DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Буги-вуги-мен

Пока советских детишек пугали Бабой-Ягой и дядей-милиционером, их английские и американские сверстники тряслись от страха перед другим жутким монстром — Бугименом, который обычно прятался в шкафу или под кроватью. Несмотря на обширную мифологию, связанную с этим существом, доподлинно о нем почти ничего не известно. Никто даже не знает, как он выглядит!

Бугимена часто описывают как размытую тень, способную принимать любой облик. Чудовище чувствует, чего боится каждый ребенок, и выбирает именно ту форму, которая гарантированно приведет к истошным крикам и мокрым простыням. Во многих преданиях рассказывается, что Бугимен обитает в детских снах. Таким образом, он представляет собой нечто среднее между Фредди Крюгером и Пеннивайзом.

Кинематографисты часто обращались к этому персонажу, порой даже успешно, как в случае с червивым поющим мешком Уги-Буги из «Кошмара перед Рождеством». Естественно, его образ неоднократно эксплуатировался и в хорроре. Трудно представить себе лучшего кандидата на роль злодея, чем этот хмырь. Вот о хорроре мы сегодня и поговорим.

Бугимен доберется до тебя, 1942

Впервые Бугимен вылез из шкафа на большие экраны в 1942 году. Вернее, попытался вылезти, но его быстро затолкали обратно, потому что картина оказалась совсем не о нем.

Этот фильм, несмотря на дуэт иконических для жанра Петера Лорре и Бориса Карлоффа, был вовсе не хоррором, а комедийным фэнтези, слегка приправленным черным юмором. Кино определенно заслуживает внимания, особенно если вы фанат Лорре, Карлоффа или их обоих либо просто цените Голливуд 40-х. И все же вас постигнет разочарование, если вы и вправду ждете появления Бугимена. Увы, его имя в названии использовано только ради красного словца.

В действительности фильм повествует о безумном ученом Биллингсе (Карлофф), пытающемся создать у себя в подвале сверхчеловека. Его эксперименты все время заканчиваются неудачей, подопытные гибнут, а их трупы складируются в винном погребе. Вскоре к безумцу присоединяется его бывший кредитор — профессиональный пройдоха в исполнении Петера Лорре, у которого есть свои виды на открытия Биллингса. Эта парочка творит поистине ужасные вещи, но они оба настолько обаятельны, что им, словно «Продюсерам» Мела Брукса, можно простить что угодно.

Надо полагать, если бы фильм снимала студия Universal, мы бы получили еще одного классического монстра, но Columbia Pictures избрала иной путь… и прогадала: сегодня это кино практически забыто. А жаль.

Бугимен, 1980

После жанровых экспериментов Columbia Pictures Бугимен затаился под кроватью на долгие сорок лет, пока его не вытащил на свет божий режиссер второсортных ужастиков Улли Ломмель. Ломмель осмотрел старого монстра со всех сторон, деловито стряхнул с него пыль и со знанием дела заявил: «Я хочу снять фильм о жестоких убийствах, действие которого разворачивается в обычной обстановке с обычными людьми. Сперва покажите вещи, с которыми зрители смогут себя идентифицировать, а затем введите ужасное в привычную среду!»

Так было положено начало первой трилогии о Бугимене.

Начинается все многообещающе: под атмосферную электронику нам сначала показывают угрожающую надпись The Boogey Man, а затем пригородный дом, синеющий в ночной темноте. Далее следует причудливая фут-фетишистская сцена, в которой подвыпившая дама снимает чулок и натягивает его на голову своему любовнику, здоровому бугаю самого неприглядного вида. За странным интимом наблюдают двое ребятишек лет девяти: мальчик Уилли и его младшая сестренка Лейси. Взрослые замечают, что они не одни, и дама, оказавшаяся матерью юных вуайеристов, велит своему кавалеру разобраться. Тот сгребает сорванцов в охапку и относит их в детскую. Пацана он зачем-то привязывает к кровати (видимо, подглядывать запрещено только ему), а затем уходит, чтобы продолжить любовные утехи.

Девочка приносит с кухни нож и разрезает веревки. Мальчик берет оружие из ее рук и отправляется в мамину спальню. В этот момент включается вид от первого лица, и становится ясно, что Ломмель пытается повторить вступление «Хэллоуина», вышедшего двумя годами ранее. К сожалению, снято все заметно слабее: вид «из глаз» зачем-то перемежается с кадрами из спальни, на которых мы видим, что чулок по-прежнему находится на голове любовника, но это не мешает ему осыпать возлюбленную поцелуями. У Карпентера использовалась маска, скрывавшая технические огрехи и заставлявшая зрителя дорисовывать весь ужас происходящего в воображении. У Ломмеля же мелкий пацан кромсает взрослого дядю, не встречая никакого сопротивления, что смотрится не столько страшно, сколько фальшиво.

Затем мы переносимся на несколько лет вперед. Лейси удачно вышла замуж, завела ребенка и теперь вместе со своим братом-убийцей живет в доме мужа. После всего пережитого Уилли разучился говорить и стал испытывать отвращение к сексу. Его новые хобби — коллекционирование ножей и закрашивание зеркал черной краской. Казалось бы, ему прямая дорога в дурдом, но Уилли держат среди нормальных, делая его главным кандидатом на роль злодея.

Стоит отдать «Бугимену» должное: поначалу он неплохо держит интригу, заставляя зрителя гадать, куда повернет сюжет. Начнет ли Уилли убивать своих домочадцев под влиянием болезни или в него вселится злой дух? А может, семье предстоит столкнуться со всамделишным монстром из шкафа?..

Как бы то ни было, Лейси мучают кошмары, от которых она пытается избавиться на приемах у старенького психотерапевта. Его роль исполнил Джон Кэрредин («Сумеречная зона», «Вой»), которого позвали лишь для большей коммерческой привлекательности проекта. Доктор дает девушке сомнительную рекомендацию: посетить отчий дом, где произошла трагедия. Она отправляется туда вместе с мужем под видом покупателей (особняк выставлен на продажу).

Теперь в нем хозяйничают две молодые девицы и дрянной мальчишка по имени Тимми, который отпускает колкие комментарии по поводу и без. Честно говоря, это его следовало бы сделать главным героем. Супружескую пару Тимми встречает криком: «Бугимен!» Как ни прискорбно, но именно этот возглас, очевидно, и дал название фильму...

Лейси осматривает спальню на втором этаже и уже собирается уходить, как замечает в зеркале убитого отчима... В комнате никого нет, но отражение медленно движется в сторону до смерти перепуганной девушки, и она разбивает зеркало. На шум прибегают муж, а с ним и хозяйка дома. Последняя равнодушна к происходящему. Ей наплевать на погром, который незнакомые люди устроили в ее комнате, но мужчина бросается подметать осколки, извиняясь и предлагая заплатить за ущерб. Убирается он из рук вон плохо: прямо посреди комнаты остается лежать огромный кусок стекла.

Наконец Лейси с мужем уезжают домой, прихватив с собой разбитое зеркало. Для чего оно им понадобилось? Дело в том, что мужчина хочет его восстановить, чтобы Лейси смогла встретиться со своим страхом и таким образом избавиться от него... Звучит еще более сомнительно, чем советы психотерапевта, особенно с учетом того, что из оставленного в доме осколка вылезает невидимый призрак, который расправляется с девушками и маленьким Тимми. Мальчишка гибнет весьма комично.

Далее осколок прилипает к ботинку сынишки Лейси. Вместе с мамой он отдыхает у реки и, сам того не замечая, пускает солнечного зайчика на противоположный берег. Это влечет за собой еще парочку смертей. Так что именно в «Бугимене», а не в «Реинкарнации», впервые была раскрыта инфернальная сущность солнечных зайчиков.

Дальше тайное становится явным, отец семейства идет к психотерапевту, чтобы пристыдить того за недоверие к сверхъестественным страхам Лейси (при том, что он сам ей не верил все это время), для изгнания духа призывают священника, косплея, вслед за «Хэллоуином», еще и «Изгоняющего дьявола»... В конце все взрывается и горит.

Операторская работа, несмотря на мелкие недочеты (вроде редких теней от оборудования в кадре), заслуживает похвалы. Сельские пасторали и огненные закаты запечатлены во всей красе. Картинка сочная и насыщенная. А вот с режиссурой все хуже. Например, в нелепейшей сцене в амбаре соседка пытается соблазнить Уилли, отчего тот слетает с катушек. Нарастающее напряжение передается через крики животных: кудахтанье кур и ржание лошадей. Подобные приемы хорошо работают для создания комедийного эффекта, но нагнать таким образом саспенс у Ломмеля не получилось.

Саму идею с невидимым убийцей можно назвать удачной, однако происходящее на экране не имеет к Бугимену (настоящему Бугимену) ни малейшего отношения. Улли Ломмель решил не заморачиваться и просто позаимствовал элементы из популярных ужастиков того времени, собрав «Бугимена» как пазл, как разбитое зеркало из осколков. Даже дом, в котором живет Лейси, — и тот взят из «Ужаса Амитивилля».

Бугимен, 1982

Короткометражка Джеффа Широ снята по одноименному рассказу Стивена Кинга. У нас он больше известен как «И пришел бука». Бука — это славянский Бугимен.

Странно, что эта параноидальная и действительно неприятная история так и не удостоилась ни одной полновесной экранизации. Помимо Широ, перенести новеллу на экран пытался ирландский кинематографист Герард Лок, и было это в далеком 2010 году. Ситуацию в скором времени обещают исправить сценаристы Скотт Бек и Брайан Вудс («Тихое место»), которые трудятся над собственной адаптацией кинговского текста с 2018 года.

Творение Джеффа Широ больше напоминает студенческую работу. Он следует букве произведения, но не его духу. Как и в оригинале, главный герой, Лестер Биллингс — максимально непривлекательный тип (хоть и похож на Дэвида Тибета). Его дети гибнут один за другим, пока Лестер не оказывается на приеме у мозгоправа. Обезумевший от горя отец уверяет врача, что его малышей убил Бугимен...

Отличие данной экранизации в том, что в нее для чего-то добавили детектива, пытающегося расследовать это дело. Полицейский мелькает в паре эпизодов, а потом исчезает, так и не повлияв на сюжет.

Финал в целом соответствует рассказу, однако в кино Лестер сам приоткрывает дверцу шкафа, что не вяжется с его паническим страхом перед Бугименом. В заслугу постановщику можно поставить, собственно, концовку с ее стробоскопическими эффектами, парочку моментов, в которых мы наблюдаем за Лестером из глаз монстра, прячущегося в шкафу, а также год создания фильма. Это сейчас любой может снять короткометражный хоррор у себя дома, а в начале 80-х даже такое кино требовало немалых усилий.

Бугимен 2, 1983

После жанровых экспериментов Columbia Pictures Бугимен затаился под кроватью на долгие 40 лет, пока его не вытащил на свет божий режиссер второсортных ужастиков Улли Ломмель. Ломмель осмотрел старого монстра со всех сторон, деловито стряхнул с него пыль, после чего со знанием дела заявил: «Я хочу снять фильм о жестоких убийствах, действие которого разворачивается в обычной обстановке с обычными людьми. Сперва покажите вещи, с которыми зрители смогут себя идентифицировать, а затем введите ужасное в привычную среду!»

Ладно, не будем издеваться над недоумевающим читателем и цитировать текст целиком. Мы же не Улли Ломмель. Который на полном серьезе вставил в сиквел 40-минутную нарезку кадров из первого фильма (при общем хронометраже 83 минуты)!

Уже по «кровавым титрам», нарисованным на бумаге, виден недостаток финансирования. И все же авторам хватило денег на Сюзанну Лав, сыгравшую главную роль в оригинале. Впрочем, актриса была замужем за Ломмелем, поэтому есть вероятность, что здесь она оказалась лишь «из любви к искусству».

Сюжет прост. Лейси приезжает к некоему кинорежиссеру, которого сыграл сам Ломмель, дабы поведать ему историю Бугимена, что и приводит к столь затяжному флешбэку. С собой она привозит осколок зеркала, из которого вновь появляется невидимый маньяк с невидимым чулком на невидимой голове. За этим следует череда до смешного плохо снятых смертей. В качестве орудий убийства «Бугимен» использует все подряд: штопор, щипцы для углей и даже электрическую зубную щетку.

Любопытно, что Paramount Pictures предлагали Ломмелю снять продолжение за нормальные деньги, но он отказался, решив сделать полностью независимый проект. Режиссер отмечал, что не любит сиквелы, и это заметно. Фильм выглядит так, будто его снимали люди, ненавидящие не то что сиквелы, а кинематограф вообще.

Возвращение Бугимена, 1994

Итак, чувак с чулком на голове. Его никто не ждал, но он вернулся. Радиоприемник медленно летит в ванну с пеной... Рекордные 1,4 балла на IMDB. Радиоприемник медленно летит в ванну с пеной... Очередная нарезка из первого фильма и минимум оригинальных сцен. Радиоприемник медленно летит в ванну с пеной... Пожалуй, самая экспериментальная часть в трилогии.

Фильм настолько плох, что Улли Ломмель даже постеснялся указывать свое имя в титрах, свалив все на бедного никому не известного Деленда Ньюза. Ключевая особенность ленты в снятых в slow mo кадрах, которые повторяются снова и снова. И снова. Сильнее всего раздражает радиоприемник, который медленно летит в ванну с пеной… да и вообще вся эта сцена в ванной.

Несмотря на общую неадекватность происходящего, у фильма все-таки есть сюжет. Начинается все идиллически: прекрасная девушка Энни резвится на пляже под романтичную музыку. Но внезапно появляется мужик с чулком на голове! Происходящее оказывается сном, и вскоре становится ясно, что кошмары не отпускают Энни, причем она уверена, что видит в них будущее. Вместе с друзьями девушка пытается предотвратить надвигающуюся трагедию.

Сказать здесь, по сути, нечего. Кроме того, что третья часть парадоксальным образом оказалась наиболее близкой к легендам о Бугимене: в ней хотя бы задействованы сновидения (в оригинале кошмары Лейси носили скорее декоративный характер).

Жирный задел на сиквел в финале выглядит форменным издевательством. Более того, Улли Ломмель задумывал и ремейк первой части — «Бугимен: Перерождение»! Он собрал на проект более $4 млн и почти завершил работу, но в 2017 году скоропостижно скончался, и перерождение не состоялось.

Бугимен, 2005

После своего позорного «возвращения» бедняга Бугимен десять лет прятался по темным углам, но не ради крутого джампскейра, а от стыда. Наконец кое-кто вооружился мощным фонарем и посветил Буке прямо в лицо. И этим «кое-кем» был не абы кто, а сам, мать его, Сэм Рэйми!

Конечно, создатель «Зловещих мертвецов» выступил только продюсером, но зато новый фильм рассказывал об истинном Бугимене, том самом, из детских страшилок. Студия выделила на проект неплохие деньги: $20 млн. Но были и нюансы: скажем, в режиссерском кресле оказался Стефен Т. Кэй, не имевший на тот момент особого опыта в хорроре. Также картина получила рейтинг PG-13, что означало отсутствие в ней какой-либо жести и ориентацию на массовую аудиторию (в плохом смысле этого слова).

Теперь к самому фильму. Первая сцена подозрительно напоминает начало мистического триллера «Они» Роберта Хармона. Мальчик Тимми — хочется верить, это сознательная отсылка — лежит у себя в кровати и боится. Его комната — самая жуткая детская на Земле. Под потолком расправляет крыла зловещая черная птица, одежда на стуле обретает очертания долговязой фигуры, а игрушка на комоде скалится в плотоядном оскале. И лишь папа может спасти ребенка от надвигающейся угрозы... Но тут появляется Бугимен и утаскивает отца во тьму!

Проходят годы, и мы узнаем, что мальчик не перенесся в «Царство ночных кошмаров», а вырос в законченного невротика, который шарахается от каждой тени. Несмотря на галлюцинации, ночные кошмары и боязнь темноты, Тимми отлично социализирован: работает заместителем редактора, арендует хорошую квартиру и встречается с красивой девушкой из богатой семьи. Джессика — именно так зовут его пассию — приглашает Тима на семейный обед, который нужен лишь для того, чтобы вкратце обрисовать скудную экспозицию. Бугимена, которого герой видел в детстве, списывают на игру воображения, а пропавший отец... видимо, просто «вышел за сигаретами».

В доме Джессики Тиму является кошмарное видение, после чего он узнает, что его мать, сыгранная, к слову, Люси Лоулесс («Зена — королева воинов»), умерла. С криком «Я должен бежать!» новоиспеченный сирота бросает напуганную девушку и уезжает. Если вы вознамерились досмотреть кино до конца, вам стоит привыкнуть к этой фразе. Тим проорет ее еще не раз и не два, перемещаясь в очередную локацию — настолько лениво тут оформлены «сюжетные повороты». Не обошлось и без старой доброй «телепортации»: периодически сценарист будет запирать Тимми в шкафу в одном месте, а выпускать уже в другом. Зачем Бугимену перемещать нашего недотепу туда-сюда — решительно непонятно.

Из визуальных изысков можно отметить моменты, в которых камера «отлипает» от протагониста и отправляется в свободный полет по дому. Иногда это нужно, чтобы продемонстрировать нехитрые спецэффекты с распахивающимися одна за другой дверями, но чаще — просто так, чтобы было. Со стороны это выглядит так, будто сознание отделяется от Тима и путешествует как астральное тело. Эти полеты похожи на знаменитую сцену из «Зловещих мертвецов 2», когда нечто стремительно перемещается по лесу, чтобы настигнуть Эша. Увы, только они одни и напоминают, что к проекту приложил руку Рэйми.

Пугают здесь в основном скримерами, которые на фоне новомодных «Заклятий» смотрятся очень наивно.

Ближе к финалу нам показывают Бугимена, похожего на Бараку из Mortal Combat, но этот малополигональный уродец явно не стоит зрительских ожиданий. После него CGI в «Оно 2» не кажется таким уж плохим. Но, справедливости ради, у этого монстряка есть огромное преимущество перед всеми предшественниками. Его хотя бы можно назвать Бугименом.

Бугимен 2, 2007

Фильм Стефена Т. Кэя хоть и имел недостатки, но все же собрал кассу, достаточную, чтобы задуматься о сиквеле. К производству второй части авторы подошли со всей ответственностью: было решено полностью переработать дизайн Бугимена, снабдив его стильной «буги-маской». Ее создатель, Джерард Сэмюэль Маранц, несколько раз вносил в нее коррективы, что свидетельствует о реальном творческом поиске. Примечательно, что сегодня этот художник трудится над концепт-артами для крупнейших голливудских блокбастеров («Стражи Галактики. Часть 2», «Мстители: Война бесконечности»).

Сменился и постановщик: «Бугимен 2» стал первой и последней режиссерской работой монтажера Джеффа Бетанкорта (если не считать его короткометражки 2014 года Knock Knock). Он сразу же заявил, что постарается обойтись без компьютерной графики, и это казалось правильным решением на фоне примитивных анимаций из первой части. К тому же в те далекие времена CGI все еще оставался дорогим удовольствием, а бюджет «Бугимена 2» был в четыре раза ниже, чем у оригинала.

Также проект покинула его главная звезда — Сэм Рэйми.

В то же время создатели могли не париться о рейтингах: в большинстве стран фильм получил заслуженную отметку 18+. В США он вышел под грифом Unrated, поскольку его не прокатывали в кинотеатрах, а выпустили сразу на DVD. «Бугимен 2» обладал непривычно хорошей для такого рода фильмов картинкой, что частично объяснялось тем, что он был снят в «киношном» широком соотношении сторон 2.35:1, а частично — стараниями талантливых мастеров по спецэффектам из Quantum Creation FX («Заноза», «Запрещенный прием»).

С первых же минут «Бугимен 2» оправдывает свой «взрослый» рейтинг. Девочка Лора и ее брат Генри становятся свидетелями жестокой расправы над собственными родителями. Папе натурально выпускают кишки, а мать зверским образом распинают на кухне. Убийца — загадочное существо в черном балахоне... Человек это или Бугимен?! Генри выбирает второй вариант, и потому уже в зрелом возрасте он оказывается в психушке, где проходит длительный и болезненный курс реабилитации. Когда же лечение заканчивается, он выглядит вполне здоровым и счастливым, поэтому его сестра тоже решает наведаться в клинику. Ту самую, где лечился брат.

В больнице Лора встречает других пациентов — психов с фобиями на любой вкус. Темнота, жир, грязь, социум — чего только не боятся молодые люди, оказавшиеся в этом мрачном месте! Оно и немудрено, ведь клиникой заведует сам Тобин Белл — фанфары, фанфары! — который ведет дневник, где излагает весьма спорные теории о том, что «тьма скрывается в каждом из нас...». В его бумагах Лора также находит упоминание о Тиме из первого фильма — и это единственное, что роднит сиквел с оригиналом.

Герои с фобиями — большая творческая удача сценаристов Брайана Сива и Эрика Крипке. Они более уязвимы, чем обычные подростки, и дают широкий простор для эксплуатации самых разных страхов. Подлинная находка для любого хоррора! В особенности для слэшера, коим и является «Бугимен 2». Некто, или нечто, убивает пациентов, используя их фобии, а заодно и целый арсенал медицинского оборудования (одному парню заживо вскрывают грудную клетку и вырывают еще бьющееся, истекающее кровью сердце). Смерти подростков кровавы, натуралистичны (что еще не значит, что они правдоподобны), изобретательны и, разумеется, глубоко символичны в контексте их страхов.

Тем не менее многие критики ругали фильм именно за персонажей: дескать, те получились «недостаточно симпатичными». Жаль, но в реальной жизни люди с психическими расстройствами редко бывают похожи на славных ребят из «Пролетая над гнездом кукушки» (кстати, какие у них там были диагнозы?) — скорее наоборот. Возможно, создатели «Бугимена 2» как раз и пытались изобразить чуть менее удобоваримых и чуть более живых героев?

Зрителей кино тоже особо не впечатлило, но уже по другой причине: слишком уж разительно оно отличалось от первой части. И все же, если закрыть глаза на неоправданные фанатские ожидания и неоднозначные аргументы критиков, так ли уж плох этот фильм в своем жанре? Интересная локация, множество ярких убийств, хорошие спецэффекты, злодей в крутой маске, ожидаемо неожиданная концовка... Иными словами, все составляющие малобюджетного, но стоящего слэшера налицо.

Бугимен 3, 2008

Не прошло и года, как продюсеры выкатили еще одну порцию приключений Бугимена на DVD. Сменивший Джеффа Бетанкорта режиссер Гари Джонс в 90-е работал над такими телесериалами, как «Удивительные странствия Геракла», «Зена – королева воинов» и «Дорогая, я уменьшил детей». Были в его послужном списке и хорроры, посвященные «братьям нашим меньшим»: москитам, паукам и крокодилам.

Выделенного бюджета не хватило даже на съемки в США, поэтому типичный американский кампус — а именно там разворачивается основное действие — снимали в Болгарии.

Заключительная часть трилогии начинается с дочери психиатра из первого фильма, которую терроризирует Бугимен. В сюжете вновь всплывают дневники Тобина Белла, являющиеся единственным связующим звеном с сиквелом. История, которую нам рассказывает Гари Джонс, предельно проста: монстр (или маньяк?) убивает студентов, верящих в Бугимена. Главная героиня тем временем пытается его остановить. Или хотя бы убедить друзей в том, что он существует. Нет ли здесь противоречия?..

Сценаристы считают, что нет, и преподносят «шокирующий» финал с абсолютно серьезным лицом.

Сказать о персонажах особенно нечего, ибо они выглядят и ведут себя как герои ЛЮБОГО другого ужастика. По сравнению с психами из второй части, это огромный шаг назад. Что еще хуже, теперь убийства никак не связаны со страхами жертв. Бугимен расправляется с подростками довольно потешными способами: одного «роняет» лицом на разбитый бонг, другого утаскивает в бездонный чемодан.

Кино представляет собой типичный образчик штампованного, «комфортного» хоррора, который не столько пугает, сколько развлекает зрителя нелепыми смертями, красивой картинкой, клюквенным соком вместо крови, ну и, само собой разумеется, главным бабайкой, который, если уж совсем по-честному, выглядит лучше, чем компьютерное чучело из первой части. Или мужик с чулком на голове.

Такое вот завершение трилогии.

Бугимен, 2012

После фильма 2005 года на Бугимена особо не тратились. Однако в 2012-м Джеффри Скотт Ландо, автор ужасов формата ТВ3, решил сэкономить по-крупному и снять полноценное полуторачасовое кино чуть ли не за три копейки!

С первых же кадров режиссер дает понять, что фильм, который называется «Бугимен», посвящен отнюдь не Бугимену. Кино начинается с цитаты из Библии: «...разве я сторож брату моему?» — и все сразу встает на свои места. Словно Вечный Жид, скитается проклятый Каин по планете в поисках брата. За многие столетия его изможденное тело усохло до состояния мумии, поэтому, в принципе, фильм можно было назвать и «Мумия». Или «Пугало» — на него Каин тоже похож.

Несчастное, но опасное существо заперто на чердаке, откуда его случайно освобождает группа подростков. Теперь оно ходит по округе и убивает всех на своем пути. Округа — это пара-тройка картонных декораций, призванных изобразить «город». Пригородные дома и вовсе представляют собой плохо отрисованные рендеры. Время от времени полиция прочесывает лес, и хотя бы в этих сценах окружение выглядит сносно.

С убийствами тоже не задалось. Если в «Бугимене 3» был клюквенный сок, то здесь белую блузку, ничуть не стесняясь, мажут вареньем. Это такие «смертельные раны» после встречи с Бугименом.

«Бугимен» Ландо — типичный проект канала SiFy, который специализируется на фильмах вроде «Акульего торнадо» и «Лавалантулы». От их главных работ картину отличает непомерно серьезный тон и обилие библейских отсылок. Речь не только о сюжетных перипетиях — даже имена действующих лиц заимствованы из Ветхого Завета: Ревекка, Исаак, Иаков...

К положительным сторонам ленты можно отнести оригинальную концепцию, бодрый ритм и, как это ни странно, дешевизну, дающую множество поводов посмеяться над происходящим.

Эль Кукуй: Бугимен, 2018

До сих пор мы говорили исключительно об англо-американском Бугимене, но под другими именами это создание известно далеко за пределами Великобритании и США. К примеру, в Испании и странах Латинской Америки его аналогом можно назвать Эль Кукуя — злого духа, поедающего детей и способного напугать одним своим видом. Увековечить этого любителя детской плоти на больших экранах решился Питер Салливан, снявший в 2018 году фильм «Эль Кукуй: Бугимен». Наверняка многие из вас подумали, что столь витиеватое название лежит на совести наших локализаторов, решивших разбавить малопонятного для русского слуха Кукуя более привычным и растиражированным Бугименом, но в действительности кино так и называется: Cucuy: The Boogeyman.

К началу съемок Питер Салливан имел в послужном списке несколько жанровых работ («Одержимость в старшей школе», «Сыны Дьявола»), но его подлинным призванием всегда были рождественские сказки, которые он не только снимал, но и продюсировал (а заодно и писал сценарии). На счету Салливана десятки подобных проектов. Это заставляет задуматься: не мог ли такой специфический опыт повлиять на художественные особенности его нового фильма? Отвечаем: мог. Но обо всем по порядку.

Все начинается с бабули, травящей маленькому внуку байки про Эль Кукуя, который крадет непослушных детей и уносит их в свое логово. Мальчик пугается не на шутку — и не зря, ведь в эту ночь их с братом и вправду посещает мифический монстр... или кто-то в костюме монстра? Кто бы это ни был, он забирает брата с собой.

Пока Эль Кукуй похищает детишек по всей округе, ничего не подозревающая малышка Амелия ходит в обычную школу. Ее сверстники — самые большие говнюки во вселенной. Они дразнят, обзывают девочку и даже отбирают ее слуховой аппарат. К счастью, на помощь приходит старшая сестра София, которая сперва чуть не сбивает главного засранца, а затем выскакивает из машины и начинает его мутузить. По-взрослому. С кулаками. Подоспевший полицейский оказывается ее дядей, но он слишком честен, чтобы замять дело, поэтому София попадает под домашний арест.

Заняться дома особо нечем, и девушка устраивает генеральную уборку. Характерный рваный монтаж под веселую музычку живо вызывает в памяти аналогичные сцены из 80-х, и этот момент становится для фильма поворотным, после него начинается сплошное ретро: карта с прибитыми портретами похищенных деток, новый сосед, который что-то скрывает, хулиганы, получающие по заслугам, встретившись с монстром — все эти атрибуты использовались в десятках и сотнях фильмов, что, вкупе с предсказуемым сюжетом, делает кино на редкость банальным. К тому же местами оно слишком похоже на «Паранойю».

Дизайн самого Эль Кукуя иначе как детским не назовешь. Чудовище, которое, по идее, должно устрашать, напоминает милейшего Тролля из «Испуганного глупца Эрнеста» и вызывает скорее симпатию (особенно на фоне штампованных персонажей). В итоге мы получаем не хоррор, а страшилку для малышей, в которую зачем-то добавили пару-тройку жестоких моментов и «взрослые» темы вроде кибербуллинга и подростковых самоубийств.

Зато с технической точки зрения «Эль Кукуй: Бугимен» исполнен вполне достойно: спецэффекты и операторская работа не режут, а иногда даже и радуют глаз.

* * *

Вот, по большому счету, и все. Такими фильмами представлен Бугимен в мире хоррора. Конечно, есть еще и сериалы, в которых он порой появляется в качестве эпизодического персонажа, а также куча однообразных короткометражек на YouTube, но едва ли все это заслуживает столь уж пристального внимания. Немного обидно, что настолько крутой злодей не удостоился от кинематографистов чего-то большего... хотя в 2014 году мы все-таки получили настоящего Бугимена — пугающего и запоминающегося. Правда, его почему-то звали «Бабадук». А в апреле 2020-го выйдет еще один «Бугимен» (в оригинале — Achoura), на сей раз родом из Марокко. То есть тема живет и развивается, а значит, лучшие фильмы про Бугимена еще впереди.

На самом деле, трудно понять, что движет сценаристами и режиссерами, которые, имея в распоряжении готовый удачный концепт, предпочитают «переосмыслять» классический образ, превращая его то в стандартного маньяка, то в мумифицированного Каина... а то и в парня с чулком на голове.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)