В далёком 1988 году на аркадных автоматах вышла бродилка «Splatterhouse» [1], повествующая о нелёгкой борьбе студента Рика Тэйлора с ордами нечисти. Отечественному заядлому игроку она знакома по 16-ти битной консоли «Sega». Слэшер является неофициальным продолжением фильма «Возвращение реаниматора». Несмотря на то, что платформер не требует особой интеллектуальности, сам «Splatterhouse» по сюжету вышел увлекательным, не говоря о том, что известен скандальноизвестен кровавостью.
«Splatterhouse» – одна из первых игр в жанре «survival horror» и самых кровавых, стоящих в одном ряду с «Мортал Комбат», «Обитель Зла», «Dead Space», «Сайлент Хилл» и «Doom», а Рик «Джаггернаут» Тэйлор находится в одной шеренге с Лобо и Кратосом. В 2013 сплаттер даже вошёл в Книгу рекордов Гиннеса, когда жительница Туманного Альбиона набрала рекордное для видеоигр количество очков. Музыкальное сопровождение вообще отдельная тема. Саундтреки были записаны металлистами из «Mastodon», композитором Анной Паруной и многими другими.
Краткая историческая справка
Между делом следует обратиться к историческому прообразу столь неоднозначного предмет-персонажа «Splatterhouse» как Маска Ужаса [2], и речь идёт совсем не о Джейсоне Вурхизе. Японцы, выдумывая происхождение проклятого предмета, обратились к культуре легендарных индейцев майя и не прогадали. Стоит отметить, что маски у них играли огромное значение, сопровождая каждого майянца во всех проявлениях его жизни, от рождения до смерти и даже после неё.
Ну что сказать – это весьма распространённое явление в среде цивилизаций, находящихся на стадии развития каменного века, но в случае с майя использование масок носило намного более жизненно важную нужду. Прежде всего маски майя несли культовый характер и использовались в широком спектре ситуаций. В виде масок индейцы изображали то или иное божество и это изображение маски или сама по себе маска были аналогом икон у христиан или статуэток богов у древних греков. В честь масок даже возводились храмы и, в действительности, считалось, что в масках содержались духи – хорошие, плохие и очень плохие. Маленькие маски могли использоваться в качестве подвесок и украшений как тела, так и в оформлении дома. Даже кухонная утварь зачастую была сделана в виде масок. Театрализованные представления также не могли обойтись без оного предмета.
Более зловещей функцией майянских масок было участие в кровавых жертвоприношениях. Помощники жреца, так называемые чака, в ритуальных масках богов укладывали беднягу на алтарь, после чего жрец методично потрошил – так, что у средневековых палачей коленки могли подкоситься от подобной жестокости. Через руки кровавых жрецов проходило невыразимое количество жертвенного народа, поэтому фильм Мэла Гиббсона «Апокалипто» вовсе не преувеличение. На данный момент история исчезнувших майя хорошо изучена отчасти благодаря сохранившимся маскам. Материал, из которого они изготовлялись, весьма долговечен, поэтому не удивительно, что Маска Ужаса досталась Рику – жителю двадцатого века.
Cюжет, геймлей и прочее
Так уж получилось, что Рик Тэйлор и Дженнифер Уиллис, студенты-парапсихологи, застигнутые грозой, оказываются в доме знаменитого коллеги – профессора парапсихологии и некробиологии Генри Уэста. Что касается последнего, то при упоминании его имени сразу приходят на ум ассоциации с небезызвестным персонажем Говарда Лавкрафта Гербертом Уэстом из произведения «Герберт Уэст – реаниматор». Создатели явно опирались на фильм «Возвращение реаниматора», в конце которого доктор Уэст даёт дуба. События разворачиваются спустя несколько лет. Дом остался без хозяина. Кто бы знал, что он ещё и ожил. Уж тем более, что изобилует ожившими мертвецами. Однако «Namco» так и не признались во заимствовании идей Лавкрафта, также как и По.
Ну так вот, в доме на Рика и Дженнифер нападают. Дженифер, как истинную представительницу амплуа «дева-в-беде», конечно же, похищают. Что же до Рика, то он оказывается без сознания, а по приходу в себя вынужден в добровольно-принудительном порядке заключить сделку с духом Маски Ужаса, дабы смочь пройти все уровни и убить всех монстров и гадов, ибо обычному смертному это не дано. Надевши маску-симбионт, Рик превращается в халконутого богатыря Джаггернаута [3], расквашивающего головы нежити. При упоминании альтэр-эго Тэйлора начинают терзать сомнения: уж не Кейн Марко ли из «Людей-Икс» стал одним из прообразов нашего героя? Уж тем более способ преобразования у этих двух персонажей весьма схож. Что касается арсенала оружия, которое использует герой, оно под стать жанру хоррор: гаечный ключ, китобойный гарпун, дробовик, дровокол… По мере продвижения Рик ищет Дженнифер, попутно потроша монстров и раскрывая мрачные тайны таинственного дома.
Сюжет о проклятом доме полном кровавых тайн, разумеется, не нов. Можно припомнить не раз экранизированное произведение Эдгара По «Система доктора Смоля и профессора Перро», разыгрывающее комико-психологические вариации сценария подобного рода. Более того, как оказывается, дом в SH является живым существом. Согласно истории, доктор Уэст нашёл древнюю маску индейцев майя, в которой заточён демон. С помощью Маски Ужаса он начал проводить эксперименты над людьми. Однако сам пал жертвой, превратившись в главгада с комическим названием Капитан Моцарелла [4].
Что касается бестиария, то он колоритен. Боссы весьма неповторимы и, как правило, являются составными атрибутами особняка. Тут и дворецкий-тире-садовник с мешком на голове и бензопилами вместо рук, и комната с полтергейстом. Кстати, чтобы победить последнего, нужно избегать швыряемых по комнате предметов до тех пор, пока они не кончатся, и тогда полтергейст уйдёт. Другая комната состоит из мяса и пиявок, есть и секретный босс – Некромант, встречи с которым можно избежать, если на пятом уровне перепрыгнуть дыру в полу. Боссом же четвёртого уровня является перевёрнутый крест. Между прочим, в американской версии из религиозных соображений было решено заменить его на летающую голову. Другим боссом является подруга героя Дженнифер, превращённая в монстра, это и есть самый драматический момент в сюжете, в котором протагонист вынужден убить любимую. Предпоследним боссом является одновременно сердце, душа и, по сути, детородный орган особняка – Матка, производящая чудовищ. Обычных монстров целая тьма – всякого рода зомби, скелеты, призраки, утопленники, висельники, в общем, полный фарш нежити.
Относительно разных вариаций первой части известно, что их две – американская и собственно японская. Американцы, исходя из религиозно-антиплагиаторских соображений, внесли кое-какие корректировки. К примеру, изменили внешний вид Маски Ужаса, в японской версии она представляла собой хоккейную маску (видимо, индейцы майя таки придумали хоккей, а не канадцы). Американцы взяли, да и изменили маску, дабы невнимательный игрок не попутал Рика с Джейсоном Вурхизом. Концовка первой части, согласно жанру ужаса, разумеется, обещает продолжение, так как уничтоженная маска начинает восстанавливаться…
Продолжение, называемое «Splatterhouse: Wanpaku Graffiti», вышедшее годом спустя под шефством всё той же «Namco Limited», уже не являет собой великолепие каскада ужасов из первой части, в общем-то это и не совсем вторая часть. Игру можно охарактеризовать как чёрную комедию с элементами ужасов и пародию на фильмы ужасов тех лет (мультяшность персонажей наглядно выдаёт комический жанр). Здесь можно встретить и Майкла Джексона, и Чужого, и Муху, и демона из фильма «Изгоняющий дьявола», а главный босс является аллюзией на Тыквоголового Джека, об этом прозрачно намекает его имя – Тыквенный Король. Рик Тэйлор здесь и сам переквалифицировался в ожившие мертвецы, а его недюжинная сила объясняется ударившей в его могилу (и оживившей) молнией. В итоге в кульминации мы получаем не только пародию на фильмы ужасов, но и самопародию – оказывается, всё, что мы пережили, всего-навсего было съёмками фильма «Splatterhouse». Ах, да – на Маске Ужаса сюжет особо не зацикливается. Что ж, всегда полезно взглянуть на ужасающие истории с юмористического ракурса.
«Splatterhouse 2», которая появилась в 1992 году, продолжает сюжетную линию первой части. Как это часто бывает, главный герой не смог смириться с потерей любимой, он хочет вернуть её к жизни и подобно Орфею пускается во все тяжкие. В этом ему помогает Маска Ужаса, а что тут поделаешь – клин клином вышибают. Оружие изменилось, здесь есть как обычные предметы обихода маньяка – труба, весло, садовые ножницы, бензопила, колба с химикатами, так и более экзотические – голова зомби, кость-дубинка, шипы осьминога. Геймплей стал немного лучше. Что до вражин, то окромя тех, что были в предыдущей части, появились и новые – сгоревшие мертвецы, «кричащие Мими», монстры из пробирки, хищные рыбы, блуждающие огоньки, головы парнокопытных и людей. Особое внимание обращает призрачное лицо, неповторимое качество которого – при ударе дезориентировать геймера, именно геймера, а не персонажа (кнопки джойстика при этом меняются местами). Боссы тоже отличительны. Это огромный толстяк, который плюётся кислотой изо рта из желудка. Есть и насекомоподбный гуманоид, а также Зловещий и Совершенное Зло. Есть и Левиафан, явная отсылка к Кракену и Ктулху. Сумеречным гением здесь выступает некий доктор Мюллер, который хоть и является боссом, однако слабее многих обычных противников.
В 1993 году вышла «Splatterhouse 3» – четвёртая часть на платформе «Sega Genesis», сильно порадовавшая поклонников серии. Дело не только в увлекательном сюжете, но и в нелинейности, возможности задавать несколько вариантов прохождения. Сюжет крутится вокруг семьи Тэйлора спустя пять лет после воскрешения Дженнифер из ада. Теперь Рик – респектабельный бизнесмен из Уолл-стрит, заимевший для семьи огромный особняк. Маска сообщает герою о приближающемся зле, и Рик надевает её. Оказывается, Зловещий вернулся за ними. Спасать придётся не только Дженнифер, но и сына Дэвида, причём, если этого не сделать, сценарий может поменяться. Улучшилась графика, она стала более красочной.
Многочисленные изменения коснулись и персонажа, теперь Рик приобрёл новую способность, что-то типа Халка – в зависимости от заполненности шкалы POW, он может увеличиваться в размерах. Однако оружия стало меньше, что затрудняет прохождение, за что «Namco» отдельное спасибо. Маска Ужаса, а точнее её дизайн получился лучше, и как ей и подобает – зловеще. Из новых врагов есть духи, кои не наносят вред, но крадут оружие, зомби-псы, головы гигантских муравьёв, ну и так далее. Особо следует отметить новых боссов. К примеру, в конце одного из уровней можно встретить мутировавшего плюшевого мишку, которого непременно надо победить. Гигантский червь изрыгает червей поменьше и издаёт дьявольский хохот. Тварь, похожая на гусеницу, бьётся током. Из старых знакомых есть и толстяк, ну и конечно демон Зловещий из той же второй части. Как и подобает лукавому злодею, Маска Ужаса вновь предаст нас в концовке, слившись с останками Зловещего, после чего майянскую тварь придётся ликвидировать окончательно. Четвёртая часть безусловно является лучшей по части геймплея, дизайна и развития сюжета и осталась бы таковой, если бы франшизу не перезапустили в 2010 году.
В 2010-ом на платформах «Sony Playstation 3» и «Xbox 360» «Namco» выпустило, а точнее перезапустило франшизу, сделав её трёхмерной. Сильно поменялся и сюжет, по ходу которого нам встретится доктор Уэст – и не в чудовищной форме, как в первой части, а вполне в человеческой, по крайней мере внешне. Всё начинается всё с той же грозы, заставившей Рика и Дженнифер укрыться в особняке. Внутри дома Рика атакует Генри Уэст с приспешниками и похищает Дженнифер. Умирающий Рик вынужден прибегнуть к помощи загадочной Маски Ужаса, выпавшей из саркофага. Ему предстоит не только как всегда избегать ловушек, да потрошить чудовищ, но и заглядывать в записи печальноизвестного доктора, который, оказывается, хочет воскресить в теле Дженнифер погибшую любовь Леонору, коя была её двойником. Опять же очередная аллюзия на известные сюжеты, в этот раз на Мину Харкер. В этом нелёгком деле доктору жаждет помочь демон Извращённый, но, как и подобает любому дьяволу, он имеет собственные планы.
Маска Ужаса не несёт особой тени предательства, как это было раньше, разве что паразитирует на хозяине, толкая на непомерную жестокость. Это особенно хорошо прослеживается в концовке. Радует и то, что Маска здесь без умолку болтает и болтает, причём голосом известного актёра озвучания Джимма Каммингса. Чёрный юмор, вдоволь поставляемый Маской, а-ля Дэдпул, один из факторов, спасающих сплаттер. Кроме того, подноготная Маски заправлена нововведениями, к примеру, в данной части она имеет вампирские способности – впитывая кровь убитых врагов, восстанавливает здоровье носителю. Да и невероятная жестокость, с которой герой расправляется с очередным противником, объяснена жаждой разрушения и убийства нечестивого предмета майя. В перезапуске появились и другие способности наряду с RPG-элементами. У Рика обнаружилась ускоренная регенерация, прям как у Росомахи из «Людей Икс»: весьма эффектно то, что герою могут оторвать конечность-другую, однако он отращивает новые, а старые использует в качестве оружия. Режим берсеркера на время превращает Рика в живой сгусток шипов, торчащих из тела. Способам как убийства, так и изувечения могут позавидовать испанские инквизиторы вкупе со всеми персонажами «Мортал Комбат». Рик в разных проекциях (вертикально, горизонтально, диагонально и т.п.) расчленяет как тела в целом, так и отдельные части. Может извлекать и внутренние органы.
Пожалуй, вспоминается игровой экшен-триллер «Каратель», однако там отсутствовала лавкрафтовщина. Однако более всего аналогий можно найти с «MadWorld» – безмерно кровавой, настолько превосходной, что новый «Splatterhouse» её таки не смог обойти, довольствуясь подражательством. Радуют конечно и брызги литров крови, летящие прямо на экран и пачкающие его (не зря же «Splatterhouse» с английского переводится как «Дом брызг») и головоломки, не свойственные предыдущим частям. А ещё над игрой поработали прославленный художник Саймон Бизли и комикс-сценарист Гордон Ренни. Надо полагать, что новый сплаттер получился средненьким небезосновательно – компания-разработчик «BottleRocket» обанкротилась, не доведя игру до ума, так что пришлось искать новые пути, дабы в кратчайшие сроки сделать что-то сносное - у семи нянек, дитя без глазу… Это просто хорошая видеоигра, ни больше ни меньше. Не шедевр. Самое лучшее в ней, это то, что она не дала франшизе стать незаслуженно забытой.
Кстати, игроки могут открыть арты Дженнифер в стиле ню, и вправду – какой же это ужастик, если в нём нет клубнички?
Город Аркхем прилагается.
Подражания и пародии
Нельзя не упомянуть проявление любви фанатов к серии игр, мимо которой сложно пройти. Это прежде всего неофициальные выпуски, изготовленные поклонниками. Первым в очереди следует «SplatterHouse Trilogy» (2008) за авторством некоего Krauser’a для PC и «Dreamcast». «Trilogy» продолжает сюжетную линию «плохой» концовки «Splatterhouse» в которой Тэйлор не смог спасти сына и жену. Как известно, Krauser работал над созданием около года, усовершенствовав оригинальную разработку трёх частей «Namco» и даже добавив четырёх разновидностей Рика – троих из каждой части плюс Рика-монстра из третьей части. Появилась и возможность играть с партнёром.
Следующая фан-версия – «SplatterHouse Hack Rom» - издана неизвестным японским разработчиком и являет собой доработку SH1 с запредельным уровнем сложности, нелинейным прохождением и более качественной графикой. Как раз с выходом ремейка к 2010-му вышла и двухмерка «Jennifer», и, как нетрудно догадаться, главным героем, а точнее героиней стала девушка. Так получилось, что Дженн восстала из могилы и пошла мстить своим убийцам. Локации сделаны даже более сюрреалистично и красочно, чем в оригиналах. Добавьте годную музыку и отсылки как к самой SH, так и к другим ужастикам.
Последней фан-разработкой, которая достойна упоминания, является «SplatterSchool» - подражание и дань уважение как сплаттеру, так и «Демонофобии» с уклоном на хентайщину и стереотипностью относительно японской субкультуры школьниц гуро. Героиней в данном случае является школьница, борющаяся с монстрами из собственного учебного, так сказать, заведения – в лучших традициях штампов, типа «Факультет» с Элайджей Вудом. А так как действия происходят в школе, то подручное оружие под стать, чего только стоит канцелярский нож. Враги тут (раз это японская игра) страдают не только тягой к уничтожению, но и жаждой раздеть школьницу. Что же до сложности прохождения – она даже ниже SH1.
Подводя итог
Франшизу про Маску Ужаса «Splatterhouse» можно назвать гибридом «Пятницы 13», «Маски» и «Зловещих мертвецов» [5] - это если бы Эш, а не Стэнли Ипкис надел маску Локи. Но с другой стороны на ум приходят симбионты «Марвела» – Карнаж и Веном.
В общем, много неоригинальных, заимствованных идей и монстров в игре – плагиат на плагиате, по сути, полная компиляция популярных страшилок последних лет. Однако в памяти и сердцах поклонников игр-ужастиков «Splatterhouse», разумеется, останется надолго.
[1] «Splatterhouse» буквально переводится как «дом брызг», но по смыслу, разумеется, означает «дом кровавых брызг»
[2] В оригинале на английском – «The Mask of Terror», на русский язык, как правило, переводят «Маска Ужаса», реже – «Маска Террора», «Маска Ада», «Маска Кошмара»
[3] Джаггернаут происходит от санскритского слова «Джагганатха» и означает непреодолимую силу. В индуизме Джагганатха одна из ипостасей бога Вишну
[4] Моцарелла – одна из разновидностей пиццы
[5] В перезапуске игры даже есть отсылка к Эшу
Комментариев: 0 RSS