DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Нет покоя проклятым

30 сребреников / 30 coins / 30 monedas (1 сезон)

Испания, 2020

Жанр: ужасы, боевик, конспирологический триллер, комедия

Режиссер: Алекс де ла Иглесиа

Сценарий: Хорхе Геррикаэчеварриа, Алекс де ла Иглесиа

В ролях: Эдуард Фернандес, Меган Монтанер, Мигель Анхель Сильвестре, Макарена Гомес

Похожие фильмы и сериалы:

Продолжающаяся гонка стриминговых сервисов и каналов – это просто праздник какой-то на киноманской улице. Showtime выделяет деньги Линчу на третий сезон «Твин Пикса», HBO и Netflix перетягивают Дэвида Финчера, Дисней давит киновселенной Марвел и «Мандалорцем». А там еще и Амазон тихонько подкрадывается! И каждому нужен либо флагман, либо рейтинговый проект, который привлечет целевую аудиторию. А это значит, что ежегодно мы получаем с десяток максимально качественных сериалов различных жанров, каждый из которых претендует на место в истории. Уже упоминавшийся HBO решил окучить европейский сегмент и дал карт-бланш еще одному маэстро – Алексу де ла Иглесиа, безумному баску с крайне своеобразным чувством юмора. Что получилось в итоге? Получился, возможно, самый странный и самый отмороженный мейнстримный сериал за последний десяток лет! Но давайте по порядку!

Сюжет здесь крутится вокруг отца Вергары, экзорциста и бывшего зека с очень темным прошлым и своими скелетами в зазеркалье. Пытаясь скрыться от своих могущественных врагов, он переводится в маленький захолустный город Педраса в центре Испании (он, кстати, действительно существует, так что любой фанат сериала может съездить туда из Мадрида и полюбоваться на сериальные красоты своими глазами). Естественно, просто так отпускать его никто не собирается, а в самом Педрасе творится форменная жуть (начиная от безобидной хренотени типа коровы, рожающей человеческого младенца, и прыгающего с колокольни городского сумасшедшего и заканчивая зловредными зазеркальными двойниками и ожившими секс-пугалами), с которой, несмотря на попытки скрытного падре им помешать, вынуждены разбираться местный мэр-подкаблучник Пако и крутая девица-ветеринар Элена.

Параллельно с «ужасами нашего городка» развивается конспирологический триллер о зловещей секте в рядах католической церкви, собирающей титульные 30 сребреников, дабы получить (голосом императора Палпатина) власть, абсолютную-мать-ее-власть!

Как уживается камерный абсурдистский комедийный хоррор в испанской глубинке с ватиканскими интригами, хтоническими тварями, масштабными перестрелками и битвами за души человеческие, спросите вы? Ответ – никак! Понять (и поймать) настроение сериала невозможно – с настолько шизофренической скоростью скачут события даже в пределах одной серии. Буквально за 10 минут пилота мы успеваем проделать путь от легкого разговорного юмора до самого крипового полутораметрового плотоядного младенца, которого вы могли увидеть за пределами недр YouTube.

Для поклонников Иглесии сюрпризов нет. Сумрачный баскский гений обожает смешивать жанры и настроения, от классического интеллектуального детектива («Убийства в Оксфорде») и покадрового ремейка интернационального хита («Идеальные незнакомцы») до циркового трагикомического абсурда «Печальной баллады для трубы» и паэлья-вестерна «800 пуль». Если искать в его творчестве что-то похоже, на «30 сребреников», то это однозначно будут «Ведьмы из Сугаррамурди» – то же сочетание абсурдного юмора и шизоидного хоррора с щедрой долей зрительского «фуууууу!» на самых отвратительных моментах, конечно, с поправкой на масштаб. Если раньше за Иглесиа вы не следили, то представьте абсурд «В финале Джон умрет» (вроде усов-убийц и превращающейся в огромные гениталии дверной ручки), помноженный на крутизну и пафос аниме «Хеллсинг: Война с нечистью» (в частности, приходит на ум тамошняя организация «Искариот»). Ну, или так и не вышедший до конца на русском цикл романов «Темная сторона» Саймона Грина – он тоже любил сцены, в которых гигантский Мерлин ловит ангелов и отрывает им крылья, словно бабочкам, мерзко при этом хихикая.

В рамках 8 эпизодов Иглесиа развернулся вовсю! Тут и титры, которые можно описать как «Иисус Христос-суперзвезда по версии Зака Снайдера». Тут и мотивы лавкрафтианского космического ужаса через призму религиозного хоррора. Тут и невротичная испанская комедия а-ля Педро Альмадовар, где персонажи истерят и болтают со скоростью пулемета MG-42. А еще ракопауки, святые пули, оргазмирующие старушки, големы, зловещие кардиналы, стильные демоны, Папа Римский и вообще все, что взбредет в буйную седую голову режиссера и его постоянного соавтора Хорхе Геррикаэчеварриа, включая прямые отсылки к Ньярлатхотепу. Некоторый визуал просто поражает воображение – монстры тут безумно оригинальны, а декорации варьируются от зеркальных оккультных порталов до огромных каинитских подземных соборов с циклопическим перевернутым распятием, скрытых глубоко под землей, даже ниже линий метро.

При этом испугать сериал успевает неоднократно, разнообразно и со вкусом. Уже упоминавшийся младенец из первой серии – это отдельный сорт ночных кошмаров! Об этом еще будет сказано ниже, но де ла Иглесиа регулярно смешивает направления хоррора так, что любой фанат жанра найдет что-то свое: тут и психология, и откровенный и гротескный изврат, и привидения, и демоны, и прочая хтонь потусторонняя.

Темп подачи всей этой сборной солянки запредельный. Ощущение, что все – и режиссер, и сценарист, и оператор, и монтажер, и весь актерский состав – перед каждым дублем вынюхивали такую гору кокаина, какой позавидовал бы Тони Монтана. Это главный плюс, и одновременно главный минус «30 сребреников». В какой-то момент мельтешение приедается, а бешеный ритм повествования перестает захватывать и умудряется вызвать прямо противоположную реакцию, т.е. скуку. Не помогает и то, что каждая серия – это, по сути, отдельный поджанр хоррора. Первая к концу превращается в трешевый creature-feature, четвертая – религиозный ужастик об экзорцизме, финал – это хардкорное анимеподобное мочилово с силами Ада в первой половине и библейская драма о самопожертвовании во второй. Классно? Да. Оригинально? Да! Создает ли единое целое? А вот и нет! Кто-то будет в восторге от того, что каждая новая серия несет что-то новое и неожиданное, и никогда не знаешь, что ждет тебя дальше, но кому-то эти постоянные американские гонки обломают приятный ежевечерний ритуал. К тому же стреляют далеко не все идеи, а некоторые серии (вроде беготни с доской Уиджа во втором эпизоде) выглядят откровенно проходными и вторичными.

Но стоит еще раз отметить, что ниже планки «любопытно» «Сребреники» не опускаются никогда! Есть, правда, еще один момент: несмотря на заигрывания с религией и философией, с размышлениями о природе зла и детерминизме, сериал гораздо больше заинтересован в крутой картинке и безумных гэгах, чем в поднятии действительно глубоких тем и формулировке серьезного религиозного высказывания (как это делал, например, «Молодой Папа» (который пусть и не хоррор) или классический «Изгоняющий дьявола» Фридкина).

Актеры полностью соответствуют сериалу. Каждый персонаж – это звезда своего маленького эпизода. Туповатый мэр Пако, настрадавшаяся ветеринар Элена, расчетливая жена мэра Мерче («А почему она так похожа на лавкрафтовскую женщино-рыбу?», – спросит внимательный зритель. Да потому, что она играла подводную принцессу в «Дагоне» Стюарта Гордона!) – у всех есть интересная арка, геройская или злодейская, а играют актеры в духе маниакальных переключений самих эпизодов. В смысле, есть просто шикарно отыгранные моменты, а есть откровенно абсурдные кривляния. Центральные злодеи шикарны, от кардинала Санторо до тараканьей старушенции. Отдельная звезда – итальянец Козимо Фуско в роли демона по имени Ангел, образ стильный, мощный и центральный для сюжета и мифологии сериала. А уж костюмы он носит такие, словно продал за них душу Сатане. Но все лавры и зрительское внимание притягивает к себе Эдуард Фернандес в главной роли отца Вергары. Актеру удается качественно отобразить всю эволюцию протагониста, от несколько циничного и любознательного ученика экзорциста во флешбэках до могутного бритого бородатого борца со злом с двумя микро Узи, закаленного в тюремных боях без правил. При этом образ не одномерный: ему свойственны и сомнения, и страх, и гордыня. Далеко не всегда он вызывает симпатию, но вот интерес зрительский захватывает от начала и до конца.

Понравятся ли «30 сребреников» широкой аудитории? Сказать сложно. Сериал невероятно необычный (что задумывалось создателями) и неровный (чего они явно не учитывали). Легким развлечением на пару вечеров его точно не назовешь – просто потому, что после некоторых серий чуть ли не физически требуется перевести дух и ответить на вопрос: «Твою мать, ЧТО я только что посмотрел?».

При этом мы абсолютно точно говорим об одном из самых оригинальных и самобытных проектов на телевидении за много лет! Размах, визуал, персонажи, креатив – «30 сребреников» созданы для того, чтобы поражать воображение, и прямых аналогов этому безумию сейчас просто нет, пусть даже интересные идеи, затронутые сериалом, не получают должного развития. Поэтому попробовать посмотреть данный проект HBO и Алекса де ла Иглесии однозначно стоит, и первая серия будет идеальной лакмусовой бумажкой, после которой станет понятно, готов ли зритель следить дальше за приключениями Вергары, Пако и Элены или выключит сериал, утомившись темпом и абсурдом происходящего. Причастившиеся от даров иудиных могут рассчитывать на второй сезон – финал на это явно намекает.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 meskalito78 20-04-2021 12:58

    Весьма заинтересовали.А то не решался глянуть.Спасибо за интересную статью)

    Учитываю...