DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Прах к праху

«Случай Чарльза Декстера Варда» — одно из самых объемных и мрачных произведений Говарда Лавкрафта. Его макабрические образы, сочетавшие некромантию и боди-хоррор, были на удивление кинематографичны, но, как это часто бывает с подлинной классикой жанра, фильмов по мотивам оказалось немного. Тем не менее к этому тексту в разное время обращались такие признанные мастера, как Роджер Корман («Человек с рентгеновскими глазами», «Истории ужасов») и Дэн О’Бэннон.

Сюжет романа разворачивался вокруг молодого любителя старины Чарльза Декстера Варда, узнавшего, что в его роду был настоящий чернокнижник по имени Джозеф Карвен. Будучи одержимым своим загадочным предком, Вард пытается повторить его магические опыты — и добивается успеха! Вот только стоит ли радоваться такой «удаче»?.. Ведь в результате Вард теряет память и попадает в психиатрическую лечебницу, а его семейный врач Маринус Бикнелл Виллет, занятый расследованием этих странных событий, находит в скрытых подземных катакомбах колодцы, в которых таится нечто невообразимо ужасное.

Первым смельчаком, дерзнувшим перенести историю на большой экран, стал легендарный Роджер Корман.

«Заколдованный замок» (1963)

Корман всегда больше тяготел к Эдгару Аллану По, чем к джентльмену из Провиденса. И даже эта картина, если верить титрам, была частично основана на стихах «проклятого поэта». В действительности на его упоминании настояли продюсеры. К тому времени в послужном списке режиссера уже было несколько успешных экранизаций По: «Падение дома Ашеров», «Колодец и маятник», «Преждевременные похороны», «Ворон». «Заколдованный замок» идеально лег в этот ряд, в том числе и за счет стилистической близости. В случае с «Вороном» сходство было особенно заметно: и там, и там присутствовали кадры с волнами, разбивающимися о скалы, и с силуэтом замка во время грозы.

С первых минут видно, что с литературным первоисточником создатели обошлись достаточно вольно. Джозеф Карвен в исполнении неподражаемого Винсента Прайса («Ужасный доктор Файбс», «Последний человек на Земле») проводит некий магический ритуал. В самый ответственный момент к дверям его замка прибывает разъяренная толпа, готовая растерзать кудесника. Вместо того чтобы завершить начатое, Джозеф выходит к людям, и те, недолго думая, привязывают его к дереву и сжигают заживо, однако он успевает проклясть своих убийц, а заодно их детей и внуков.

Проходит сто десять лет, и в Аркхем (а именно туда почему-то перенесли действие сценаристы) приезжает праправнук Карвена, Чарльз Декстер Вард, сыгранный все тем же неподражаемым Прайсом, и его молодая супруга Анна. По прибытии они узнают, что память о славном предке жива в городе до сих пор: местный трактир называется «Сожженный человек», и едва ли это имеет отношение к фестивалю в Неваде. Здешний люд настроен недружелюбно, за исключением доктора Виллета, который помогает молодоженам добраться до их замка. Чарльз находит злополучный портрет своего прапрадеда, и тот постепенно начинает завладевать его разумом. В этой версии Варду не приходится проводить никаких обрядов, чтобы воскресить Карвена, а кроме того, его не помещают в психушку.

Сам городок населяют жуткие уроды — последствие то ли неудачных экспериментов Карвена, то ли его проклятия. По улицам расхаживают создания с заросшими глазами и деформированными конечностями. Корман не скупится на пластический грим и с удовольствием демонстрирует свой бестиарий во всех его неприглядных подробностях.

Нашлось тут место и пресловутому колодцу, назначение которого в киноверсии оказывается даже более омерзительным, чем у Лавкрафта.

От большинства кормановских адаптаций Эдгара По этот фильм отличается более темной палитрой. Масштабные декорации производят должное впечатление: замок полон просторных залов, интерьеры роскошны, подземелье обширно. Город тоже не отстает. Домов в нем, правда, немного, но внимание к мелким деталям и грамотная операторская работа делают свое дело: одна-единственная улица смотрится вполне правдоподобно как в дневное, так и в ночное время. Портит картину разве что маленькое кривоватое кладбище.

Больше вопросов вызывает сценарий — и вовсе не потому, что авторы позволили себе слишком много нововведений. Понятно, что адаптировать оригинальный текст со всеми его многословными описаниями и экскурсами в прошлое — нетривиальная задача. Проблема в том, что персонажи здесь часто совершают абсолютно немотивированные поступки, причем линия их поведения меняется без каких-либо видимых причин.

Воскресший Джозеф Карвен заявляет, что должен отомстить всем своим обидчикам, прежде чем вновь заняться черной магией, но уже после пары убитых он возвращается к ритуалам. Доктор Виллет подробно объясняет болезнь Варда, но после короткого разговора с ним «забывает» о своих изысканиях и переключается на якобы неуравновешенную Анну. Апофеозом всей этой нелогичности служит финал, в котором очередная толпа погромщиков внезапно начинает совершать действия, прямо противоположные тем, что были задуманы изначально. Стоит отметить, что к сценарию приложил руку молодой Фрэнсис Форд Коппола, написавший несколько второстепенных диалогов.

В целом, при всей своей наивности и простоте, «Заколдованный замок» оставляет приятное впечатление. Это классическая работа Роджера Кормана, которая была бы хороша, даже не имей она связи с творчеством Лавкрафта.

Пара слов о колдовстве. Отрадно, что Корман, в отличие от многих коллег по цеху, покинувших мир в последние месяцы, продолжает работать и, кажется, даже не думает останавливаться. В свои 94 года он запускает конкурсы в инстаграме и регулярно радует поклонников если не новыми фильмами, то, по крайней мере, сетевой активностью. Хочется верить, что ему, как и Джозефу Карвену, удалось найти секрет вечной жизни.

«Воскресший» (1991)

В истории жанра Дэн О’Бэннон прописался прежде всего как сценарист первого «Чужого», но не стоит забывать, что за свое «Возвращение живых мертвецов» он удостоился премии «Сатурн» как лучший режиссер. «Воскресший» стал его второй — и, увы, последней — режиссерской работой. Несмотря на проблемы с прокатом, фильм получил неплохие оценки критиков: так, Эндрю Мильоре и Джон Стрисик в своей книге Lurker in the Lobby: A Guide to the Cinema of H. P. Lovecraft писали, что «Воскресший» — это лучшая серьезная экранизация Лавкрафта на сегодняшний день. Авторы отмечали солидный актерский состав (роль Варда-Карвена досталась инфернальному Крису Сарандону, соседу-вампиру из старой «Ночи страха»), приличный сценарий, изобретательную режиссуру и превосходные спецэффекты.

Сам О’Бэннон, впрочем, был настроен критически. Если верить его супруге Диане, продюсеры перемонтировали готовый фильм, вырезав из него весь юмор. По этой причине называть данную адаптацию «серьезной» можно лишь номинально.

Как бы то ни было, «Воскресший» получился более близким к оригиналу, чем версия Кормана. Как и в романе, повествование стартует с исчезновения Варда из психиатрической клиники, и лишь затем нас знакомят с предшествующими событиями. Здесь уже начинаются некоторые вольности. Сюжет разворачивается вокруг частного детектива Джона, который расследует таинственную деятельность Варда по заданию его жены. Никакого доктора Виллета нет и в помине, но, если не считать новых главных героев, сценарий в целом соответствует первоисточнику. В нужный момент раскрывается предыстория Джозефа Карвена, за которой следует пугающий променад по подземным тоннелям (где царит всамделишная темнота, а не набивший оскомину синий фильтр), и, наконец, эффектный финал с громом, молниями, оживающими скелетами и прочими чудесами в стиле «Чернокнижника».

Дэн О’Бэннон сделал особый упор на боди-хоррор: шевелящиеся куски человеческих тел, искореженные скопления плоти, сросшиеся трупы и тому подобные «красивости» роднят картину с «Восставшим из ада», вышедшим за три года до «Воскресшего».

Кино получилось в духе своего времени. Оно сильно напоминает ранние работы Брайана Юзны и Стюарта Гордона: «Книга мертвых», «Реаниматор», «Извне» и «Урод в замке».

The House on Dame Street (1999)

Эта короткометражка примечательна тремя вещами. Во-первых, это мультфильм. Во-вторых, он снят еще до эпохи YouTube, когда короткие любительские ролики заполонили интернет. В-третьих, это дебютная режиссерская работа Рори Робинсона, который впоследствии прославился своим «Блинки» — камерной историей про маленького робота, вышедшего из-под контроля.

Снят The House on Dame Street в технике компьютерной анимации. Дизайн и настроение типично бёртоновские. Начальные титры сопровождаются музыкой из «Омена», финальные — Робом Зомби. В середине — ночь, ливень, лаборатория с живой головой в банке, мрачный подвал, пара забавных гэгов и даже убийство. Бюджет — 50 ирландских фунтов, потраченных на фотографии реального дома, из которых потом «слепили» 3D-модель.

При желании этот тизер можно было развить и до полнометражного фильма, но Робинсон увлекся другими проектами, и сегодня The House on Dame Street, к сожалению, пребывает в безвестности.

The Case of Charles Dexter Ward (2015)

Загадочная 4-минутная короткометража, созданная не менее загадочной студией Tabula Raza Productions. Вы не найдете информации о ней ни на «Кинопоиске», ни на IMDB, но все же фильм можно посмотреть в интернете.

Некий молодой человек едет на машине по сельской дороге. К вечеру он прибывает на кладбище, где раскапывает могилу и эксгумирует симпатичный черепок. Далее гробокопатель сидит у себя дома, крутит череп в руках (этому уделена большая часть хронометража), затем камера отъезжает назад, и мы видим, что на стене висит портрет, который выглядит в точности как главный герой. Становится ясно, что перед нами Чарльз Декстер Вард. На этом все.

Происходящее сопровождает помпезная музыка из семиоперы «Король Артур, или Британский герой» Генри Перселла. Между прочим, пафосный саундтрек — это то, что объединяет все четыре экранизации.

Почетные упоминания и выводы

«Случай Чарльза Декстера Варда» удостоился и нескольких аудиоадаптаций. Одна из последних — эпизод немецкого сериала Дирка Юргенсена Holy Horror: Hörspielserie. Также сюжет романа лежал в основе старенького квеста Necronomicon: The Dawning of Darkness, где игроку, среди прочего, предлагалось провести настоящий магический ритуал.

Примечательно, что именно это произведение Лавкрафта привлекло внимание стольких талантливых режиссеров, и очень жаль, что ни для одного из них экранизация романа не стала действительно важной вехой в творчестве.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)