьма в кино. Пересматриваем классику

Хотя сегодня фантастические блокбастеры ассоциируются, в первую очередь, с американским кинематографом, в 60-х годах прошлого века ситуация была несколько иная. Первый полет человека в космос вдохновил советских режиссеров на создание фильмов, превосходивших по уровню съемки и спецэффектов голливудскую фантастику. В итоге нередко американские фильммейкеры просто вырезали фрагменты советских картин и вставляли в свои работы. В их числе и «Кровавая королева» Кёртиса Харрингтона, рассказ о которой подготовила Ирина Белова.

Человечество еще со времен Герберта Уэллса не ждало от встречи с инопланетным разумом ничего хорошего. Во многом в этом привычном сейчас фантастическом сюжете реализовался древний страх человека перед представителями чужого племени. Вот и режиссер Гарри Бромли Девенпорт, в противовес гуманистической фантастике Стивена Спилберга, был убежден, что инопланетяне заинтересованы в людях исключительно как в подопытных свинках. Весьма не новая трактовка, но в фильме «Экстро» она получила действительно достойное воплощение.

Фильм «Черная дыра» не только прославил на весь Голливуд Вина Дизеля, но и положил начало вполне разноплановой, но короткой серии про космического преступника Риддика, в которую вошли не только фильмы, но также игры, комиксы и даже мультики. Но настоящее восхождение героя началось с успешного блокбастера «Хроники Риддика», ставшего второй частью трилогии. Там было все: приключения, опасности, множество противников, экшен и интересная мифология вселенной. А вот первая часть – «Черная дыра» – была совсем другой. Это был хоррор.

Режиссер Гари Джонс так и остался в нише низкобюджетных ужастиков direct-to-video, получив относительную известность своими энимал-хоррорами «Пауки» и «Крокодил 2». А начинал он в далеком 1994 году с интересного треша «Москиты», сделанного в нарочито дурацком стиле старых фильмов ужасов. Гари Джонс, решил совместить «животный» сюжет с космической фантастикой, сделав завязкой фильма крушение летающей тарелки. О том, что из этого вышло, читайте в обзоре от Андрея Волкова.

По структуре сюжета фильм «Наследие» очень напоминает «Десять негритят» Агаты Кристи, но насквозь пропитанный мистикой. Та же группа случайных лиц, которых связывают тайны их прошлого, оказавшихся в одно время в одном месте. Их гибель одного за другим, хотя каждый борется за свою жизнь и против остальных. В эту смертоносную игру неожиданно оказывается втянута молодая американка Маргарет Уолш. Но так ли случайно ее появление в роковом доме?

Стэнли Кубрик принадлежит к числу нетипичных американцев среди режиссеров. Он родился в США, но по своему мировосприятию больше тяготел к европейской культуре. Постановщик не желал заигрывать с «большим кино» и в то же время не проявлял интереса и к независимой ветви американского киноискусства. Типично американские жанры трактовались режиссером в экзистенциальном ключе. Вот и «Сияние», экранизация нового тогда романа Стивена Кинга, заимствует от первоисточника лишь фабулу.

Кто в детстве не лепил снеговиков? Кажется, эта традиция существует всюду, где хотя бы иногда выпадает снег. И разве может быть что-то плохое связано с этими милыми и смешными пародиями на людей? Конечно же, нет, такое и представить-то себе сложно! Если, конечно, вы не Майкл Куни. Фильм «Снеговик» – это задорный и смешной трэш, сделанный на коленке, но с душой и любовью. Его можно ругать и ругать заслуженно, но оригинальный образ монстра заставляет простить ему многое.

Нолан – обедневший капитан рыболовного судна. Ему срочно нужны деньги, чтобы выплатить залог за лодку и вернуться из Канады в родную Ирландию. Во время одного из рейсов он видит, как косатка убивает большую белую акулу, и становится одержим идеей поймать могучее создание. На его беду, когда он исполняет свое начинание, пойманная «орка» оказывается беременной самкой. И ее «супруг» пойдет на все, чтобы отомстить за «жену» и «ребенка». Рассказ о фильме «Смерть среди айсбергов» (1977) подготовил Игорь Евдокимов.

«Отзвуки эха», по сути, классическая история о неупокоенном привидении. Этот сюжет мы не раз встречали и в кино, и в литературе. Дух невинно убиенной девушки требует от живых найти ее останки и пролить свет истины на загадочные события дней минувших. Несмотря на то, что режиссер выбрал в принципе заезженную (даже на тот момент) тему, фильм получился стоящим и не вторичным. Успех сложился из множества факторов. Подробности – в обзоре от Вячеслава Ерлыченкова.

В полнометражном кино Жауме Балагуэро дебютировал интересным триллером «Без имени», где рассказывалось об экспериментах таинственной секты с темными силами. Постановщика всегда интересовала темная сторона души человека, поэтому нет ничего удивительного, что свой второй хоррор он назвал весьма лаконично: «Тьма». В нем он попытался совместить оккультизм и семейную драму, придав сюжету черты фильмов о нехороших домах.

Фильм «Длинные волосы смерти» по праву считается одним из образцов готического хоррора. В нем присутствуют все характерные признаки этого жанра: проклятье сожженной ведьмы, которого невозможно избежать, таинственная роковая незнакомка, как орудие мести, высокие замки со стрельчатыми окнами и винтовыми лестницами, мрачные подземелья, потайные ходы, старинные семейные склепы и многое другое. Впечатлениями от этого фильма более чем 50-летней давности поделилась Ирина Белова.

«Корабль-призрак» – это еще одна лента, не сразу оцененная по достоинству. Не ясно, подкачала ли тематика, либо просто так сошлись звезды, но поначалу об этом фильме отзывались как о «середнячке», не слишком страшном и не слишком интересном. Однако он достоин иной оценки, явно более высокой, и сейчас, полтора десятка лет спустя, об этом можно говорить совершенно определенно. Подробности – в рецензии от Валерия Лисицкого.

В 2001 году в Германии, в небольшом городке Ротенбург, произошел из ряда вон выходящий случай. Одинокий гей Армин Майвес оставил на одном сайте объявление, что хотел бы найти мужчину, который хочет быть съеденным. Откликов было около 300, но лишь один, не менее одинокий гей-мазохист Брандес решил идти до конца и раствориться в своем новом друге в качестве пищи, мяса. Режиссер Мэриэн Дора был одним из первых, кто взялся за исследование страшного, ирреального мира Армина Майвеса. Результатом стал фильм «Каннибал», рассказ о котором подготовил Андрей Волков.

Есть такая категория фильмов, сюжет которых строится вокруг изнасилования и отмщения. Выходят подобные ленты не очень часто, но сюжет их следует одной простой схеме: изнасилование – преобразование жертвы в мстителя – месть. На западе такие фильмы особенно популярны, что подтверждается существованием целой тематической кинофраншизы «Я плюю на ваши могилы». Если говорить о России, то, в первую очередь, приходит на ум фильм «Ворошиловский стрелок» Станислава Говорухина.

Война во Вьетнаме, студенческие бунты во Франции и Италии, теракты ИРА – всё это было реальным фоном, окружавшим в 1971 году премьеру нового фильма Стэнли Кубрика «Заводной апельсин». Тема насилия и жестокости молодого поколения витала в воздухе, но Голливуд продолжает клепать вестерны с Клинтом Иствудом и комедии Вуди Аллена. Провокационный, жестокий, преисполненный перфекционизмом формы и резкостью содержания, «Заводной апельсин» стал самым кассовым фильмом Кубрика, но не получил ни единой кинонаграды.

Католическую гимназию для девочек захлестнула волна убийств, при этом убийца неизменно оставляет нож в гениталиях жертвы. По сюжету фильма «Что вы сделали с Соланж?» молодой преподаватель Энрико Россини, дабы снять с себя подозрения, вынужден провести собственное расследование, в чем ему поможет его жена. Правда, своих скелетов в шкафу хватает и у Россини, и у его воспитанниц. Подробности – в обзоре от Ирины Беловой.

Клайв Баркер – признанный мастер своего жанра, повелитель сенобитов и родоначальник сплаттерпанка. Лавры эти, в первую очередь, касаются прозы, но и многие кинотворения, созданные с его участием, получили негласный статус культового кино. Впрочем, были у него и неудачи, особенно поначалу – как говорится, «первый блин – комом». На заре сценарной деятельности таким комом для Баркера стал фильм «Подземный мир». Тем не менее, успех часто вырастает на фундаменте прошлых неудач, посему читаем рецензию на фильм от Вячеслава Ерлыченкова.

Фильм «Лунатики» примечателен не только оригинальными идеями и режиссерской работой Мика Гэрриса. В числе исполнителей эпизодических ролей засветились многие известные режиссеры и сценаристы, среди которых и Клайв Баркер. В итоге «Лунатики» с большим успехом приняли участие в Fantafestival в 1992 году, где получили награды сразу в четырех номинациях: лучший фильм, лучший режиссер (Мик Гэррис), лучший сценарий (Стивен Кинг) и лучшая актриса (Элис Крайдж).

Кто вам нравится больше – Стивен Кинг или Клайв Баркер? Вопрос неоднозначный и в чем-то провокационный. Сразу чувствуешь себя растерянным ребенком, которого ни с того ни с сего озадачил дерзкий взрослый: «А кого ты любишь больше, маму или папу?» Можно отделаться скромным «люблю обоих одинаково» или обескуражить собеседника неожиданным «Дарью Донцову». Но в случае с фильмом «Автострада» отвечать совершенно необязательно, ведь это два в одном, Кинг и Баркер в одном флаконе.

Фильм «Боги и монстры» Билла Кондона рассказывает о последних годах одного из основателей американского кинохоррора Джеймса Уэйла. Этот фильм вряд ли появился бы без поддержки знаменитого писателя Клайва Баркера, выступившего тут исполнительным продюсером. Многое Баркеру в истории Уэйла могло быть лично близким – и непонимание людей другой сексуальной ориентации, и классовые различия, но и чувство одиночества, особенно явственное в среде модных тусовок и светских приемов. Подробности – в обзоре от Андрея Волкова.