ТРЕТЬЯ ВОЛНА ЗОМБИ

Реаниматор / Re-Animator

США, 1985

Жанр: ужасы, «черная» комедия

Режиссер: Стюарт Гордон

Сценарий: Стюарт Гордон

В ролях: Джеффри Комбс, Брюс Эббот, Барбара Крэмптон, Дэвид Гейл

Похожие фильмы:

  • «Колодец смерти»
  • «Извне»
  • «Франкенштейн»

Экранизировать Лавкрафта, должно быть, чертовски трудное дело: доказательством могут служить километры пленки, затраченные на создание ничем не запоминающихся и ничем не блистающих хоррор-поделок «по мотивам», снятых разномастными неплохими и даже отличными режиссерами, от прославленного «маэстро насилия» Лучио Фульчи («Дом на краю кладбища», 1981) до известного преимущественно своими научно-фантастическими лентами Дэна О’Бэннона («Воскресший», 1992). Как известно, главная составляющая произведений ГФЛ — это их атмосфера, мрачный флер загадочности и дух древних времен, — времен, когда зловещие существа с других планет и из других измерений властвовали над судьбами человечества. И по злой иронии именно этого недостает большинству фильмов по мотивам прозы Лавкрафта — той самой атмосферы, интеллигентной, но в то же время столь оккультной.

У доктора Грубера вытекли глаза, но он продолжает дергаться. В кабинет врача вбегает взволнованная медсестра, сопровождаемая двумя полисменами. И как раз вовремя: у доктора Грубера сейчас взорвется голова! Стражи порядка хватают молодого мужчину, склонившегося над распростертым на полу телом доктора, и держат того как можно крепче, во избежание новых проблем. Мужчина — его зовут Герберт Уэст и он реаниматор — даже не пытается вырваться, лишь виновато сетует на ошибку в собственных расчетах: оказывается, дозировка получилась летальной. Что ж, доктор Грубер умер… однако Уэст не спешит сдаваться!

Фильмы Стюарта Гордона — зачастую неоднозначные и намеренно провокационные — всегда выгодно отличались от произведений других режиссеров — прежде всего благодаря авторскому подходу к созданию истории, верному подбору изобразительных средств и методов нагнетания саспенса.

«Реаниматор» вышел в далеком 1985 году. Первоначально фильм задумывался как мини-сериал, четко следующий сюжету Говарда Лавкрафта, однако обстоятельства заставили создателей отказаться от такой идеи и сделать куда более радикальное кино. В итоге на съемки было затрачено двадцать дней, сотни литров искусственной крови, десятки бутафорских «оторванных» конечностей и пластиковых «трупов». Деннис Паоли — человек, впоследствии много и плодотворно сотрудничавший с Гордоном, — написал сценарий, а Брайан Юзна выступил продюсером. Джон Бюлер разработал удачные в рамках выделенного бюджета спецэффекты, которых в фильме очень и очень много — почти девяносто сцен с использованием муляжей и аниматроники.

Бестактно судить, в какой мере «Реаниматор» спекулирует — и спекулирует ли? — на добром имени отшельника из Провиденса (вынесенного, к слову, в заглавие картины — «H.P. Lovecraft’s Re-Animator»), однако следует отметить присутствие в фильме медицинского Мискатоникского универститета, нередко фигурирующего в рассказах мэтра и его литературных последователей. А с другой стороны, те зрители, которые ожидают от кино беспрекословного следования букве литературного первоисточника, будут, скорее всего, разочарованы, ведь если характеризовать фильм Гордона в двух словах, то, по сути, получится что-то вроде: 10% классического Лавкрафта + 30% черного как смоль юмора + 60% беспощаднейшего ультранасилия. От классика фильму достались имя и образ реаниматора, а также основной сюжетный стержень с чудо-сывороткой, оживляющей мертвецов. От Стюарта Гордона и Брайана Юзны — юмор и разнообразное уродство, показанное без купюр и прикрас, — две составляющие, ставшие его фирменными чертами и, безусловно, возвысившие его над множеством безликих малобюджетных ужастиков. Нельзя, знаете ли, не симпатизировать картине, в которой нашлось место и оживающим покойникам, и демоническим врачам-убийцам, и ожесточенному — не только в интеллектуальном контексте — противостоянию двух обезумевших гениев. В центре повествования стоит персонаж, мастерски воплощенный Джеффри Комбсом, до «Реаниматора» бывшим малоизвестным театральным актером, а после — ставшим культовой фигурой жанра. Высокий лоб, громадные очки, безумный и вместе с тем одухотворенный взгляд, неуклюжая пластика движений — все это Герберт Уэст собственной персоной, образ, будто созданный специально для многочисленных экранизаций Лавкрафта. Нельзя не отметить и главного злодея франшизы — расчлененного с помощью лопаты доктора Хилла, гипнотизера и плагиатора, стремящегося присвоить чужое научное открытие. «Уэээст… Уэээст!». Сиплый шепот Дэвида Гейла — вот уж поистине стопроцентное попадание в роль — поневоле пробирает до мурашек. Омерзительный персонаж, вне всяких сомнений. И если Уэст — преимущественно нейтральный герой, совершающий безумства время от времени, по всей видимости, во славу прогресса, то поистине безбашенный доктор Хилл, является воплощением чистейшего зла, стремящегося сеять лишь хаос и смерть. Удивительно, но в картине присутствует и всецело положительный герой — студент-медик Дэн Кейн, влюбленный в дочь декана и всеми силами старающийся сохранить благоразумие, несмотря на тот сумасшедший дом, который разворачивается вокруг него. Работа Брюса Эббота над этой ролью весьма примечательна, но, безусловно, теряется на фоне более колоритных Хилла и Уэста. К слову сказать, известно, что для воодушевления актерского состава и придания действию дополнительной экспрессии Гордоном была организована экскурсия в ближайший больничный морг. Хе-хе.

Герберт Уэст, гниющие трупы и… Но позвольте, а как же неизбежные для подобного рода картин, но немыслимые для произведений Лавкрафта эротические сцены? Спокойно, они здесь тоже присутствуют; более того, здесь имеет место даже откровенное ню с ожившими мертвецами, потерявшими голову, но никак не потенцию. Упс! А когда под рукой не оказывается иных средств истребления почивших, в ход идет пожарный топор — хрясь! хрясь! Оживший кот, словно здоровенная пиявка, прицепляется к спине замешкавшегося Уэста, а затем отправляется в Ад, мощным ударом размазанный по стене. Со всех сторон потоками хлещет кровь; накачанный зомби-бодибилдер крушит университетский морг. Синие мертвецы, покрытые чудовищными струпьями, обглоданные и расплющенные, объявляют войну смертным! Весь этот недетский балаган сопровождает донельзя тревожная музыка Чарльза Бэнда — постоянного композитора студии «Empire Pictures», сотрудничавшего с Гордоном на создании еще нескольких проектов разной степени качества. Кстати, главная музыкальная тема «Реаниматора» представляет собой вольный парафраз известнейшей композиции Бернарда Херманна, звучавшей в хичкоковском «Психо».

Забавно, что один из официальных слоганов фильма гласит: «Классическая страшная история Говарда Лавкрафта». Забавно, потому как шевелящиеся человеческие останки, взрывающиеся головы и выплескивающиеся на щеки глаза — в общем, весь этот тошнотворный винегрет, которым до краев наполнено экранное действие «Реаниматора», — все это малость диссонирует с выверенным и неторопливым — если не сказать монотонным — повествованием Лавкрафта об одаренном ученом, пожелавшим померяться силами с богом. Однако если судить по справедливости, то «Реаниматор» — это сочетание удачных комедийных моментов, театральности, циничных кровавостей, проработанного до мелочей образа Герберта Уэста, а также, как ни странно, оригинального стиля, балансирующего порой на грани фола и безвкусицы, но ставшего со временем фирменным и породившего несчетное количество подражателей и конкурентов.

И последнее. Вместо заключения уместно будет привести культовую цитату, ставшую настоящим достоянием «темного» кинематографа и не утратившую актуальности и по сей день:

— Вы убили его!

— Нет! Я дал ему жизнь.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх