DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

And It Keeps Growing

Особняк «Красная Роза» / Rose Red

США, 2002

Жанр: ужасы

Режиссер: Крэйг Р. Бэксли

Сценаристы: Стивен Кинг

В ролях: Мэтт Кислар, Нэнси Трэвис, Джулиан Сэндс

Похожие фильмы:

Особняк Красная роза 

Если вы когда-либо хотели сыграть в изобретенную Ностальгирующим Критиком «Алкогольную игру имени Стивена Кинга», то стоит выбрать другой сериал по мотивам его творчества. Ни один из героев не является писателем (по крайней мере, не в качестве основной работы), не злоупотребляет спиртным и психотропными веществами, не ударяется в религиозный фундаментализм и даже – О, УЖАС! – действие «Красной розы» происходит не в штате Мэн. А пока челюсти зрителей, знакомых с Кингом исключительно по этим штампам, благополучно покоятся на полу, нам остается только обратиться к любителям крайне узконаправленного ответвления «хорроров» – фильмов про дома с привидениями. Ибо, если вы еще по какому-то недоразумению пропустили этот мини-сериал, ближайшие несколько абзацев постараются убедить вас наверстать упущенное.

Конечно, сказать, что «Красная роза» лишена фирменных кинговских ходов – значит здорово покривить душой. Естественно, это хоррор. В фильме присутствуют сразу несколько персонажей с паранормальными способностями, можно даже сказать, что они «сияют» (Уловили отсылочку? – спросил бы автор сценария к «Темной башне» Акива Голдсман, если бы он писал эту рецензию). Вопросы адекватности и фанатизма поднимаются не раз, а некоторые из актеров в определенные моменты переигрывают в лучших традициях театральной труппы имени «Максимальной перегрузки». Очень многие моменты «Красной розы» для разных зрителей могут стать как плюсами, так и минусами. Так что давайте возьмем воображаемые весы и будем потихоньку кидать доводы на разные чаши и посмотрим, какая из них перевесит.

Сценарий «Красной розы» берет свое начало из тандема двух гениев и, что более забавно, двух Стивенов – Кинга и Спилберга. В 90-х годах ХХ века они решили вместе поработать над вольной адаптацией «Призрака дома на холме» Ширли Джексон. Трудно сказать, каким бы вышел результат их творческого союза (хотя он однозначно был бы лучше того царства идиотии и спецэффектов, которое получилось у Яна Де Бонта в 1999 году), но в какой-то момент у студии закончились права на экранизацию, а Спилберг утратил интерес к проекту. Кинг же выкупил права на свой же сценарий и отложил его на дальнюю пыльную полку, где «Красная роза» и пролежала бы неопределенно долгий срок, но некоторые вещи, как титульный особняк, просто не собираются умирать. После судьбоносной аварии 1999 года из-за имевшей место в прошлом наркозависимости Кинг не мог позволить себе прием обезболивающих. Вместо таблеток и уколов он начал писать. Что-то получалось не очень, что-то – получше. Именно в этот период Стивен вернулся к идее рассказать классическую прямолинейную историю про дом с привидениями. Он сдул пыль с черновика «Красной розы» – и понеслась!

Особняк Красная роза 

Уши первой экранизации «Призрака дома на холме» торчат из сценария повсюду. Кинг даже вставляет в начало одной из серий прямую цитату Ширли Джексон – конечно же, про дома, что были злыми от рождения. Сюжет вращается вокруг университетского профессора Джойс Риордан, которая решительно настроена доказать миру, что привидения существуют. Для этого она собирает группу из людей с паранормальными способностями и отправляется в особняк «Красная роза» – квинтэссенцию всех «нехороших домов». За почти 100 лет существования в доме погибло и пропало множество людей, однако, после того, как дом был заброшен, феномены прекратились. Джойс мечтает «оживить» дом всего лишь на пару минут – по крайней мере, так она обещает своей группе. Реальность, как обычно, оказывается куда опаснее.

Однако в сам особняк герои прибывают только ко второй серии – из трех. Первый эпизод «Красной розы» полностью посвящен истории особняка и знакомству с персонажами, их способностями и их тараканами. Это, пожалуй, самая медленная и для кого-то нудная часть фильма. Полностью уйти от стереотипов и сделать всех персонажей интересными ни у Кинга, ни у актеров до конца не получилось. Автор неоригинален, а лицедеи от сцены к сцене то недо-, то переигрывают. Мы уже не в первый раз видим, например, нестабильного парня, живущего с тиранящей его мамашей-монстром. Или девочку-аутистку с сильнейшим даром. Или университетского профессора-сноба, готового на все, лишь бы разрушить карьеру раздражающей его Джойс. Некоторые персонажи словно созданы на роль расходного материала, которому по недоразумению придумали какие-то зачатки характеров и имена вместо просто табличек «Жертва №1» и «Жертва №2».

Выручают, во многом, главные профессионалы. Нэнси Трэвис в роли доктора Риордан большую часть фильма создает вполне правдоподобный образ полного энтузиазма борца за правду и расширение научных горизонтов, при этом не забывая время от времени добавлять маленькие «маньячные» штришки. Если в начале мини-сериала большинство зрителей, пусть и не безоговорочно, но на ее стороне, то по мере развития истории их мнение начинает потихоньку меняться. Чертовски хорош «чернокнижник» Джулиан Сэндс – мы практически ничего не знаем о его персонаже, кроме его запредельной крутизны. С его Ником Хардэвэем не так страшно сунуться даже в самый жуткий дом с привидениями. Ироничное хладнокровие этого персонажа выгодно контрастирует с более невротичными героями. Отдельно стоит отметить бродвейскую певицу Циди Лелока в роли служанки Сукиины, появляющейся во флешбеках. Ей удалось создать очень колоритный образ. Неплох Мэтт Кислар (Фейд Харконен из мини-сериала по «Дюне») – за его эволюцией от раздолбая до, де-факто, лидера команды интересно наблюдать. Мэтт Росс в роли того самого обсессивно-компульсивного маменькиного сынка ничем особым не удивляет, но при этом вызывает у зрителей целую гамму эмоций – тут и сочувствие, и ненависть, и раздражение, и даже в какой-то момент уважение. Следует отдать должное профессионализму Кинга (как будто кто-то сомневался) – большая часть доживших до конца персонажей имеют свою сюжетную арку, меняясь и открывая свои лучшие качества под влиянием кошмарных обстоятельств, и выходят из проклятого дома другими людьми. Ну, или почти.

Особняк Красная роза 

«Персонажи-человеки», однако, значительно теряются на фоне настоящего главного героя, вернее, героини – самой «Красной розы». Это идеальный коктейль из самых знаменитых домов с привидениями. Хотите рецепт? Пожалуйста! На сто грамм напитка возьмите: 25 миллилитров джексоновского «Хиллхауса», 25 – мэтисоновского «Хеллхауса», 25 – винчестерского Дома Тайн (реальный особняк, по легенде, построенный богатой вдовой, которой цыганка нагадала, что женщина не умрет, пока будет продолжать строить дом – легенда, кстати, является полной брехней, но об этом в другой раз – прим. авт.), а в оставшихся 25 намешайте по вкусу всего, что вам в голову придет – от Генри Джеймса и дома Ашеров до детских страшилок у костра.

«Красная роза» может похвастать соблазнительным фасадом Торнвудского замка в штате Вашингтон и богатым внутренним миром – для достоверности интерьеров они были построены в натуральную величину и заняли три огромных самолетных ангара на бывшей базе ВВС. Идеальное воплощение дома, который изнутри кажется больше, чем снаружи. Художники-декораторы постарались на славу. Несмотря на то, что зрители, как, собственно, и персонажи, не могут представить планировку дома, большая часть интерьеров врезается в память. Тут и похожий на хребет длинный коридор, и похожий на озеро бальный зал, и «комната-вверх-дном», и оранжерея. Во всем, опять же, чувствуется влияние «Призрака дома на холме» с поправкой на то, что Кинг, не стесненный рамками психологического хоррора, похоже, ставил перед собой задачу придумать запоминающуюся сцену, связанную почти с каждой комнатой особняка, что ему вполне удалось – опять же, с поправкой на то, что временами такое разнообразие начинает напоминать аттракцион, а-ля «Дом с привидениями» в Диснейленде.

Не менее проработанным получился «характер» «Красной розы». Мы узнаем о ней все, следим за ее историей с рождения. Как и любая роковая красавица, она требует жертв, причем, буквальных. Интересны параллели между Розой и ее хозяйкой – Элен Римбауэр (опять же, основанной на легенде о доме Винчестеров) – объединяющие их любовь к красивым вещам и итоговая ненависть к мужчинам. Если женщины, в основном, пропадали и оставались в доме навсегда, то от грубых мужланов Роза предпочитала избавляться более изощренными способами.

Особняк Красная роза 

Для мини-сериала начала 2000-х у «Красной розы» был вполне приличный бюджет – более 35 миллионов долларов. Значительная часть этих денег ушла на спецэффекты. Фильм балует зрителя качественной смесью компьютерных и практических трюков – тут и аниматроника, и грим, и использование зеркал и нарисованных задников. Особенно удались полумумифицированные обитатели дома – они заставляют ностальгически вспомнить «Байки из склепа». Понятное дело, что сейчас такие вещи смотрятся несколько устаревшими, однако свой шарм для ценителей подобного стиля придают.

С учетом общей традиционности, «Красная роза» временами очень оригинально и нестандартно обыгрывает сложившиеся штампы. В меру логично объяснена даже невозможность в критический момент выбраться из дома. Несмотря на то, что мини-сериал больше интригует, чем пугает, несколько запоминающихся страшных сцен есть. Проза Кинга вообще теряет в нагнетании ужаса при переносе на экраны, ведь главное не что он описывает, а как он это делает. Можно представить себе, что в книжном варианте (если бы такой существовал) сцена с оживающей статуей в заброшенном туманном саду вызвала бы больше мурашек, однако и в фильме она смотрится неплохо.

Что же мы имеем в результате? Тут каждый будет отстаивать свои вкусы. Для кого-то это (вполне, с его точки зрения, оправданно) устаревший вторичный неимоверно затянутый балаган со всеми минусами, которые можно приписать прозе и экранизациям Кинга. Для кого-то – роскошный мини-сериал в духе мэтра с отличными спецэффектами, рядом симпатичных актерских работ и интересных находок. Истина, как всегда, где-то посередине. Если отбросить ностальгию и негатив, «Особняк «Красная роза» – это ультимативная коллекция расхожих сюжетных клише о «нехороших домах», эффектно собранная вместе воображением самого именитого мастера ужасов в истории. По шкале от Дарабонта до «Мобильника» – твердые 1408!

Особняк Красная роза

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)