DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Какой это круг ада?

1408

США, 2007

Жанр: мистический триллер

Режиссер: Микаэль Хофстрем

Сценарий: Мэтт Гринберг, Скотт Александер, Ларри Карацевски, Стивен Кинг

В ролях: Джон Кьюсак, Сэмюэл Л. Джексон, Мэри МакКормак, Жасмин Джессика Энтони

Похожие фильмы:

  • «Сияние» (1980)
  • «Треугольник» (2009)
  • «Идентификация» (2003)

Стивен Кинг в своих произведениях старается не повторяться в фабуле, но «страшный отель» – тема весьма будоражащая и заманчивая (по крайней мере, когда-то была), так что для нее было сделано исключение. И после того, как в «Оверлуке» сошел с ума писатель Джек Торранс, похожая участь постигла другого автора, Майкла Энслина, в нью-йоркском отеле «Дельфин». А экранизация «1408» если и уступила «Сиянию», то незначительно, да и сравнивать их не так уж обязательно, все-таки в одном случае злом был целый отель, в другом – отдельный номер.

Главный герой, упомянутый выше Майкл Энслин, несколько лет назад потерял дочь, после чего оставил жену, переехал из Нью-Йорка в Лос-Анджелес и теперь пишет леденящие душу истории домов и отелей с призраками, сам при этом в привидения не веря. Получив открытку с изображением отеля «Дельфин» и предупреждением никогда не входить в номер 1408, а также наведя исторические справки, писатель немедленно выезжает туда и, несмотря на попытки управляющего мистера Олина отговорить его от этой идеи, вселяется в злополучный номер.

«1408» по атмосфере не похож на другие популярные фильмы ужасов, вышедшие в 2007 году (разве только на «Мглу», тоже снятую по произведению Кинга). В основном это были весьма жестокие и реалистичные хорроры с обилием кровавых сцен («Незнакомцы», «Граница», «Вакансия на жертву»), либо более или менее новаторские на тот момент мокьюментари («Монстро» и «Паранормальное явление»). Фильм по духу как будто предназначен для начала нулевых или даже конца девяностых.

В картине «Вакансия на жертву» происходит похожая ситуация: нехорошие вещи творятся в номере мотеля, но там это дешевая и грязная придорожная ночлежка, которая больше походит на реальность. Другое дело – отель «Дельфин» с его богатым и пышным вестибюлем, напоминающим «Плазу» из сиквела «Один дома». С одной стороны, эта роскошь немного отрывает от реальности. С другой – от теплой, красивой и уютной гостиницы, наполненной интеллигентными постояльцами, не ожидаешь подвоха, потому и пугаешься. Ведь в соседнем номере люди, внизу ресепшн, в шикарном кабинете на первом этаже – мистер Олин. Что плохого может произойти? «Оверлук» в «Сиянии» тоже был роскошен, но в нем, в отличие от «Дельфина», изначально чувствовалась пустота, холод и заброшенность. Сам номер 1408 – воплощение уюта, с теплыми обоями, ретро-торшерами, мебелью под антиквариат, мини-баром и идеальным порядком. Как и Энслину, зрителю трудно поверить, что здесь по разным причинам умерло 56 человек. Герой говорит, что если это действительно так, то, воистину, «зло банально», то есть может скрываться в самых безопасных на вид вещах.

Удивительно, но пугающие элементы в фильме, состоящие из клише на клише (резко начинает играть радио само по себе, неизвестный голос в телефонной трубке, кровь в раковине, нечто, преследующее героя в вентиляции, голос близкого умершего человека и так далее), мало того что не вызывают раздражения, но и пугают даже сегодня. Во многом эффект достигается благодаря этой псевдорадушной обстановке и, конечно, актерской игре Джона Кьюсака, ведь большая часть фильма – его соло. Но в фильме есть также несколько оригинальных и по-настоящему жутких сцен – например, с человеком в окне напротив, предложением экспресс-выписки из отеля (подразумевающей суицид), фишка со схемой пожарных выходов и кирпичной кладкой, навевающая клаустрофобию и одновременно ощущение бездны.

Сегодняшний зритель с приходом постхорроров привык, что над каждым вторым ужастиком нужно усердно подумать. Но на момент выхода «1408» сюжетный твист незадолго до финала (смотревшие поймут, о чем речь) вызывал «вау-эффект», напоминая заковыристую «Идентификацию», где главную роль тоже сыграл Джон Кьюсак. Такие фильмы ужасов, «простые, да не простые», оценивались в то время высоко, потому как могли удивить. Сегодня поклонников жанра впечатлить намного сложнее. Приятной особенностью также выглядели резкие изменения температуры в рамках одного помещения: то пожар, то наводнение, то разруха, то порядок – непрекращающийся аттракцион. В сети можно найти небольшие дополнительные материалы о том, как проходили съемки. Например, для изображения кадров, когда комната превращается в корабль и тонет, был специально построен бассейн прямо в студии.

Кьюсак стопроцентно попал в образ человека, пережившего тяжелую утрату, превратившегося после этого в циничного скептика с поджатыми губами, бегающими глазами и блуждающими где-то мыслями, единственным спутником которого является диктофон. После смерти дочери, уверенный, что нет ни только бога, но и ничего паранормального, он превращает свое убеждение в источник заработка, честно рассказывая читателям на встречах, что за время своих путешествий ни разу не видел ничего сверхъестественного. Придя к мистеру Олину, он нагловато и немного устало требует вручить ему ключ, уверенный, что это будет очередная ночь без происшествий. Героя, конечно, ждут большие внутренние потрясения и изменения, которые в конце концов превратят его из эгоиста в человека, готового к самопожертвованию и сумевшего принять то, что случилось в его семье. Что касается Сэмюэла Л. Джексона, сыгравшего мистера Олина, тут он выполняет роль, которая обычно достается Моргану Фриману – мудреца, советующего не лезть, куда не следует. И то, что буквально за две сцены и 10 минут экранного времени он умудряется «продать» всю жуть номера 1408, заслуженно обеспечивает ему место на постере.

Что же за зло живет в номере и чего конкретно оно хочет, побеждено ли оно в финале? Почему именно этот номер? Что он представляет из себя – лимб? Вход в потусторонний мир? Воплощается зло здесь в самых разных формах – это его умение и провоцировать несчастные случаи, и склонять постояльцев к суициду, и мучения, вызванные замкнутым адским кругом длиною в один час, и призраки умерших там людей, и его способность давить на самые больные точки души. Энслин рассуждает, что это какой-то из кругов ада, то же самое ему говорят во время звонка с ресепшн, но ведь он не умирал, да и побороться с номером попытался вполне реальным способом. Удалось ли ему победить – вопрос спорный, потому как у фильма существует две доступные концовки, которые могут дать разные ответы. Вдруг фильм все же кто-то не видел, поэтому воздержимся от совсем уж бессовестных спойлеров (в тексте их и так предостаточно). Скажем только, что режиссерская версия более трагична, и она была плохо воспринята на тестовых показах (бедные ребята, ведь вас еще «Мгла» ждала в конце года), тогда как версия, показанная в кинотеатрах, была более позитивной.

Если сравнивать фильм с рассказом Кинга, то настроение литературного произведения в целом сохраняется. В экранизации, конечно, немало добавлено – сюжетная линия с дочерью, многие события в номере и главный твист. В рассказе герой сходит с ума гораздо быстрее, и начинается это еще перед дверью с табличкой «1408». Рассказ рекомендуется к прочтению, поскольку в нем более глубоко прописано внутреннее состояние персонажа и его галлюцинации.

Что ж, наверняка кто-то нашел в этом фильме и минусы. Однако «1408» остается среди тех кинолент, которые зритель уже неоднократно видел, но, когда случайно натыкается на ТВ, все равно садится смотреть снова. А желание пересматривать, хотя бы иногда – уже хороший показатель.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 alarmer 07-11-2023 03:06

    Хорошее кино. И у него три концовки.

    Учитываю...