DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Оно: 1990 против 2017

Вышедшая в 1990 году экранизация одного из лучших романов Стивена Кинга, «Оно» Томми Ли Уоллеса, надолго впечатлила зрителей, подарив им много бессонных ночей. Спустя 27 лет (тут напрашивается аналогия с периодом спячки монстра из романа), в 2017 году увидела свет вторая версия противостояния Клуба Неудачников и Пеннивайза. Фильм Андреса Мускетти собрал восторженные отзывы прессы и поставил рекорд по кассовым сборам среди хорроров с рейтингом «R». С тех пор в сети не утихают споры, чей же фильм лучше? Какой из клоунов страшнее? Кто изобразил Клуб Неудачников убедительнее? Кому удалось максимально точно перенести книгу на экраны? К размышлениям присоединяется и DARKER. Давайте же разберем «Оно» (1990) и «Оно» (2017) «по кирпичикам».

Добро пожаловать в Дерри

Тихий городок в штате Мэн, рожденный воображением Стивена Кинга, может похвастаться богатой историей. Именно там разворачивались действия «Мешка с костями», «Ловца снов» и «Бессонницы», его посещал вернувшийся в прошлое герой «11/22/63», но главная история, связанная с Дерри, началась в 1960-х и продолжилась в 1980-х. Речь, конечно же, о создании и воссоединении Клуба Неудачников, которые свершили судьбоносную для всего города победу над злом, затаившимся в канализации. У Дерри есть множество достопримечательностей: от статуи дровосека Пола и муниципальной библиотеки до водохранилища и Барренса – участка, где встречались и играли главные герои «Оно».

Телеверсия 1990 года практически не дает нам возможности ознакомиться с городом. Из интересных локаций здесь используются только Барренс и канализация Дерри, а остальные места лишь мелькают в прологе. Конечно же, сказался на этом факторе и бюджет, не позволяющий строить дорогостоящие декорации специально для съемок. Фильм 2017 года показывает и другие значимые места, в том числе жуткий дом на Нейболт-стрит, городскую библиотеку, в которой так любит проводить время Бен, и ту самую статую дровосека. Так что преданным читателям книги, мечтающим побывать в Дерри, гораздо больше придется по душе именно свежая экранизация.

Билл Денбро

Семеро смелых

Начиная разговор о главных героях, отметим, что на момент написания этой статьи фильм «Оно: Часть 2» Андреса Мускетти только-только начал сниматься. И, как следствие, никакого шанса оценить подросший Клуб Неудачников нового образца у нас пока еще не было. Так что в этой части сосредоточим внимание лишь на детях – семерке школьных изгоев, которые однажды встретились, подружились и решили дать отпор злу в своем родном городке. И зло в этом понимании отнюдь не ограничивается жестоким клоуном-убийцей.

Билл Денбро – лидер Неудачников, мальчик, переживший гибель брата и прозванный Заикой Биллом за свой дефект речи. Конечно же, заикание дает школьным хулиганам настоящий простор для издевательств над Биллом, но Неудачники его искренне уважают и готовы следовать за ним в самое пекло, а точнее, в недра канализации в погоне за сверхъестественным ужасом. Нельзя забывать и тот факт, что Денбро – тоже ребенок, и у него есть свои страхи и свои мотивы (главным образом, жажда мести за смерть любимого брата).

Смог ли отразить все эти переживания и характер героя юный Джонатан Брэндис в телевизионной версии? Однозначно смог. Обратим внимание на сильную сцену, в которой Заика Билл со слезами на глазах просит друзей помочь ему расправиться с клоуном и лично бросает монстру вызов.

Не менее удачным вышло и исполнение Джейдена Либерера. Билл образца 2017 года не боится дать волю своим переживаниям, но готов сражаться. Для него лучше встреча с Пеннивайзом лицом к лицу, чем еще один вечер в компании сраженных скорбью родителей.

Бен Хенском

С другими членами Клуба, однако, все не так однозначно. Рассмотрим недостатки в киновоплощении полноватого Бена Хенскома, втайне влюбленного в красавицу Беверли Марш, даже не принимая во внимание то, что оба юных исполнителя этой роли вряд ли потянут на звание «самого толстого мальчика в школе», каким он был в книге. Новая версия (роль исполняет Джереми Рэй Тейлор) правильно подчеркивает начитанность Хенскома и его активную роль в изучении истории города (немного, впрочем, позаимствованную от другого персонажа, Майка, но это мелочи), а также не забывает про ту самую смешную и грустноватую линию с безответной романтикой. В телевизионном варианте партия Бена отошла куда менее харизматичному и более блеклому Брэндону Крэйну. Если бы во «взрослой» части его эстафету не перехватил прекрасный актер Джон Риттер, этот герой так и остался бы невзрачным, время от времени выдавливающим неловкую улыбку персонажем «для фона».

Не менее грустно в телевизионной версии дела обстоят и с изображением Беверли Марш. Эмили Перкинс не выделяется среди экранных коллег решительно ничем, в то время как восхитительная София Лиллис в ремейке действительно заставляет поверить в магию «огненных волос» и обезоруживающей улыбки, а также в то, что девчонки умеют бороться за себя ничуть не хуже, чем мальчишки.

Беверли Марш

Образ же Майка Хэнлона остается преступно недооцененным как Уоллесом, так и Мускетти. Если у второго парню еще попытались прицепить хоть какой-то бэкграунд с жуткой смертью родителей и неприятием насилия, то у первого этого персонажа можно было бы смело выбрасывать из фильма без малейшего ущерба сюжету, а во второй части устроить все так, чтобы Неудачников позвал в Дерри кто-нибудь другой. Хэнлон в романе принимает не менее активное участие в событиях, чем и любой другой из детей, но в обеих киноверсиях он остается лишь ненужным второплановым героем. Впору призадуматься, нет ли здесь расизма, но, скорее, таким образом выдает себя неполное понимание сценаристами изначальной кинговской задумки, связанной с Майком, либо нежелание ее понять, что куда более обидно.

Чуть больше повезло весельчаку Ричи Тозиеру. У Уоллеса его сыграл тогда еще молодой и малоизвестный комик Сет Грин, а в 2017 году фирменное «бип-бип, Ричи!» услышал Финн Вулфард, уже успевший засветиться в сериале «Очень странные дела». И пусть экранного времени на разгон и искрометных цитат у Вулфарда было побольше, зато Грин точнее подходит под описание из романа.

Хорошую компанию по юмористической части Финну составил и Джек Грейзер, сыгравший Эдди Каспбрака. Ремейк сильнее раскрыл тему его взаимоотношений с друзьями и с властной матерью. В телеверсии, однако же, сцена с Пеннивайзом, вылезающим из стокового отверстия в душе, своей абсурдностью пугает куда больше, чем грим Хавьера Ботета в эпизоде с Прокаженным из нового «Оно», так что «старому» Эдди тоже пришлось напугаться.

Зато куда более интересным получился «новый» Стэнли Урис в исполнении Уайатта Олеффа – жаль, что его сольную сцену с обвинением жителей города в безразличии к творящимся в Дерри злодеяниям из итоговой версии вырезали.

Что в итоге? И старая, и новая экранизации стараются не определять никого из семерки в «главные герои», но без провисаний не обошлось. Не все ребята получают достаточное раскрытие на экране, не все получились столь же яркими, как и в книге, но удачный каст в отдельных случаях пошел фильмам на пользу.

Пеннивайз

Широкая улыбка смерти

А теперь вступим на самое настоящее поле боя. В этой теме поклонники Тима Карри схлестнулись с почитателями Билла Скарсгарда. Да, оба исполнителя роли наиболее колоритного воплощения Оно, клоуна Пеннивайза, вызвали у зрителей настоящий восторг. Давайте же изучим их повнимательнее.

Мастистый британский актер Карри уже до роли в фильме Уоллеса успел стать известным, в частности, по таким лентам, как «Улика», «Шоу ужасов Рокки Хоррора» и «Легенда». Потрясающая харизма и накопленное за годы практики актерское мастерство сделали свое дело. В некоторых сценах Пеннивайз Карри смешит своим появлением, а в других реально пугает. Даже в перерывах на съемочной площадке коллеги старались лишний раз не сталкиваться с Тимом в гриме! Однако же его Оно не вызывает сильных ассоциаций с чем-то иррациональным, сверхъестественным, да и «зловещим» его назвать не получится, хотя некоторые зрители все равно надолго заработали коулрофобию после просмотра.

Еще до того, как из ремейка выбыл первоначально метивший на роль Пеннивайза Уилл Поултер, а партия отошла звезде сериала «Хемлок Гроув» Биллу Скарсгарду, фанаты начали опасаться, что новый исполнитель слишком сильно будет опираться на образ, созданный Карри. И уж точно никто не мог осмелиться предположить, что старого Пеннивайза получится затмить. Но Скарсгард справился с возложенными на себя обязательствами прекрасно. Его Оно совсем утратило облик невинности: с первых кадров мы понимаем, что перед нами нечто невообразимое и бесчеловечное. Во многом здесь постарались и дизайнеры, и гримеры: клоун одет в костюм словно бы двухсотлетней давности, у него неестественно длинные конечности и гигантская голова, а глаза периодически расходятся в разные стороны (между прочим, фишку с глазами Скарсгард исполнял без спецэффектов, благодаря своей же физической особенности). Мы видим перед собой не человека в клоунском костюме, а существо, которое старательно притворяется человеком, но при виде жертвы меняет цвет глаз, начинает пускать слюну, а потом окончательно сбрасывает ложную оболочку и нападает. Нельзя недооценивать потрясающую игру Скарсгарда, не вызывающую никаких ассоциаций с предшественником, но придется отметить, что ему немало помогли современные спецэффекты и дорогостоящий грим, которого в арсенале у телевизионщиков 90-х попросту не было. Таким образом, выбор между двумя чудовищами остается за зрителями, и никто не запрещает вам любить обоих Пеннивайзов сразу.

У страха глаза велики

Одна из самых интересных «способностей» Оно заключается в трансформации собственного облика под индивидуальные страхи ребенка. Монстр активно пользуется этой возможностью, чтобы максимально напугать жертву перед поеданием. Сам он воспринимает страх как «приправу» к своей жуткой трапезе.

Всего в телевизионной версии насчитывается пять обликов Пеннивайза, не считая клоунского. В них несложно узнать образы классических киномонстров: Человека-волка, Мумии, полусгнившего мертвеца… Правильно, именно этих персонажей главные герои-дети видели в кино, про них читали книги и рассматривали комиксы в середине 60-х. Образы зла в «Оно» (1990) близки к книжным воплощениям чудовища, за что и ставим мини-сериалу плюс.

Конечно же, в арсенале у «Оно» (2017) вариантов побольше. Мускетти использовал в одном из эпизодов кинговского Прокаженного и еще парочку узнаваемых обликов, а также прибавил к ним свой личный детский кошмар – жуткую Даму с флейтой, в образе которой Оно являлось Стэнли Урису. Опять же, во многом сделать перевоплощения Пеннивайза запоминающимися помогли спецэффекты. И тут всплывает одно «но»: при всей креативности, монстры из ремейка практически не пугают, в то время как эпизоды с ними из версии 1990 года способны вызвать мурашки даже сегодня. Поэтому бонус за креативность стоит отдать Мускетти, но телевизионная версия в этом плане все же эффектнее и страшнее.

Генри Бауэрс

Скрытая угроза

Не одним только Пеннивайзом богата темная сторона Дерри. Много неприятностей доставил Неудачникам местный хулиган Генри Бауэрс и его банда школьных задир. Бауэрс в исполнении Джареда Бланшара представляет из себя настоящий эталон «хулигана» фильмов 80-х, а Николас Хэмилтон в ремейке убедительно изобразил нахального парня, втайне опасающегося гнева жестокого отца-пьяницы. Но если в телеверсии Генри так и остается карикатурным негодяем, то в версии 2017 года его история значительно дополняется рассказом о том, как и без того неуравновешенную психику школьника окончательно ломает знакомство с Пеннивайзом. Да и играет Хэмилтон в разы убедительнее Бланшара.

Удачно встроено в историю нового «Оно» и взаимодействие Неудачников со взрослыми в городе, которые словно бы живут в ином мире. Все, чего добиваются герои от старшего поколения, – упреки, запреты, и полное игнорирование проблем детей – становится еще одним катализатором для их взросления. Своим бездействием (или, напротив, выраженной агрессией) родители Дерри только усугубляют и без того непростую жизнь своих отпрысков, отчего последним приходится становиться сильнее и увереннее. Эта мысль прослеживалась у Кинга и прекрасно прижилась у Мускетти – очередное попадание в точку!

Слово в слово!

На что, в первую очередь, обратят внимание знакомые с книжным первоисточником люди при просмотре экранизации? Правильно, на соответствие тексту. В это понятие включаются не только основные сюжетные вехи, но и верность атмосфере романа, проработанность персонажей и точность в передаче характеров. Сейчас мало кого удивит фильм, который отлично выполнен сам по себе, но при этом является ужасающе неудачной адаптацией оригинального текста. «Сияние» Стэнли Кубрика – тому прекрасный пример.

В ту же категорию «хороших плохих экранизаций» попадает и «Оно» Томми Ли Уоллеса. Поклонникам кинговской истории смотреть мини-сериал вообще противопоказано, иначе они могут сгореть от возмущения прямо в кресле. Куда подевалась глубина рассказываемой истории? Где тот драматичный и в то же время светлый рассказ о трудностях взросления? Почему вместо него подается обычный незамысловатый ужастик? Да, телевизионный формат не позволял сделать фильм более жестоким и более интимным (о съемках сцены группового секса из романа не могло быть и заиканий), но в целом складывается ощущение, что киношники в 1990-м просто не поняли замысел автора и использовали лишь поверхностный материал.

Не в пример лучше дела обстоят у экранизации Мускетти. Понятное дело, весь 1200-страничный том поделить на пару двухчасовых фильмов и обойтись при этом без монтажных ножниц не получится, но сценарист Гари Доберман удивительно точно передал дух текста, рассказав историю не о детях, сражавшихся с монстром, а о страхе одиночества и переходном возрасте, когда весь окружающий мир может как вдохновлять, так и вселять ужас, временами представляя реальную угрозу.

«Оно» (1990) – это уверенная, но прямолинейная «страшилка». «Оно» (2017) – история о том, как важна дружба и как опасен мир, полный чудовищ, и клоун-убийца здесь выступает лишь частью проблемы. Поэтому наш приз «за идею» отходит ленте Андреса Мускетти.

Что в итоге?

Да, полнометражный и крупнобюджетный фильм 2017 года во многом выигрывает у первой попытки перенести роман Кинга на экраны. Тем не менее своими сильными сторонами обладает и версия для ТВ – как минимум, знаковым для всего жанра исполнением Тима Карри и запоминающимися жуткими эпизодами. Поэтому кардинального «против» никакой из экранизаций говорить не хочется – пусть каждый сам выберет, что ему по душе. В истории хоррора теперь навечно прописаны как старый, так и новый Пеннивайзы.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Амин 22-08-2018 00:49

    Версия 90-х, конечно же, несколько уступает прошлогодней, но это нормально, поскольку технологии не стоят на месте. Некоторые сцены в новой версии сняты очень впечатляюще, скажем та, где с портрета вдруг внезапно падает труба, пока мальчик стоит к нему, портрету, спиной. "Сияние" смотрится хорошо и сейчас в основном благодаря мастерской игре Джека Николсона. Интересно, захотят ли в Голливуде сделать киноверсию продолжения "Сияния" и экранизировать роман Кинга "Doctor Sleep", в котором Дэнни Торренс вырос, но по прежнему не утратил свои экстрасенсорные способности?

    Учитываю...
  • 2 В 21-08-2018 22:19

    ==монстры из ремейка практически не пугают, в то время как эпизоды с ними из версии 1990 года способны вызвать мурашки даже сегодня==

    Да ладно! Недавно (незадолго до выхода нового "Оно") решил впечатления обновить, скачал старое "Оно", начал пересматривать. Тогда, в 90-ых, фильм произвёл впечатление, но сейчас стал смотреть - убогое примитивное дерьмище. "Сияние" Кубрика и сейчас смотрится хорошо, а "Оно", хоть и позже снято, безнадёжно устарело. Новому "Оно", конечно, до Кубрика далеко, но всё-таки получилось лучше старого. Страшного ничего нет ни в одной из версий, но новая версия хоть снята профессиональнее и атмосфернее.

    Учитываю...