DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Ужас на все случаи

Самая страшная книга 2021 (антология)

Составитель: Парфенов М. С.

Жанр: хоррор

Издательство: АСТ

Серия: Самая страшная книга

Год издания: 2020

Похожие произведения:

  • «Самая Страшная Книга 2020» (антология)
  • «Самая Страшная Книга 2019» (антология)
  • «Самая Страшная Книга: Лучшее» (антология)
  • Одно из важнейших событий в жизни отечественного хоррора — выход очередной антологии «Самая Страшная Книга». Книги этой серии давно и надежно завоевали рынок (продано уже свыше 100 000 экземпляров) и сердца любителей жанра ужасов. Кроме того, серия позволила заявить о себе многим талантливым авторам и многим — еще позволит, ведь отбор в главную русскоязычную хоррор-антологию является полностью открытым, а составителями выступают сами читатели.

    «Самая Страшная Книга 2021» включает двадцать один рассказ, главная общая черта которых — помимо того, что они страшные, конечно — наличие в каждом яркой, уникальной атмосферы. Из мрачного революционного Петрограда читатель попадает на раскаленную парковку у супермаркета, в холодные горы, в пансионат для девиц и даже в глубины даркнета, и всюду его спутником оказывается страх.

    Дмитрий Тихонов и Богдан Гонтарь «Стихи о красной даме, или последнее дело товарища Багряка». Революция до основания сотрясла уклад жизни не только людей, но и нечисти, обнажив то, что до этого было скрыто. Герои, стоящие по разные стороны баррикад, не имеющие, казалось бы, ничего общего, объединены противостоянием с могущественным врагом. Среди тьмы, крови и разрухи находится место юмору, героизму и захватывающей динамичной охоте. Несмотря ни на что, текст вселяет оптимизм и легко мог бы стать частью романа или серии новелл.

    Александр Матюхин, Александр Подольский «Светотени». Если герои предыдущего рассказа хорошо знали, что их ждет, то для героев «Светотеней» кошмар стал полной неожиданностью — они просто ехали семьей к бабушке и остановились у торгового центра. Это ужас среди бела дня, при свете солнца, в людном месте, совершенно спонтанный, который начинается с пакетов из магазина в багажнике. Садясь в машину на парковке… просто надейтесь, что вам повезет.

    Максим Кабир «Медуза». Пугающий парадокс — иррациональное античное зло, зашифрованное в произведении соцреализма. В рассказе ужас вполне реального помешательства переплетается с мистическим проклятьем. Автору удалось не только напугать, но и передать увлеченность героя искусством так, что его мотивация не оставляет никаких вопросов. Благодаря глубокому погружению в матчасть можно не только получить удовольствие от художественного текста, но и узнать много нового!

    Юрий Погуляй «Вешки». Пожалуй, самый грустный рассказ в антологии, вызывающий помимо страха чувство протеста против произошедшего, против непредсказуемого и несправедливого финала. Неудачный поход в горы оборачивается для группы встречей со зловещим существом, и неясно, какие решения ведут героев к спасению, а какие — к гибели.

    Всеволод Болдырев «Медовое». Допетровские времена, освоение Сибири. Другая эпоха, другие герои, но тематика перекликается с «Вешками». Человек, который считает, что он впереди всего, стремится выжить на неизвестной территории, существующей по своим законам. Но из-за тьмы невежества каждый шаг к выживанию на деле ведет к смерти или к еще худшему концу.

    Герман Шендеров «Виртуальная машина». Пугающий рассказ о всезнании, покоящемся в глубинах даркнета, и пути туда, исполненном всяких ужасов и самых мерзких проявлений человеческой натуры. В рассказе присутствует интересный контраст — мистика переплетена с компьютерами и сетями. Манипуляции героя с техникой порой кажутся абсурдным, но почему-то не возникает сомнений, что это сработает. Черт ее разберет, эту технику.

    Дмитрий Золов «Корми меня». Рассказ не столько страшный, сколько увлекательный. Заурядная девушка, чья единственная выдающая особенность — длинные рыжие волосы, получает необычную власть над мужчинами, а в итоге оказывается в центре противостояния между очень странными формами жизни. Причудливая экосистема в отдельно взятой коммуналке, история симбиоза и естественной вражды.

    Екатерина Кузнецова «Гнездо из скорлупы». Очень жестокий рассказ о вечном детстве, которое покупается дорогой ценой, и лете на даче. Наверное, у многих о подобном лете есть неприятные, стыдные, даже тошнотворные воспоминания — просто потому, что ты мал, предоставлен сам себе, болтаешься без дела, и рано или поздно с тобой случается какая-нибудь гадость. В данном случае — лютая дичь. И, как верно заметил автор, эта дичь останется с тобой навсегда, ее не перерасти.

    Дмитрий Лазарев «Фантомы». Актуальный рассказ о мистике и высоких технологиях. Неупокоенным душам все равно, какой на дворе век. И если они желают вступить в контакт, то, возможно, интеллектуальный помощник для слепых, призванный заменить зрение, даже удобнее — он видит то, чего не видит глаз человека. Крепкий классический сюжет о маньяке в необычном антураже — на слух…

    Лин Яровой «Черногрудые». А вот и ведьмы! Брат и сестра связаны ужасной тайной из детства. Поиски освобождения по отдельности приводят их в глухую деревню, которую стерегут демонические псы и черногрудые птицы. Добротная динамичная чертовщина с кровавым финалом.

    Оксана Ветловская «Пепельная тетрадь». Тема расплаты за исполнение любых желаний играет совершенно по-новому в оригинальном сеттинге: дело происходит в пансионе для барышень во второй половине XIX века. В числе главных достоинств рассказа — детальная проработка персонажей, обстановки, порядков и мелочей, благодаря которым история оживает. Пожалуй, Саша — самая «выпуклая» героиня сборника, с самой богатой предысторией.

    Родион Кожин, Алиса Кожина «Навья морось». Одинокий охотник едет в захолустье. Регистрируется в администрации как охотник, заселяется в частный дом как охотник, изучает окрестности, говорит с местными, готовится к охоте — он же охотник. Единственный нюанс — в том, на кого он охотится в этих краях. Интересный сюжет, в котором все именно то, чем кажется — и все равно удивляет.

    Олег Савощик «Козел». Персонаж с обложки! Группа гопников хочет покарать местного изгоя за убийство и изнасилование девочки. Однако в деле замешан еще один узнаваемый персонаж — у него рога, он пахнет серой и испытывает разочарование по поводу своего Отца. Рассказ жестокий, финал справедливый.

    Дмитрий Николов «Спаси и помилуй». Молодой дьякон получает в наследство от умирающего настоятеля страшную тайну и артефакт, которым многие хотят злоупотребить и историю которого ему предстоит открыть заново. Увлекательный, с ходу затягивающий рассказ, построенный на контрасте христианской идеи всепрощения и кары, настигающей грешников. А грешники, как известно, все.

    Анатолий Уманский «Пенелопа». Пожалуй, самый выдающийся рассказ антологии с точки зрения языка. Первая половина — почти идиллическая картина последнего лета детства героев на греческом острове и предпоследнего мирного лета для всех, ведь дело происходит в 1938-м. Вторая половина — вакханалия насилия и хаоса, в которой проигрывают и христиане, и язычники. А следом приходит война.

    Дмитрий Козлов «Ковчег». История в духе Индианы Джонса, только в советском антураже. Археологические изыскания приводят героев к легендарному Ковчегу, на борту которого все еще остался пассажир. Динамично, увлекательно, хоть и не сказать, что непредсказуемо, но точно остросюжетно.

    Анна Одинцова «Грыжа». Полный ярчайших подробностей бодихоррор об очень жирной женщине с огромной грыжей, которая не совсем грыжа и имеет свои планы на жизнь. Кому-то история наверняка покажется отвратительной, но она именно такая, какой должна быть — простая, яркая, страшная.

    Елена Щетинина «Вдоль села Кукуева». Рассказ основан на реальных событиях и повествует о кукуевской железнодорожной катастрофе, произошедшей летом 1882-го. Настоящие сюжеты трудно проспойлерить, но от знания, что будет дальше, становится только страшнее и тоскливее. История подана изнутри и снаружи поезда, а еще из того места, где живут покойники и очень дурные предчувствия.

    Дмитрий Тихонов «Земля наших пращуров». В опустевшей крестьянской избе, испещренной загадочными символами, открылась дверь в лето, и помещик шагнул туда в надежде вернуть сбежавших крестьян. Очень интригующая локация и совершенно эпичный финал!

    Дмитрий Костюкевич «Шуга». Рассказ-победитель «Чертовой дюжины 2019» — и совершенно заслужено. Холодная и темная история одного погружения, противостояния человека и льда, поражающая атмосферой и качеством проработки матчасти. Страдающим клаустрофобией или боязнью глубины читать с осторожностью — даже без фобий уже на середине рассказа начинаешь паниковать.

    Майк Гелприн «Боженька». Пожалуй, самый лаконичный рассказ антологии. Вдохнул в начале — выдохнул в конце. Не знаю, есть ли в этой истории Боженька, но точно есть порочный, кровавый замкнутый круг поганой и совершенно реальной жизни, что само по себе страшно.

    Рассказы в антологии подобрались на удивление ровные по качеству и языку, и при этом — совершенно разные. Ужас мистический, ужас бытовой, ужас религиозный, ужас технический, ужас болезней, ужас стихий — на все случаи жизни. Восемь исторических эпох, два добрых и двенадцать злых монстров, два языческих, три христианских, и это не говоря о рассказах, где монстры — люди или их нет вообще. Среди такого разнообразия любой найдет что-то для себя. Хочется пожелать сборнику доброго пути, читателям — побольше страшных вечеров за книгой, а уже прочитавшим остается завидовать тем, у кого все еще впереди.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)