21 апреля 2017 года исполняется шесть лет со дня выхода пилотного выпуска DARKER. С тех пор мы исправно, из месяца в месяц, несем хоррор в ваши мониторы, мозги и, надеемся, сердца, каждый раз стараясь вскрыть самые темные грани нашего любимого жанра и охватить все его многообразие. За это время мы познакомили вас в том числе с работами именитых авторов, как пишущих на русском языке, так и не владеющих им, а те, в свою очередь, познакомились с нами и прониклись нашими стремлениями. И в честь шестилетия DARKER шесть писателей ответили на шесть наших вопросов.

 

Мария Галина

автор романов «Малая Глуша», «Медведки», а также повестей и рассказов, в том числе «Спруты» и «Привет, старик!»

 

Святослав Логинов

автор фантастических романов «Свет в окошке», «Многорукий бог далайна», опубликованных в DARKER рассказов «Таблетка», «Через улицу»«Крыса пришла» и множества других произведений

Александр Щёголев

автор романов «Жесть», «Как закалялась жесть», повести «Искусство кончать молча», цикла рассказов «Тёмный Петербург» и не только, постоянный член жюри «Чертовой дюжины»

 

Как бы вы оценили влияние DARKER на российскую хоррор-культуру?

Мария Галина: Мне кажется, что хоррор-культура, во всяком случае литературная, во многом сформировалась под влиянием DARKER.

Святослав Логинов: Дело в том, что я не разделяю культуру на отдельные ломтики. Едва кто-то начинает говорить о какой-нибудь детективной или хоррор-культуре, он пытается выдрать это явление из общего культурного контекста и загнать в детективное или хоррор-гетто. А я противник всяческих концлагерей. Но реальность такова, что существует немало читателей, предпочитающих «страшное» Для них и существует специализированный журнал DARKER. И надо сказать, он прекрасно справляется с двумя взаимоисключающими задачами: быть в русле общей культуры и обслуживать узкий круг любителей страшненького.

Александр Щёголев: Во-первых, DARKER стал первым профессиональным журналом в мире российского хоррора, пусть и сетевым. Журнал «Тьма», из которого он вырос, всё-таки был фэнзином со всеми вытекающими. Профессиональность – это очень важно. Жанр, получив такой рупор, из маргинального стал солидным, респектабельным, «принятым в приличных домах», как пелось в хорошей песне. Постепенно подтянулись сильные авторы-профи, разделы журнала стремительно развивались, буквально от месяца к месяцу. По проторенной дорожке пошли другие люди, появились другие издания. Хоррор прочно перебрался из виртуальности на бумагу... На голом энтузиазме высокий уровень долго не удержишь, а нынешний DARKER — издание по меньшей мере европейского уровня. С чем я нас всех и поздравляю.

Во-вторых, что ещё важней, DARKER — неотъемлемый элемент системы ресурсов, продвигающих хоррор (здесь уместно сказать гигантское, не вмещающееся в эти строки спасибо Михаилу Парфёнову). DARKER — вершина пирамиды, самый заметный бриллиант в колье. Магнит. Именно он втягивает людей в хоррор-дом. Ввожу не очень уклюжий термин — по аналогии с фэндомом. Хоррор-дом — это сообщество людей, пишущих, рисующих, критикующих хоррор. Сообщество включает также простых хоррорфэнов. Именно через DARKER организуется и формализуется работа сообщества. Хоррор культура без организованного сообщества и без всеми признанного глашатая просто не возникла бы, а она, товарищи, возникла-таки на российских просторах! Так что без этого нашего любимого ресурса никак. Мы говорим «хоррор-культура», подразумеваем DARKER, говорим «DARKER», подразумеваем хоррор-культуру.

 

Какими вы видите перспективы русского хоррора?

Мария Галина: Учитывая все, что творится, блестящими.

Святослав Логинов: Не знаю, ей-богу, не знаю. Когда у меня получается страшный или чернушный рассказ, я не боюсь делать его страшным или чернушным, хотя кое-кто из референтной группы советует мне добавить светлой краски. Я просто посылаю такой рассказ в DARKER. Но и специально мазать окружающее чёрной краской — не хочу. Думаю, что русский хоррор (если вам приятен этот литературоведческий термин) будет развиваться вместе со всей русской литературой и разделит её судьбу.

Александр Щёголев: Десять лет назад я бы сказал: перспектив нет. Пять лет назад — вроде есть, но смутные. Сейчас скажу: перспективы ясно видны и они, по-моему, хорошие. Это, конечно, больше ощущение, чем продукт анализа, но ему (ощущению) всё-таки есть и реальные подтверждения. Например, на фоне окончательного коллапса книгоиздания в части беллетристики, книгоужасы поразительным образом держатся на плаву: старые серии не сдают позиций, а новая («Самая страшная…») — быстро развивается. Средние тиражи не ниже, чем, например, в мире фантастики (Лукьяненко с Пановым не считаем). Совершенно определённо – у книгоужасов сформировался свой специфический читатель, готовый тратить деньги как на книги, так и на легальные файлы, о чём совсем недавно только мечталось. Наконец, самое важное – выросли и окрепли авторы, целенаправленно пишущие именно и только хоррор; это сильная, многочисленная поросль профессионалов.

Радуют экранные тенденции. Российского кино-хоррора за последние годы заметно прибавилось, пусть даже качество отдельно взятых полнометражных фильмов по-прежнему удручает. Спрос на такую продукцию есть, это очевидно. А качество придёт, и вот почему. Если посмотрим список короткометражек, снятых, начиная с 2013-го, то увидим, что год от года количество хоррора стабильно прибавляется. В этом сегменте его — на любой вкус в любых дозах. Вода уже перехлёстывает через плотину, и когда-нибудь плотину прорвёт. Среди короткометражек попадаются просто блестящие, неимоверно крутые вещи (вроде «Угонщика»). Иначе говоря, выросли режиссёры, тонко чувствующие жанр, осталось дождаться, когда они пробьют себе дорогу.

А ещё обратим внимание на то, сколько за последнее время появилось многосерийных телефильмов про маньяков (маньяки — моя любимая тема). Причём, большинство — высокого или очень высокого художественного уровня. Тоже симптом, дорогие товарищи.

В общем, лично я полон оптимизма.

 

Чего, по-вашему, не хватает DARKER?

Мария Галина: Бумажной версии.

Святослав Логинов: Я человек старой закалки. С экрана читаю редко и неохотно. Мне не хватает бумажной версии журнала, чтобы номер можно было поставить на полку и читать с листа.

Александр Щёголев: Что за кокетство, коллеги? smile Все мы, конечно, слыхали, что нет предела совершенству, но в творческом плане, как я уже сказал, DARKER — это российский лидер по части хоррора. Да и вообще среди ресурсов, занимающихся сетевой периодикой, ему трудно найти равных. Так что, задача – держать планку. Нужно продолжать гореть, хоть это и трудно делать на регулярной основе. Сохранять разнообразие тем, разделов и материалов, сохранять прежних авторов и привлекать новых, искать и находить известных персон для интервью. Вот если журнал начнёт терять стабильность, тогда и будем рассуждать, чего ж ему не хватает... Впрочем, говорить «остановись мгновение, ты прекрасно», тоже нет причин. Я не собираюсь лезть на чужую кухню, но мне хотелось бы видеть журнал богатым. Чтоб никаких материальных и организационных проблем. Когда редактор сыт, читателю легче (а уж автору-то…). Понимаю, это моё желание — чистая фантастика, другой жанр. Просто, когда есть деньги, есть и развитие, а в застое ничего хорошего нет. Например, можно было бы выпускать англоязычную версию журнала и шагать в мир. Давать эксклюзив от топовых авторов. Учредить ежегодную премию. Устраивать хоррор-коны в адлерском «Редисоне» (шучу, устроит и олимпийская деревня). Давать рекламу на TNT, на ТВ-3 и увеличить количество ежедневных просмотров в 100 раз. Если серьёзно, есть у меня ощущение, что DARKERу не хватает размаха, ширины, смежных проектов. Вы уже переросли рамки журнала, дорогие коллеги. Развиртуализируйтесь.

 

Люси Тейлор

королева эротического хоррора, обладатель премии Брэма Стокера, автор опубликованных в DARKER рассказов «В пещере сладкогласых певцов» и «Бескрылые твари»

Джефф Вандермеер

признанный мастер «странной прозы», обладатель премий «Небьюла» и «Локус», автор хитовой трилогии Южного предела, опубликованных в DARKER рассказов «Предшественник» и «Третий Медведь»

Грэм Мастертон

автор свыше сотни книг, в том числе знаменитого романа «Маниту» и свежепереведенного «Жертвоприношения», а также опубликованных в DARKER рассказов «Сепсис», «Камелот», «Анка», лауреат Премии Международной Гильдии Ужаса

 

Каким вы, человек, не владеющий русским языком, видите DARKER?

Люси Тейлор: Хоть я и не читаю по-русски, DARKER удается быть страшным одними ярко-красными, белыми и черными картинками и фотографиями, истощающими то откровенную жуть, то мрачную чувственность.

А еще я заметила, что, когда смотрю на буквы незнакомого алфавита, то воспринимаю их с эстетической точки зрения, как произведение искусства. Лишенные какого-либо значения (для меня), буквы кириллического алфавита выглядят довольно мило, на них просто приятно смотреть. Так что, кое-что я все-таки испытываю, глядя на DARKER, даже не имея возможности его читать.

Должна также добавить, что видеть на странице собственное имя и название рассказа, написанные на непонятном языке, всегда немного волнительно. Но может быть, однажды я все же возьмусь изучать русский!

Джефф Вандермеер: Как таинственный созерцатель ужаса, манящего и зловещего.

Грэм Мастертон: Я не читаю и по-польски, но это не мешает мне ценить те польские журналы, сайты и издательства, который делают все, чтобы популизировать хоррор и объединить людей, находящих его восхитительным, пугающим, будоражащим воображение и чрезвычайно изобретательным. DARKER занимается тем же в России, где существуют чудесные традиции темной и тяжелой литературы. Даже сейчас я пишу роман, в основу которого положены некоторые идеи гоголевской «Шинели». DARKER помогает вдохнуть жизнь в те традиции, и я восхищаюсь вашей стойкостью и решимостью в этом деле. Многие отвергают хоррор как жанр, но он присутствует во всех сферах нашей жизни, что сверхъестественный, что реалистичный, и то, как хоррор помогает нам осознать свои страхи и предрассудки, — действительно важно. DARKER задает в этом тон в России, и я желаю вам всяческих успехов.

 

Что способно объединить любителей хоррора со всего мира?

Люси Тейлор: Мне кажется, любителей хоррора повсюду объединяет желание испытывать трепет, удивление и ту тревогу, что заставляет исследовать истинную природу реальности. Любители ужасов разделяют и увлечение нетривиальным и разрушительным, а хоррор предлагает нам совершенно иначе смотреть на мир. Кто-то не находит в этом ничего приятного, но те, кто читает ужасы, на мой взгляд, открыты неведомому и готовы исследовать тьму, что вступает в свои права сразу, как только заканчивается свет.

Джефф Вандермеер: Мы любим хорошо попугаться, но, знаете, мне также кажется, что мы находим во тьме красоту. Странную прозу я люблю в том числе потому, что в ней таятся чудовища временами ужасные, но подчас и внушающие благоговейный трепет.

Грэм Мастертон: У любителей ужасов, где бы они ни жили, на каких бы языках ни говорили, — общие страхи и фантазии. Они все понимают тот трепет, который появляется от чтения страшных историй и который оказывается настолько сильным, что вынуждает оставлять свет в комнате на всю ночь. А еще у них общее чувство юмора и общие радости. Достаточно посетить какой-нибудь хоррор-конвент и увидеть их переодетыми в вампиров, оборотней, убийц с топорами — и сразу становится понятно: все эти люди любят хорошенько попугаться.

 

Что бы вы пожелали DARKER в честь 6-летия?

Люси Тейлор: Желаю DARKER еще много лет нести российским читателям хоррор во всем его многообразии и изо всех уголков мира!

Джефф Вандермеер: Еще 660 лет — чтобы достичь своей темной цели. Но если серьезно — поздравляю вас с шестилетием. Я сам вел журналы и сайты и знаю, что в медиа это все равно что лет двадцать! Надеюсь, вы отпразднуете это должным образом и с толпой поклонников! Всего вам наилучшего.

Грэм Мастертон: Я по-настоящему впечатлен уже тем, что вы существуете шесть лет и добились такого успеха. DARKER дал мне возможность дотянуться до читателей в России, и я очень надеюсь, что смогу повторить это в недалеком будущем. Вы оказываете русской литературе большую пользу, чем думаете сами, и я желаю вам еще много-много лет запредельных ужасов!

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх