DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Они умеют пугать

Самая страшная книга 2020 (антология)

Составитель: Парфенов М. С.

Жанр: хоррор

Издательство: АСТ

Серия: Самая страшная книга

Год издания: 2019

Похожие произведения:

  • «Самая Страшная Книга 2019» (антология)
  • «Самая Страшная Книга 2018» (антология)
  • «Самая Страшная Книга: Лучшее» (антология)
  • В октябре перед Хеллоуином вышла самая ожидаемая русскоязычная антология ужасов. В «Самой Страшной Книге 2020» есть рассказы как новичков, так и ветеранов хоррора. Она была представлена на «Самом Страшном Фестивале» в Москве и Санкт-Петербурге, и уже можно с уверенностью сказать: сборник завоевывает сердца читателей, а тираж разлетается словно по мановению волшебной палочки. Поклонники хоррора возмутятся: никакое это не волшебство. «Самая Страшная Книга» — серия, аналогов которой в русскоязычной литературе ужасов не существует. Благодаря Парфенову М. С. талантливые авторы, работающие в жанре мистики и хоррора, смогли заявить о себе в современном литературном мире. Добились того, что к русскоязычным ужасам стали относиться всерьез. Премия «Мастера ужасов», круглый стол по хоррору, «Самые страшные чтения», тусовка Horror Web — все эти мероприятия, прошедшие осенью в двух крупнейших городах России, подтверждают, что русскоязычный хоррор, как атлант, расправил плечи, став популярным и востребованным. «Самой Страшной Книге 2020» есть чем гордиться. Сборник состоит из 22 историй, в каждой из которых своя изюминка. Рассказы подобрались разные, по-своему примечательные. Но мы все-таки попробуем выделить наиболее интересные из них.

    Открывает антологию «Исцеление» Максима Кабира. История выбрана удачно, она сразу задает высокую планку и распаляет воображение читателя. Кабир не изменяет своим любимым темам: насилие, религиозность, библейские отсылки, темные и неправильные чудеса. Журналистка Алла пытается вывести на чистую воду Соломона Волкова — целителя и чуть ли не Бога. Ради этого она отправляется в прибежище сектантов, но, попав туда, понимает, что переоценила собственные силы. Атмосферный и беспросветный рассказ. Чем-то похож на другое произведение автора — «Черную церковь». Там тоже есть и религиозные мотивы, и неправильные чудеса. Поклонников хоррора «Исцеление» точно не оставит равнодушными.

    Жемчужина сборника — «Яр» Оксаны Ветловской. Исторический рассказ, основанный на реальных событиях, держит читателя в напряжении до самого финала. В истории показаны массовые казни, бездушная жестокость войны, взросление главного героя, который и курице-то голову отрубить не в состоянии, а тут — война на пороге! А тут — зарождающая любовь к еврейке, которую нужно и в то же время боязно защитить. Оксана Ветловская — блестящая рассказчица. Она дает читателю почувствовать себя очевидцем событий, нырнуть с головой в военное время, посмотреть, как крутятся безжалостные жернова войны.

    Далее выделим «Кровавых мальчиков» Анатолия Уманского. В плане композиции — это самый выверенный рассказ сборника. Анатолий Уманский написал такие небезызвестные вещи, как «Господин Элефант», «Америка», «Гран-Гиньоль». Но «Кровавые мальчики», не побоимся этого слова, лучшая авторская работа на данный момент. Жесткий и психологичный хоррор-триллер рассказывает нам о трагедии одной семьи и вытаскивает наружу зло и мерзость, которые сидят в каждом из нас. Становление маньяка показано постепенно, правдоподобно и страшно. Этому рассказу веришь: такое может случиться где угодно и в какой угодно стране. Схожих тем касался «Повелитель мух» Голдинга. Это подкупает, заставляет в ужасе перелистывать страницы — а финал угадать невозможно. «Кровавые мальчики» — один из лучших рассказов антологии.

    «Семь ступеней в ад» Ирины Черкашиной — самое пугающее произведение сборника. Автору удалось создать блестящую психологическую драму. Мертвые дети и мамы, до самого конца остающиеся рядом с теми, кого любят, — вообразить такое страшно, а читать об этом страшнее вдвойне. Рассказ написан изумительным языком. Он напоминает произведение Брэдбери «И все-таки наш», так же бьет в самое сердце читателя. Но вместе с этим перед нами крепко сделанный зомби-хоррор. Поэтому финал выдержан в мрачных и безысходных тонах. Одно из тех редких произведений, которые заставляют задуматься: а что бы сделал ты в такой ситуации? Отказался бы от любимого человека или остался с ним до конца? Живой, выстраданный и очень нужный рассказ.

    А на очереди у нас «Подарки» Вадима Громова, еще одного ветерана русскоязычного хоррора. В представлении автор «Подарков» не нуждается. У Громова есть свой ни на что не похожий стиль. Его рассказы цепляют, их хочется перечитывать. Новогодний хоррор Громова — жуткий, безжалостный и стилистически очаровательный. Главный герой Тарас подумывает о том, чтобы свести счеты с жизнью. Ведь за неделю до Нового Года приходит время разносить подарки — а значит, облачаться в похожий на кожу костюм и брать в руки мешок, в недрах которого скрыто само зло. Рассказ атмосферный и самобытный. Повествование несется вперед, словно локомотив по рельсам, а читателю остается лишь с восторгом следить за разворачивающимися событиями. Изящный перевертыш в конце заставляет нас просто-таки влюбиться в этот рассказ. «Подарки» — классический хоррор, от которого невозможно оторваться. Его по праву можно назвать самым ярким произведением сборника.

    Также невозможно пройти мимо «Большой стирки» Игоря Кременцова. Это один из самых кровавых рассказов сборника. Сюжет на удивление прост, но этим он и цепляет. Напряжение нарастает постепенно, но в финале автора уже невозможно остановить: столько крови и жути, что волосы дыбом встают. Яркие детали, живые персонажи, в которых безоговорочно веришь, — вот она, визитная карточка хорошей истории. После такого рассказа при виде стиральной машины нет-нет да и екнет сердце. И захочется обойти рычащее чудовище стороной. Игорь Кременцов сделал качественную историю, к которой не наскучит возвращаться.

    «Выкройка» Максима Кабира, Дмитрия Костюкевича и Елены Щетининой — самый необычный рассказ антологии. От такого трио ждешь чего-то феноменального, и авторы действительно смогли удивить. Главный герой истории по воле случая начинает увлекаться паперкрафтом, а вот к чему приводит его увлечение — узнаете, перелистнув последнюю страницу рассказа. Произведение скроено качественно, при всем желании не придерешься. Каждый из авторов вложил в него частичку себя, поэтому читать рассказ одно удовольствие. Им удалось выкроить самого необычного монстра антологии, остается лишь сказать «Браво!» — и перейти к следующему рассказу.

    Лучший дебют антологии — «Куйва» Станислава Романова. Автор пишет про сбежавших зеков; в его историю погружаешься с головой, дышишь ледяным воздухом и ощущаешь, как что-то злое и неотвратимое смотрит тебе в спину. Детективная линия вряд ли поразит искушенного читателя, но рассказ берет атмосферой, залихватской и злой удалью, путешествием по тундре… И нет зверя страшнее, чем человек. Рассказ придется по вкусу тем, кто любит произведения о холоде (например, с удовольствием перечитывает «Арктическую историю» Майка Гелприна и Ольги Рэйн), а также тем, кому в принципе нравятся атмосферные вещи.

    «Сюрприз» Парфенова М. С. — кровавый и беспощадный деревенский хоррор. Хотя, конечно, деревня тут на втором плане, а на первый выходит история одного помешательства. Рассказ цепляет внезапной концовкой, изумительными диалогами, натуралистичным изображением событий. Очень хорошо обыграно название произведения. Тут вам и сюрприз, который делают две подруги третьей, и сюрприз от мужа этой подруги, и финальным штрихом — сюрприз в конце. В небольшом рассказе автору удалось блестяще раскрыть безумие главного злодея, погрузить читателя в атмосферу тревоги и ужаса. Черный юмор здесь как нельзя к месту. «Сюрприз» удачно сочетает в себе элемент страха и элемент смеха. Это одно из сильнейших и самых запоминающихся произведений антологии.

    А на сладкое расскажем про «И наступила…» Максима Кабира. Прекрасная закрывашка, ставящая точку в «Самой Страшной Книге 2020». Рассказ-победитель «Чертовой дюжины 2018» написан в лучших традициях Кабира. «И наступила…» — это литературная игра, которая искушенным читателям может напомнить «Черви» того же автора. Одно удовольствие читать такие произведения. Сюжет истории необычен: голос декламатора Арбенина теряет интонации и звуки, а уж что ждет читателя в конце… Этот рассказ — магия хорошей литературы. И здорово, что антологию открывают и закрывают тексты одного и того же автора.

    В заключение хочется сказать, что хороших рассказов в сборнике гораздо больше. Здесь и «Мать сырой земли» Елены Щетининой — страшное и аллегоричное повествование о войне; и «Идущие в рай» Кирилла Малеева и Ивана Белова с восхитительным перевертышем в конце; и «Настенька» Михаила Закавряшина, написанная в лучших традициях хоррора; и «Земля медузы» Оксаны Ветловской — атмосферная, философская и страшная работа.

    В рецензии были представлены десять самых ярких и запоминающихся рассказов антологии. Но у каждого читателя они будут свои. Они умеют пугать — и это не пустые слова. Серия «Самая Страшная Книга» зарекомендовала себя на рынке как лучшая серия русскоязычного хоррора. Новые сборники этой серии для любителей ужасов — настоящий праздник с сюрпризами.Не пропустите главную хоррор-новинку страны.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)