DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Мир подземелий (Часть 2)

 

Предыдущую часть статьи читайте в предыдущем номере.


 

 

Тайна в глубине

Почему искусственные подземелья привлекают больше людей, чем природные пещеры? Возможно, дело в ауре техногенности, памяти о давно исчезнувших цивилизациях. Глубоко спрятаны под землей тайные комнаты — идеальное место для хранения древних сокровищ и артефактов. Причем подземелья могут быть как вырыты в горной породе, так и размещены внутри гигантских зданий. Яркий пример первого варианта — подземелья Кремля с пропавшей библиотекой Ивана Грозного, второго — комнаты и тоннели внутри пирамид Гизы. Как и любая крепость, Кремль имел тайные выходы за пределы города, противоподкопные и прослушивающие тоннели, подземные этажи у башен. С течением времени многие подземелья Кремля обрушились, оказались забытыми или были замурованы. Впрочем, еще в 1682 году дьяк Василий Макарьев якобы видел в подземельях Кремля каменные комнаты, до потолка уставленные коваными сундуками, предположительно, с библиотекой Ивана Грозного. В 1933—1934 годах Стеллецкий обнаружил белокаменный ход от замурованного подземного этажа Угловой Арсенальной башни вдоль Кремлевской стены до Средней Арсенальной башни, который затем сворачивал вглубь Кремля. Однако в районе Арсенала свод хода оказался пробит и обрушен поздними строительными работами.

Более удачной и одновременно более загадочной оказалась ситуация с великой пирамидой в Гизе. Еще Геродот писал о пустотах внутри Великой пирамиды, но потом эти знания забылись и облицовка скрыла места входов. Лишь в 820 году халиф Абдуллах аль-Мамун в поисках сокровищ пробился внутрь пирамиды и открыл целую систему коридоров с комнатами.

 

По предположению некоторых египтологов, холм-скала это очень древнее священное место «первого времени», где «зародился Египет». Возможно, подземелья в холме вырубили задолго до строительства самой пирамиды и использовали как святилище еще до эпохи фараонов. У камер Царя и Царицы есть по две симметричные «вентиляционные шахты», которые поднимаются к граням пирамиды под одинаковым углом, только вот шахты камеры Царя сквозные и выходят как в комнату так и на грани пирамиды. В 1872 году в стенах камеры Царицы под слоем штукатурки обнаружили отверстия — входы в тоннели. Размеры тоннелей 20 x 25 см, поэтому для человека они недоступны. Использование сложносоставной палки позволило узнать, что после небольшого горизонтального участка тоннели уходят под углом вверх. В 1993 году специально сконструированный робот «Уапуат» прошел по тоннелю 60 метров и наткнулся на квадратную дверцу с медными ручками. В 2002 году уже «Уапуат-2» пробурил дверцу, просунул в отверстие гибкий провод видеокамеры и увидел небольшую комнату с аналогичной дверцей в противоположной стене.

Помимо тоннелей камеры Царя вся система подземелий Великой пирамиды представляет собой сплошную загадку. Внутри Великой пирамиды не обнаружено ничего, кроме пустого саркофага без крышки в камере Царя, куска дерева, медного крюка и металлического шара при первом вскрытии тоннелей. Неужели ради них создавалось такое грандиозное сооружение? И речь идет о самом большой сооружении древних египтян, которые прославились строительством роскошных и богатых гробниц для своих фараонов.

Ровные очертания проходов и наличие симметричных элементов спровоцировало появление гипотезы, что это некая технологическая машина древних атлантов с непонятным принципом действия (возможно, некий резонатор). Действительно, у камер Царя и Царицы есть ровно по два тоннеля, расположенные симметрично на противоположных стенах и поднимающиеся вверх под одинаковым углом. По другой гипотезе, самые главные подземелья Пирамиды хитроумно спрятаны и до сих пор не обнаружены. Среди потенциальных мест находок называют уже упоминавшуюся дверцу в вентиляционной шахте камеры Царя или незаконченный колодец в центре подземной камеры. Возможно, неоткрытые пустоты расположены симметрично обнаруженным подземельям и для выхода в них надо просто продолжить имеющиеся колодцы и коридоры. Самая необычная из гипотез — идея лифта Хеопса. Согласно нее, по наклонным шахтам проходили веревки или лилась вода для растворения опор, а нынешний пол камеры Царя служил крышкой опустившейся лифтовой кабины. Впрочем, египтологи скептически относятся ко всем гипотезам и видят в подземельях только символическое, религиозно-философское значение.

Для современного человека строительство такого огромного подземелья чисто для «переноса души фараона на небо» кажется абсурдной, но мы ведь не знаем психологии древних египтян и не понимаем их ценностей. Помимо великой пирамиды системы коридоров и комнат есть в двух других пирамидах Гизы, но они более просты по схеме и поэтому вызывают мало интереса. Для ученых же самой ценной находкой оказались подземелья пирамиды Надписей, где на стенах обнаружили самое полное собрание мифологических и религиозных текстов древних египтян.

При описании подземелий пирамид невозможно не упомянуть «проклятие фараонов» — специфическую опасность искусственных подземелий. В затхлом воздухе герметичных помещений размножаются грибковые споры, поражающие легкие человека и приводящие к пневмонии и токсикозу. Зато другие ужасы пирамид типа ядовитых газов и отрицательной энергии оказались просто «утками».

 

Война под землей

Тайные подземные ходы — обязательный атрибут большинства крепостей и замков. Осаждающие тоже рыли свои тоннели для проникновения в крепость или обрушения стен. Попытки перехватить и разрушить вражеские подкопы часто приводили к ожесточенным подземным сражениям. В фильме «Капитан Алактристе» при осаде Бреды в 1662 году обе стороны активно роют низкие, обшитые деревянными досками тоннели. При закладке бомбы в испанский тоннель внезапно прокопались голландцы, и капитан Алактристе зарезал ножом первого вражеского солдата, поджег фитиль и бросил бомбы в голландский прокоп. Впрочем, взрывная волна в замкнутом подземном пространстве опасна для всех — капитана Алактристе контузило, засыпало землей и он чуть было не задохнулся от попавшей в горло сырой глины.

В фильме «Ниже холма 60» сюжет развивается уже в Первую мировую войну с куда большим техническим размахом. Вместо ручных гранат с фитилями — сотни тонн взрывчатки с дистанционным подрывом по проводам. Вместо лопат и кирок — современное на тот момент горное оборудование. Вместо внезапных и случайных стычек — постоянное прослушивание земли эндоскопом. Высшим пилотажем подземной войны стало рытье хода навстречу немецкому тоннелю, закладка туда небольшого заряда и точный взрыв в момент выхода на него немцев. В конце фильма подземный взрыв уничтожает целый холм с немецкими укреплениями и командование не волнует судьба засыпанного землей английского солдата. Ведь миссия рядовых — умереть за страну, а лавры победителя достаются генералам.

В фильме «Тоннельные крысы» описаны злоключения американских солдат во вьетнамских тоннелях — многоэтажном и обширном лабиринте выкопанных в глине низких тесных коридоров, по которым можно продвигаться только ползком. Ходы настолько тесные, что трупы врагов приходится разделывать, чтобы продвинуться вперед. Дрожащий луч фонарика блуждает в кромешной тьме, серая оболочка из земли сжимает тело и сыплет песок, подземные ходы изгибаются, разветвляются и ныряют то вниз, то вверх. Одного американца проткнули копьем через тонкую перегородку, второй упал в замаскированную яму с кольями, третий встретил автоматную очередь из темноты, четвертого зарезали сзади, а пятый пробил ножом деревянный тупик в надежде найти штаб вьетнамской армии и захлебнулся от хлынувшей в туннель воды. Растяжку с гранатой успели вовремя заметить в песке на полу. В конце фильма авиация бомбит весь район, американский солдат с вьетнамской партизанкой оказываются блокированными под землей и вместе пытаются раскопать обрушившийся выход (тоннели не укреплялись, поэтому земляные стены были очень уязвимы для взрывной волны). Увы, зона обвала слишком длинна, и гаснущий фонарь бросает отблески на последние секунды их жизни. В целом, фильм отражает реальные события. Не в силах полностью уничтожить авиацией обширную сеть подземелий, американцы создали специальные подразделения тоннельных крыс для зачистки подземных ходов. В результате боев в замкнутых условиях на чужой территории последние понесли огромнейшие потери, но не добились заметных результатов.

Неудачный опыт американцев в подземных сражениях был учтен советскими войсками в афганской войне. В фильме «Девятая рота» в кяризы сбросили противопехотные гранаты и даже не стали обследовать подземелья в поисках уцелевших боевиков. Действительно, советская армия закидывала подземелья взрывчатыми зарядами, заливала и сжигала бензином, разрушала известные ей входы, но не вступала в подземные сражения и не посылала пехоту на зачистку подземелий.

В романе Майкла Гира «Обломок империи» под горой Макарта существует целая сеть подземный тоннелей, в сердце который спрятан могущественный компьютер инопланетян Мэгг Комм. Именно в них укрылись остатки повстанцев и именно здесь Синклер намерен завершить войну. Входы в подземелья горы Макарта очень узки и лобовой штурм приведет к огромным потерям среди нападающих. Развернулась отчаянная война бурильных установок и подрывных зарядов. Под шумок бурильных установок Синклер роет тайный проход в самый центр вражеских позиций. Однако командир повстанцев тоже не дурак и готовит ловушку.

 

Помимо подкопов под вражеские позиции и создания разветвленной системы подземелий под занятой противником территорией есть еще один аспект подземных войн — создание подземных крепостей, неуязвимых для обстрелов и удобных для обороны за счет маленьких и узких входов. Идея подземных крепостей имеет один очень серьезный недостаток. При захвате поверхности противник может разрушить входы в подземелья, перекрыть вентиляцию, закачать под землю ядовитый газ или горючие жидкости — не говоря уже о простой блокаде с расчетом на голод. Таким образом, подземный гарнизон можно уничтожить без спуска вниз и кровопролитных боев в незнакомых катакомбах.

Иногда для подземной войны не рыли новых подземелий, а использовали уже существующие подземные пустоты. В фильме «Улица младшего сына» описана оборона советских войск в крымских катакомбах в годы Великой отечественной войны, а в рассказе Паустовского «Подземная война» — в период Гражданской. В обоих случаях войска прятались в катакомбах Керченского полуострова, откуда регулярно совершали ночные вылазки. Осаждающие замуровывали известные им лазы, усеяли район входов минными полями, отгородили проволочными заграждениями и понаставили вышки с пулеметами, но благодаря неглубокому залеганию катакомб удавалось прорывать тоннели на поверхность в новых неожиданных местах.

Подземная война шла в очень тяжелых условиях: красная армия сидела в холодной тьме в окружении сырого камня и запаха давно немытой одежды и тел, а их противники загорали в свете жаркого крымского солнца в окружении зеленых садов и аромата цветов. Противник при прямых атаках нес большие потери и поэтому при осаде использовал отравляющие газы и глубинные взрывы. Первая газовая атака немцев оказалась неожиданной и погубила большинство защитников, но потом построили примитивные газоубежища из навесов одежды и советские потери от газовых атак сильно уменьшились. Более опасным оказался второй метод: осаждающие рыли глубокие колодцы, закладывали туда бомбы и взрывали. Неглубокое залегание катакомб обернулось крупным недостатком: от взрыва обрушивались все подземелья в локальном круге и пространство катакомб постепенно дробилось и уменьшалось.

Но главными проблемами подземного гарнизона стала еда и вода. Запасы продовольствия даже при самом скудном пайке неумолимо уменьшались, трофеи от ночных вылазок не покрывали всех потребностей гарнизона и под конец осады люди питались одним сахаром, что приводило к тяжелым желудочным заболеваниям. Еще хуже обстояло дело с водой: грунтовые воды в этом районе залегают очень глубоко — намного ниже уровня катакомб. В самих катакомбах колодцев не оказалось, а внешние колодцы попадали под пулеметный огонь немцев и потом были ими отравлены. От испарений на потолке и стенах катакомб образовывались темные влажные пятна — люди сосали эти пятна, чтобы хоть как-то утолить жажду. От многочасового стояния с запрокинутой головой судорога сводила мышцы, шероховатая поверхность ракушечника раздирала кожу лица, а при сосании в горло и легкие попадали мелкие частицы камня, вызывающие кашель и воспаления.

Заброшенные подземные объекты тоже таят в себе опасность и ловушки. В подземных ходах древности и средневековья проваливаются полы, из стен выскакивают шипы. На современных подземных объектах нет ловушек, но зато есть стреляющая без предупреждения охрана — для любителей тайн и приключений. Тема ловушек в древних подземельях хорошо использована еще в старой компьютерной игре «Принц Персии», где главный герой сталкивается с падающими в пропасть плитами полов, выскакивающими шипами и хлопающими капканами.

 

Ужасы в подземельях

Одним из предшественников хоррора можно считать рассказ испанских миссионеров о подземном храме в юкатанском городе Митла, куда майя запирали людей для жертвенной смерти от голода и жажды. Якобы в этом сыром подземелье гулял холодный ветер, обитали ядовитые змеи и тянуло невыносимым зловонием, поэтому испанские миссионеры не изучили его до конца и замуровали «вход в ад». Подземелья — излюбленное место обитания всяких монстров, изобретательных маньяков и тайных сект. Из соображений скрытности создание новых видов оружия лучше всего вести в специально построенном и тщательно охраняемом подземном комплексе.

В первой части «Обители зла» для разработки Т-вируса создали целый подземный город, по которому удобно разгуливать толпе голодных зомби. В более раннем научно-фантастическом фильме «Андромеда» в подземной научной лаборатории на свободу вырвался смертельно опасный внеземной вирус. Заброшенные, но иногда и специально построенные подземелья с течением времени осваивают адепты различных темных культов. В фильме Вархаммера «Проклятие: Внутренний враг» под поверхностью планеты протянулись десятки подземных этажей. Их в свое время построил Факториум под заводы, но впоследствии забросил. И теперь в темных, покрытых пылью и паутиной кирпичных катакомбах с останками старого оборудования завелись сторонники Хаоса. В «Дагоне» подземелья с колодцем в море использует секта сторонников древнего божества, а в «Хижине в лесу» — организация по принесению регулярных жертв спящим под землей богам. В серии фильмов «У холмов есть глаза» заброшенные военные бункеры в пустыне Невада заселили деградировавшие от радиации потомки местных жителей. В «Пирамиде», в самом центре подземного лабиринта американские ученые встречаются с богом Сетом, а в «Руинах» внутри майянской пирамиды живут растения, паразитирующие на человеке. Зло любит прятаться в замурованных подземельях в самых разных фильмах ужасов от «Зеркал» и «Звонка», до «Кошмара на улице Вязов». Зловещие предметы и темные силы в заброшенных подвалах старых домов это вообще штамп хоррора.

Идущая еще от минойского Минотавра тема лабиринтов в подземелье получила новое дыхание в серии фильмов «Куб». Минотавра в «Кубе» нет, зато сам лабиринт куда более продвинут в техническом плане. Часть фильмов из серии «Пила» тоже происходит в подземельях, напичканных смертельными ловушками. В заключение можно отметить, что подземелья успешно используются в хорроре для самых разных целей.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)