ССК 2018

Что такое игра на выживание? Как мы привыкли, это игра, где за победу даруется жизнь, а за проигрыш расплата – смерть. Нередко на телевидении и в фильмах проскальзывает тема игры на выживание в виде развлекательных ток-шоу. Сегодня они обычно представляют собой подобие «Форт Боярда», где героев заставляют проходить полосу препятствий ради приза. От «выживания» здесь только слово, потому что в случае проигрыша участник отделается лишь парой ушибов и билетом домой. Однако в кинематографе и в литературе эту тему возвели до цинизма и абсурдной жестокости, когда участник под пристальным прицелом камер едва ли не проходит через целый ад, чтобы накрутить рейтинги шоу и развлечь богатых зрителей (причём при каждой смерти выше рейтинг).

Но больше всего пугает не циничное отношение к участнику, а абсолютное безразличие государства, которое эти шоу и спонсирует. Простой пример – «Голодные игры»  или «Бегущий человек» (роман и фильм, которые, несмотря на абсолютно разные сюжеты, целиком относятся к этой теме). Что касается видеоигр, то тут всё одновременно и сложно, и просто. Сложно потому, что подобных проектов практически единицы, а просто – в том, что они известны всем и каждому.

Одной из первых игр, где главной темой был турнир или участие на выживание, стала знаменитая серия файтингов «Mortal Kombat». Сюжет строился вокруг турнира между людьми и бойцами из Внешнего Мира. Первые пытались отстоять Землю, вторые –  завоевать. Император Шао Кан давно мечтал поработить земной мир, но сделать это можно, если победить представителей планеты в специальном турнире «Смертельная Битва». Сюжеты всех последующих частей строятся как раз на попытках Шао Кана или ближайших ему соратников захватить Землю через турниры, а потом и вовсе любой ценой.

Mortal Kombat

Плюс ко всему, серия известна благодаря жестокости (особенно на фоне других игр начала 90-х годов) и кровавым и беспощадным добиваниям – Фаталити/Бруталити. После определённой комбинации победитель жестоким образом расправляется с проигравшим. Льётся кровь, отрываются головы, ломаются позвоночники, расчленяются тела. Арены, на которых велись турниры, несли оттенок опустошения и ужаса – следы вторжения Шао Кана в наш мир: будь то леса с демоническими деревьями или разрушенные улицы. Однако, начиная с третьей части, привычная для нас фабула завершается, и далее сюжет строится на всем известной истории «схватки бобра с ослом».

Серия «Twisted Metal» чем-то похожа на «Mortal Kombat», разве что выполнена в жанре гонки и предлагает немного другой мотив для смертельных испытаний. Здесь всё просто – некий Калипсо проводит специальный гоночный турнир «Скрежет металла» среди лучших гонщиков планеты. За победу победителю полагается исполнение заветного желания, за проигрыш – смерть. За схваткой наблюдают случайные прохожие, которых могут ненароком задавить или расстрелять. У каждого участника собственные цели и мотивы, но всех их объединяет одно – желание победить. А значит, заезд превращается в настоящую резню, ведь цель каждого гонщика – убить всех соперников на трассе. В этом им помогает особый арсенал, который ставится на машину, будь то огнемёт, пулемёт, ракетница и прочее.

Twisted Metal

Другая серия с автомобилями – «Carmageddon». Несмотря на ту же концепцию в плане проведения турнира, здесь предлагается ещё более циничная и жестокая подоплёка для победы. Берётся определённое число гонщиков, огромная трасса и несколько путей для победы: задавить как можно больше мирных пешеходов, убить противников или же просто прийти к финишу первым. Нетрудно догадаться, что больше всего участникам и зрителям нравится первый вариант – он приносит больше очков и симпатий. Прибавьте к этому абсолютно безумную атмосферу и льющийся через край цинизм, и получите, пожалуй, одну из самых не то что жестоких игр, но очень безумных в своём жанре. Но самый ужас заключается не в том, что гонщики как можно жёстче давят жертв, а в том, что подобное мероприятие поддерживается правительством, поэтому неудивительно, что через пару частей во вселенной «Carmageddon» случился настоящий апокалипсис.

Carmageddon

Впрочем, бывают ситуации, когда подобное шоу проводится неофициально, с целью потешить его создателя, а заодно получить прибыль. Речь идёт о выживании в скандально известной «Manhunt». Детище «Rockstar Games» в своё время вызвало неслабую шумиху за счёт слишком натуральных сцен убийств: ломались позвоночники, разбивались головы, хрустели кости, рвались сухожилия… Звуки этого кошмара вперемежку с предсмертными стонами попавших под руку маньяков до ужаса завораживали и вводили в шок непривычного ко всему этому игрока. Но если бы не это, то главный герой вовсе бы не выжил.

Дело в том, что он заключённый, приговорённый к смертной казни, которого «ловит» бывший голливудский режиссёр Старквезер (фамилия его выбрана не случайно – это отсылка к известному маньяку) и заставляет участвовать в собственном кровавом шоу. Игроку необходимо переходить от этапа к этапу по погрязшему в грязи и ужасу городу и убивать встреченных по пути противников, но так как герой не силён в рукопашном бою, то ему приходится прятаться и нападать исподтишка. Все убийства записываются на камеру, монтируются и выпускаются как «снафф-видео». Но режиссёру этого мало – он заставляет убивать жёстче, сталкивает «актёра» с более жестокими и сильными противниками, часто заставляя выполнять безумные задачи и нередко отправляя его в ловушку. В конечном итоге всё это приводит к печальному концу одного и к нейтральному для другого.

Manhunt

Если отклониться от темы шоу и обратить внимание на саму суть игры на выживание, то в первую очередь вспоминается дилогия «Saw», созданная по мотивам франшизы «Пила». Используя канву и вселенную первоисточника, игры дополняют её сюжетно и предлагают взглянуть на ещё одну «игру» от неуловимого маньяка. На сей раз участником становится детектив Темп (главный герой первого фильма), которого похитил Джигсау и заставил участвовать в собственной игре. Чтобы выжить, детективу необходимо пройти по заброшенной больнице, решая головоломки и спасая других жертв от зловещих механизмов. При этом в его груди спрятан ключ от смертельных механизмов остальных участников, которые и охотятся за Темпом, чтобы убить и освободиться. Несмотря на довольно неплохой сюжет и атмосферу, «Saw» выглядит середнячком, хотя и выбивается из ряда второсортных игр, сделанных по мотивам фильмов.

Saw: The Video Game

Чего не скажешь о второй части, которая вышла только на консолях. «Saw 2» была прямым продолжением, но только вместо Темпа участником стал его сын. И на этом достоинства заканчивались. Вторая часть была практически точной копией первой, разве что очень лёгкой и очень скучной, с совершенно скудным сюжетом и концовкой. Но суть примерно та же – выжить любой ценой и спасти (по возможности) других.

Есть ещё не так давно вышедшая на приставке «Wii» «MadWorld». Для любителей тематики игры на выживание в ней есть всё – шоу, в котором участнику надо выжить, враги, которых надо убить ради рейтингов и хвальбы зрителей, безумный мир, следящий за каждым вашим шагом. В отдельно взятом городе проводится шоу «Жестокий дозор», где участника сталкивают носом к носу с отъявленными психами и садистами. За победу ему полагается приз в виде миллиона долларов, за проигрыш – и так понятно. Игра, в целом, напоминала смесь «Manhunt» и фильм «Город грехов», только более динамичный и жестокий. Герой с бензопилой наперевес режет напополам злодеев, бросает их в огромные вентиляторы и так далее. Чём жёстче убийство, тем выше рейтинг. Игра же получилась очень кровавой и задорной, как фильм «Убить Билла», а чёрно-белый стиль лишь придал ей оттенок нескончаемого безумия.

MadWorld

Российские разработчики тоже не смогли пройти мимо этой темы. Студия «Orion» выпустила малоизвестную «Чёрную метку» по мотивам одноимённой повести Андрея Дашкова, которая предлагает собственный взгляд на игру на выживание. Москва 2020 года, страна погрязла в экономическом кризисе, мало-помалу распадается человеческая мораль, люди уже боятся выйти ночью на улицу. А единственным развлечением и источником государственного бюджета оказывается игра на выживание «Чёрная метка». Суть в следующем: случайно выбранному прохожему ставят чёрную метку, после чего за ним сразу же начинают охотиться все, кому не лень: бандиты, наёмники, полицейские и другие. Обратиться за помощью такой человек ни к кому не может, ведь даже полиция получает приказ стрелять на поражение. Единственный шанс на спасение – передать метку другому, что не очень просто, так как игра происходит ночью, а кроме шпаны никто на улице не попадается. Как правило, за участниками следят сотни зрителей, они делают ставки на того или иного охотника, переживают или желают ему смерти. А летающие вокруг него камеры холодно советуют показывать себя достойным ради рейтинга и оценки зрителей.

Нашему главному герою не повезло вдвойне – передать метку другому он не может, так как оказался «последним на очереди», и чтобы выжить, ему придётся топать пешком до телестудии. По игровому процессу «Чёрная метка» была чистым клоном «Condemned» – экшн от первого лица, где большую часть времени герой сражается холодным оружием. Однако, атмосфера тоталитарной и погрязшей в цинизме Москвы передана достоверно и с материнской любовью (чего стоит радостная Бузова – ведущая шоу).

Чёрная метка

2016 год также не остался без таких игр. «Watch This!» – платформер от первого лица, повествующий о безымянном участнике жестокой игры на выживание. Героя отправляют на специальную арену, где ему необходимо пройти полосу препятствий под пристальным прицелом видеокамер к заветному призу. Но главное отличие от вышеперечисленных проектов в том, что врагами выступают смертельные ловушки и многочисленные чудовища, от которых нужно прятаться. Ужаса и напряжения происходящему добавлял тот факт, что при каждой новой игре арена обычно изменялась (менялись ловушки, месторасположение противников), а абсурдности – что все буквально желают смерти герою и как можно сильнее осложняют ему жизнь. Зато зрители довольны, а боссы студии пересчитывают полученные с трупов бывших участников денежки.

Watch This!

На этом список подобных игр заканчивается, но впечатления после них остаются сильные. Пройдя одну них, пусть даже и не вникая в сюжет, всё равно где-то в глубине души закрадётся страх за будущее современного телевидения и жизни в целом. Потому что, кто знает, вдруг вы сейчас работаете себе мирно в офисе, заполняете отчёты и мечтаете поскорее попасть домой, а завтра проснётесь в заброшенном помещении, утыканном камерами, а радостный голос из микрофона известит вас о том, что вы стали участником садистского шоу.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх