DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Когда время идет вспять

Дом часов / La casa nel tempo

Италия, 1989

Жанр: ужасы

Режиссер: Лучио Фульчи

Сценарий: Джанфранко Клеричи, Даниэль Строппа, Лучио Фульчи

В ролях: Кит Ван Ховен, Карина Хафф, Паоло Паолони, Беттина Милн

Похожие фильмы:

  • «Милый дом ужасов» (1989)
  • «Дом потерянных душ» (1989)
  • «Заколдованный дом» (1989)

Вряд ли найдется хоть один поклонник жанра ужасов, который не слышал о Лучио Фульчи. За свою жизнь итальянский режиссер снял более полусотни различных фильмов, основная масса которых, конечно же, хорроры. Такие картины, как «Город живых мертвецов» (1980), «Седьмые врата ада» (1981) или «Дом на краю кладбища» (1981), — фактически золотой фонд и классика жанра. Пик творчества Фульчи пришелся на конец 70-х и начало 80-х годов. Именно тогда свет увидели его наиболее сильные и яркие работы. Несмотря на то, что за окном уже давным-давно двадцать первый век и бал правят компьютерные технологии и сверхреалистичные спецэффекты, фильмы Фульчи по-прежнему привлекают зрителей. В них есть атмосфера, саспенс, море крови и, безусловно, филигранное мастерство, с которым мэтр демонстрировал нам свои жуткие истории.

«Дом часов» — одна из последних работ режиссера, снятая не для широкого проката, а для показа на ТВ. С первых минут фильма мы становимся гостями в шикарном загородном особняке, где тихо-мирно живет пожилая чета. Старик Витторио наполнил дом самыми разными часами: изысканными и строгими, миниатюрными и громоздкими, настенными и напольными и даже песочными. Каждый день он с трепетом обходит свою впечатляющую коллекцию, протирает пыль, заводит, ремонтирует, и сотни стрелок без устали отбивают такт его жизни. Его супруга — Сара — занимается садоводством и хлопочет по хозяйству. На первый взгляд, идиллия.

Но особняк, как и его обитатели, скрывает в себе немало тайн. Размеренную жизнь престарелой пары нарушает неожиданный визит. Трое грабителей — Тони, Сандра и Пол, — прельщенные богатством зажиточных стариков, проникают внутрь и по роковой случайности убивают всех жильцов. Вместе с последним ударом сердца Витторио останавливаются и все часы в доме. Мгновение, и вот уже стрелки движутся в обратном направлении, а песок фантастическим образом сыпется снизу вверх. Эту ночь горе-грабители запомнят надолго, если, конечно, смогут ее пережить…

Ожившие мертвецы — одна из излюбленных тем Фульчи. Редкий фильм итальянца обойдется без кровожадных зомби, готовых растерзать человеческую плоть. Кровавая феерия — фактически фирменный стиль Лучио. Режиссер никогда не стремился избегать жестких и даже мерзких сцен, когда кишки вываливаются из распоротого живота, а сверло с диким свистом пробивает черепную коробку, наматывая на себя чей-то мозг. Но «Дом часов» в этом плане несколько консервативен. Да, здесь есть и «кишки», и прочие кровавые «прелести», но в сравнении с более ранними работами автора концентрация их мала. Во многом это продиктовано скромным бюджетом картины и тем фактом, что снималась она для телевидения. Тем не менее в фильме достаточно кровавых сцен, выполненных в лучших традициях того времени. Пугает же Фульчи в первую очередь за счет атмосферы и тревожности происходящего.

«Дом часов» можно сравнить с относительно свежим триллером «Не дыши» (2015) Федерико Альвареса. Основная концепция одна и та же: грабители, которые по роду своей деятельности выступают отрицательными персонажами, вдруг сталкиваются с жертвой, что неожиданно превращается в еще более опасного охотника. В итоге, кто здесь хороший, а кто плохой, сразу и не разберешь. Зритель попадает в мир, где нет четкого разделения на черное и белое, где ему самому приходится выбирать, кому сочувствовать, а кому желать смерти. Но если герои Альвареса были вынуждены вступить в неравный бой с опасным, но все же человеком, то герои Фульчи противостоят иному злу, и победить его не так-то просто.

Тони, Сандра и Пол поначалу могут вызывать лишь неприязнь. Режиссер буквально заставляет нас ненавидеть Пола: чего стоит одна только сцена с удушением кота. Но когда все тот же Пол бродит по темным коридорам особняка, мы видим уже не кровожадного преступника, а напуганного мальчишку.

Финал фильма достоин отдельной похвалы. Пока зритель, затаив дыхание, ждет, кто кого одолеет, мертвые живых или наоборот, Фульчи преподносит настоящий сюрприз. Игра со временем, с которой все начинается, дает множество возможностей, и режиссер использовал их максимально.

Хоть «Дом часов» и не стал серьезной вехой в творчестве итальянского мастера, все же это стоящая и интересная работа, со своей эстетикой и шармом. Все картины Фульчи и по сей день способны произвести впечатление на зрителя, и «Дом часов» не исключение. Главное, при просмотре не забывайте поглядывать на часы. Вдруг время пойдет вспять…

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Сэрж 20-06-2020 13:25

    Терпеть не могу этот фильм Фульчи, как практически и все его «позднее» творчество.

    Учитываю...