DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Страх на пороге

Самая страшная книга 2022 (антология)

Составитель: Парфенов М. С.

Жанр: хоррор

Издательство: АСТ

Серия: Самая страшная книга

Год издания: 2021

Похожие произведения:

Очередная и долгожданная новинка серии «Самая страшная книга» заманивает читателей в свои сети. Ежегодный сборник лучших по мнению таргет-группы историй в жанре ужасов вот-вот появится на полках книжных магазинов. Серия зарекомендовала себя как одна из самых долгоиграющих в жанре ужасов. Является ли это гарантией качества?

Сразу отметим, что одна из «фишек» ССК-серии — наличие исторических рассказов. «ССК - 2022» сохраняет сложившуюся традицию: исторические произведения в свежем сборнике — на любой вкус и цвет. С одной стороны, это здорово, с другой — дисгармонирует с обложкой, на которой изображена избушка на курьих ножках. Не ожидайте от «ССК — 2022» засилия сказочных мотивов: здесь правит бал исторический хоррор.

Открывает сборник заслуженный победитель конкурса «Чертова дюжина 2020» — «Курьи ножки» Максима Кабира, одного из лучших рассказчиков в жанре ужасов. Герой рассказа Женя не может забыть телепередачу своего детства, которая подражала «Спокойной ночи, малыши». Кабир погружает читателя в атмосферу тревоги. Что-то не так с детской телепрограммой, где Яга поднимала Вию веко, а тот разжевывал научную или педагогическую проблему на радость маленьким зрителям — только радости-то не было. Тревожный липкий страх — вот что испытывал Женя при просмотре этой кукольной бутафории. Повзрослевшему герою суждено раскрыть тайну «Курьих ножек». Рассказ сюжетно напоминает первый сезон «Нулевого канала», переделанный на русскоязычный лад.

«Алая печать» Анатолия Уманского — классический исторический хоррор со всеми составляющими. Немцы-оккультисты, лавкрафтианские мотивы и «Некрономикон», не дающий покоя героям. Стиль изложения — живой, нелогичность главного героя раскрывается в финале, сюжетные повороты работают как надо. Любителям исторических текстов очередное творение Уманского точно придется по вкусу.

«Зубы Ватерлоо» Дмитрия Карманова — еще один исторический рассказ, который, правда, имеет весьма отдаленное отношение к хоррору. Написан он бодро и гладко, только вот сюжет произведения строится на сказочном допущении, что находящийся при смерти человек не окочурится, если у него вырвут все зубы. И очнется он не в начале зверского болезненного процесса, а в конце экзекуции, лишившись всех зубов. Байка на один раз.

«Во имя воды» Агнии Романовой — атмосферный рассказ с необычной идейной составляющей. Главный герой Макс учится в университете на кафедре водоподготовки. Мечтает спасать природу, но не смог спасти даже любимую девушку, погибшую на очистной станции. Желая разобраться в произошедшем, герой договаривается с главным технологом Денисом Никитичем о прохождении практики в злосчастном месте, и жизнь его меняется безвозвратно. Крепкий рассказ с живыми героями.

«Кровавик-камень» Оксаны Россы переместит нас в атмосферу деревенской жути и семейной трагедии. У Сашки пропал брат-близнец Пашка, без которого все игры и детские забавы потеряли смысл. Сашке, вернувшемуся к деду с бабушкой в Овражино, где произошла трагедия, предстоит столкнуться не только с мистическим злом, но и с человеческим. Рассказ написан аккуратно, но намеки тут развешаны так небрежно, что главное зло вычисляется практически сразу.

«Аист свободен» Александра Дедова — добротное темное фэнтези, объемное, наполненное отвратительными героями и событиями. Рассказ мог бы быть отличной завязкой для романа. В текст погружаешься с головой, следить за лжеиноками и изучать их иерархию интересно. Финал — неожиданный, что является несомненным плюсом. Одно из самых запоминающихся произведений сборника, способное украсить любую антологию.

«Бесова капуста» Сергея Возного — еще один исторический рассказ с отсутствием хоррор-составляющей (мистической тоже практически нет). История о вчерашнем гимназисте, который участвует в подавлении восстания в казачьей станице и понимает, что плохие люди есть с обеих сторон.

«Плоть-трава» Елены Щетининой и Натальи Волочаевской написана флешбэками. Война тут, конечно же, есть, но она — лишь фон, без которого вполне можно было бы обойтись. Рассказ боди-хоррорный, ироничный, по-хорошему мерзкий и захватывающий. Один из ярчайших в сборнике.

«Фантики» Елены Арифуллиной — классическая «слезодавилка». Здесь практический отсутствует хоррор, зато есть историческая драма и голодающий ребенок.

«Рутина» Александра Матюхина — еще один рассказ-финалист «Чертовой дюжины». Текст захватывает, пугает, играет с читателем. В его основе лежит интереснейшая идея, которая реализована мастерски. Главный герой одержим борьбой с обыденностью и использует для этого весьма необычные способы.

«Всадница» Андрея Фролова повествует о парне, настолько влюбленном в свою пассию, что он не замечает, как та в буквальном смысле все время сидит у него на шее. Чем-то рассказ перекликается с «Курьером» Марии Анфилофьевой: в обоих герои действуют словно в бреду. Но если «Всадница» — крепкий середнячок, то «Курьер» — более слабая история, которую не спасает идея о волшебных зверях-компаньонах.

«Утренник» Оксаны Ветловской — больше психологический, чем пугающий. Здесь мы встречаемся с Сашей Макаровой — девочкой-изгоем из неблагополучной семьи. А еще с Антоном, который участвует в жестоких забавах друга Игната, но вскоре понимает, что все зашло слишком далеко. Написан рассказ здорово и захватывающе, но хоррор-составляющая выражена слабо.

«Зла немерено» Германа Шендерова повторяет сюжетные перевертыши «Ключа от всех дверей» Иэна Софтли. Олег Дыбов, мелкий авторитет, держит рынок у Новомосковского шоссе. Он спешит на встречу с Вилкасом Сайдуласом, целителем-гипнотизером, который облюбовал офис на территории рынка. Рассказ написан живо, но сюжетные ходы довольно вторичны, да и герою не веришь: ведет он себя не как живой человек, а так, как хочется автору.

«Голодуша» Юлии Лихачевой и «Щукин сын» Яны Демидович играют с переосмыслением сказочных мотивов. Первая история похожа на «Штамм» Гильермо Дель Торо и Чака Хогана. «Голодуша» заставит переживать за судьбу маленького мальчика, который живет в глухой деревеньке с бабушкой. «Щукин сын» — следить за безумием человека, заключившего сделку со сказочной «щукой».

На теме сделки со злом построены ещё четыре рассказа «ССК — 2020», в том числе «Тени Старших» Дмитрия Тихонова — жемчужина сборника. Снова историческая тематика, но больше фоном. Рассказ отличается великолепным языком, продуманностью персонажей и красиво обыгранной идеей: у солдата пропала тень. Такие тексты — штучный товар в новом страшно-историческом сборнике.

«Мальчик-Обжора» Елены Щетининой сумел совместить хоррор и драму. Рассказ выделяют яркие герои, небезынтересный сюжет и изящный перевертыш в конце.

«Глубина» Алексея Искрова поведает историю магов нетрадиционной ориентации, но, что удивительно, это даже добавляет тексту флер романтичности. Качественный, атмосферный рассказ, погрузившись в который забываешь про время.

«Горная болезнь» Дмитрия Козлова порадует красивыми описаниями гор и походов и разочарует вторичными сюжетными поворотами. Тем не менее это — крепкий середнячок, способный завоевать сердца читателей.

«Грация» Олега Савощика также попала в сборник через конкурс «Чертова дюжина». Фидеры и фиди — любопытная тема для хоррор-произведения. Подана она здорово, читать рассказ одно удовольствие. Впечатлительным людям «Грация» может показаться действительно жуткой и пробирающей до костей.

«Мутная вода» Ки Крестовски: постапокалипсис и его последствия. С небес хлынула грязная вода, которая стала убийцей человеческой расы. Страдающая мизофобией девушка Тоня делает все, чтобы выжить. Вода неотвратимо подступает к окнам ее квартиры. Суждено ли спастись героине? Тоне сопереживаешь, но ее чудесное спасение воспринимается весьма скептически. Непонятно, для чего пришельцам делать из людей пищу и охотников, но оставим это на совести автора. В целом история читается легко.

«Самая страшная книга 2022» получилась неровной: крепкие хоррор-рассказы соседствуют с историями, которые сложно отнести к жанру ужасов. С другой стороны, кому-то такое разделение точно придется по вкусу.

Комментариев: 9 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Используйте, пожалуйста, нормальные имена и ники.
Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии не анонимно.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Пупок 21-11-2021 18:00

    > Рассказ сюжетно напоминает первый сезон «Нулевого канала», переделанный на русскоязычный лад.

    "Курьи ножки" все-таки не по мотивам "Нулевого канал", а крипи-пасты "Бухта Кэндл". Сериал, впрочем, тоже снимали по мотивам этой пасты. Кабир в победном интервью, насколько я помню, говорил, что сериал даже не видел, а крипи-пасту действительно читал.

    Учитываю...
  • 2 Парфенов М. С. 20-11-2021 01:56

    >Не ожидайте от «ССК — 2022» засилия сказочных мотивов: здесь правит бал исторический хоррор.

    1. Курьи ноджки

    2. Кровавик-камень

    3. Всадница

    4. Голодуша

    5. Щукин сын

    6. Тени Старших

    7. Курьер

    Т.е. более четверти антологии так или иначе обыгрывает сказочные, фольклорные мотивы. Включая рассказ-открывашку и рассказ-закрывашку. Исторических - внезапно - меньше.

    Про «Зубы Ватерлоо» - чушь какая-то написана, извините. Отношение к хоррору - прямое. Никакого "сказочного" допущения нет, поскольку речь идет вовсе не о "находящемся при смерти", а о находящемся без сознания человеке. Который, будучи без сознания, банально не чувствовал боли, когда у него вырывали зубы.

    Искренне надеюсь, что изменение тональности ваших рецензий на ССК, Надежда, никак не связано в данном случае с тем, что ваш с соавтором рассказ не прошел отбор.

    Учитываю...
    • 3 Eucalypt 20-11-2021 02:26

      Парфенов М. С., интересно, а вот без этого финального предположения нельзя было обойтись?

      Учитываю...
      • 4 Парфенов М. С. 20-11-2021 02:31

        Eucalypt, я ничего не предполагал. Я выразил надежду (еще раз подчеркну - искреннюю). Я же просматриваю, что пишут про ССКниги и читал все предыдущие отзывы Надежды, и тональность их отличается разительно от этой. Мне действительно не хочется думать, что изменение тональности связано с чем-то подобым.

        Учитываю...
      • 5 Парфенов М. С. 20-11-2021 02:38

        Eucalypt, т.е. просто посмотри финальные "выводы" автора по разным книгам:

        ...

        "Призраки": "Не проглядите магию, которая совершается здесь и сейчас. Серия «Самая страшная книга» успешно выступает на литературном рынке с 2014 года, вобрав в себя лучшие произведения русскоязычных авторов в жанре хоррора. Хорошие писатели — всегда откровение. «Призраки» Максима Кабира убедят нас в этом снова — стоит только перевернуть страницу"

        ...

        ССК-2020: "В рецензии были представлены десять самых ярких и запоминающихся рассказов антологии. Но у каждого читателя они будут свои. Они умеют пугать — и это не пустые слова. Серия «Самая Страшная Книга» зарекомендовала себя на рынке как лучшая серия русскоязычного хоррора. Новые сборники этой серии для любителей ужасов — настоящий праздник с сюрпризами.Не пропустите главную хоррор-новинку страны"

        ...

        "Колдовство": "Сборник получился сильным, запоминающимся, он непременно займет достойное место на книжных полках любителей хоррора. Колдуя над новыми рассказами и романами, ведущая серия ужасов еще не раз порадует нас чем-то подобным"

        ...

        "Восхищение": "Каждый из рассказов оригинален и необычен. Откровенно слабых историй в книге нет — сборник удался. Александр Матюхин с его восхитительными маньяками — украшение серии «Самая страшная книга»"

        ...

        "Истории Ворона": "Экспериментальный сборник Парфенова и Покровского оказался удачным. Каждый читатель найдет здесь что-то для себя. Знает ли Ворон толк в страшном? Более чем!"

        ...

        ...

        ...

        А тут: "«Самая страшная книга 2022» получилась неровной: крепкие хоррор-рассказы соседствуют с историями, которые сложно отнести к жанру ужасов. С другой стороны, кому-то такое разделение точно придется по вкусу".

        Как-то бросается в глаза изменение тона. А что случилось, что поменялось?.. Ну вот я и надеюсь, что это не связано с.

        Учитываю...
        • 6 Eucalypt 20-11-2021 11:26

          Парфенов М. С., так и не думай. Просто есть хорошее правило — атакуй аргументы, а не личность. С этим вроде было все ок. Ровно до финального твиста, который вызывает немного гаденькое впечатление. А уж учитывая, что ты в вопросе отбора обладаешь чуть большей информацией чем простой читатель этой рецензии, то это какое-то «злоупотребление властью» (ну, или точнее инсайдерством ))) ). А то получается, что прям и критиковать ССК нельзя, а то будет вытащен некий контраргумент к личности. А может что-то случилось, что поменялось в ССК? )))

          Учитываю...
          • 7 Парфенов М. С. 20-11-2021 15:10

            Eucalypt, я и не думаю. Мне, если уж на то пошло, скорее не нравятся однообразные хвалебные оды, которые автор рецензии до этого писала на любые ССКниги - любых авторов, любой тематики. Я же вижу (и это не инсайдерская инфа, если что, а просто в силу мониторинга отзывов для публикации их на сайте и в группе ССК), что пишут в интернетах про ту или иную книгу, какую чаще хвалят, какие чаще критикуют. Ну и собственные субъективные впечатления никто не отменял, они тоже имеются - и всегда в любой книге найдется что-то, что мне самому не очень. И это нормально. А вот рецы по типу "вообще все хорошо", как по мне, слишком сладкие-гладкие - и это как раз не нормально.

            Но вот удивило резкое изменение тональности, после 6-7 рец подряд, выдержанных в одном ключе - внезапно совсем другая. И как-то реально не хочется, чтобы это оказалось связано с какими-то затаенными обидами рецензента. Потому как ну чем тот же Д. Карманов, автор "Зубов Ватерлоо" (на мой взгляд - одного из лучших рассказов этой антологии, и тут его ругают совсем не по делу) виноват в том, что его рассказ прошел, а чей-то другой нет?.. И для самой Надежды было бы плохо, если бы опустилась до подобного.

            Что касается "инсайдерской инфы" и "злоупотребления властью", то, хэй, чувак, если бы я хотел чем-то подобным злоупотребить, то скорее прошелся бы по списку захваленных рецензентом авторов.

            Учитываю...
        • 8 Илья Пивоваров 20-11-2021 11:55

          Парфенов М. С., отвечу за нас двоих)

          Рассказ "Красное лето", который мы подавали на отбор в ССК, здесь ни при чём, так как подавая его, мы были уверены, что для "Самой Страшной Книги" он не очень-то страшный. Что ж, так и вышло, мы не в обиде))

          Что касается ССК, то я слушал Надины комментарии по ходу прочтения, и могу сказать, что книга в целом... не понравилась. Прошлые нравились, а эта нет. Ну бывает)

          Учитываю...