DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Ангелы и драконы среди людей

Чешуя ангела (роман)

Автор: Тимур Максютов

Жанр: мистический триллер, магический реализм

Издательство: Городец

Серия: Mystic&Fiction — Ветер мечты

Год издания: 2021

Похожие произведения:

  • Михаил Успенский, Андрей Лазарчук «Посмотри в глаза чудовищ» (роман)

Греховность человеческой природы давно является объектом пристального внимания современных фантастов. Вопреки обывательскому мнению, фантасты чаще авторов реалистической прозы обращаются к вечным вопросам бытия и совершают удачные попытки осмысления места человека в мире. Мир меняет человека так же, как и человек меняет мир. Их воздействие обоюдно, греховность и невинность создают грани, на которых вечно балансирует существование человечества, а ангелы и демоны вовсю орудуют, чтобы сдерживать общемировое равновесие добра и зла. Отрадно, что автор романа «Чешуя ангела» не проводит четкого водораздела между столпами миропорядка. И ангелы, и демоны у него не так уж безупречны, добро оставляет кровавый след, а зло рядится в белые одежды.

Проза Тимура Максютова наследует лучшим образцам романов ХХ века, неоднократно обращавшимся к осмыслению двуличия добра и привлекательности зла, но не повторяет выводов Михаила Булгакова и Леонида Андреева. Вместе с тем книга продолжает прекрасные традиции фантастов — Аркадия и Бориса Стругацких, Михаила Успенского, Андрея Лазарчука, Андрея Столярова.

Роман не так хрестоматиен и навязчив в своем морализаторстве, как можно было бы ожидать от текста с «вечными вопросами». Читателю дается большой простор для размышлений и выбора, на чью сторону встать: ангела, который с трудом выносит себя и людей и своей деятельностью зачастую вредит, а бездеятельностью спасает, или демона, который стремится преобразовать окружающий мир — возможно, и путем его уничтожения, но руками самих же людей.

Сюжет развивается нелинейно, с многочисленными хронологическими перебивками, и выглядит лоскутным одеялом. Но иначе историю героев, прошедших через мощный временной и пространственный пласт, очень сложно нанизать на одну бечеву. Многие примут такую композицию, сравнят ее с четками на одной нити, когда каждый эпизод ценен сам по себе и вроде как не связан с последующим. Многие будут критиковать такой способ изложения сюжета, весьма далекий от «сторителлинга» и требующий читательского понимания, запоминания, отождествления, критического анализа.

Автора трудно упрекнуть в том, что сюжет не динамичен или отсутствует внятная связка между эпизодами. «Чешуя ангела» соответствует всем законам триллера. Тимур Максютов умело направляет читательское внимание в нужную ему точку, подбрасывая истории то о голодном ленинградском ребенке, которому в итоге суждена вечная жизнь, то о девочке, встретившей в подворотне дракона в облике ангела, то об охотниках за сокровищами в пустыне и злобных басмачах, то о шикарных вечеринках нефтяных магнатов. И когда читатель осознает, как органично существует несопоставимое в одном пространстве сравнительно небольшого текста, то искусственного нагнетания саспенса и не потребуется.

Мир романа — цветная карта, на которой органичны и Ленинград, и пустыни Азии, и Памир, и Татарстан, и Среднерусская равнина.

Четыре части романа призваны рассказать историю четверых персонажей, которые со временем сводятся к разным ипостасям одного и того же вечного героя — многоликого человека, в котором уживаются жажда бессмертия и уничтожения. Трогательное и беззащитное детство, доверие и наивность покрываются жесткой жизненной коростой, невыносимой и неприемлемой до идиосинкразии чешуей.

На сцену выведены основные персонажи — Конрад, Рамиль, Толик и Сережка. Трансформация их образов, развитие их судеб, пересечение с другими людьми, изменение их социальных и исторических ролей не оставят равнодушными, образуют мощный каркас текста, внутри которого будут органично жить интереснейшие второстепенные герои. Колоритнейшая интеллигентная Софья Моисеев на — бывшая узница лагерей, сосед-людоед, романтик Цветов, самоотверженный геолог Ларионов, фотограф Белка, безнадежно влюбленная секретарша Елизавета…

Чтобы «приземлить» роман на понятную читателю почву, Тимур Максютов вводит интересную сюжетную линию, без которой все рассуждения об ангелах и демонах были бы слишком «надмирны». Появляется понятный и прожитый автором сеттинг десятых годов нынешнего столетия и герой — интеллигент Игорь Анатольевич, занятый странным бизнесом. Он собирает и допридумывает генеалогические древа и посадил из них уже не одну рощу. Отчасти детектив, отчасти историк. Отчасти авантюрист, отчасти лентяй. От его имени ведется современная история противодействия Конрада и Рамиля. Он находится внутри лодки, которая клонится то к одному борту, то к другому.

Несмотря на то, что фокальным персонажем важнейшей части романа является именно Игорь Анатольевич, со своей «жизнью, слезами и любовью», читатель быстро понимает, что герой — пешка в чужой игре, и даже теряет к нему интерес, ожидая встречи на страницах романа с уже полюбившейся «четверкой». Эта жестокая погоня представителей двадцать первого века за бессмертием главному герою не понятна, но понятна читателю и создает дополнительное сюжетное напряжение. Одновременно в романе показан мир глазами одного усталого и разочарованного бессмертного, что позволяет задуматься над проклятой природой желанного дара. Только в конце книги, перед ее трагической развязкой герой осознает, что был ведом, что толкали его разнонаправленные силы, но итогом всему рано или поздно станет Вечная Пустота, которой движется мир, и эту конечную точку можно только отодвинуть.

Некоторые истории уже знакомы нам: о братстве народов в Великую Отечественную войну, о подвиге солдат на Дороге Жизни, о мужестве и самопожертвовании одних блокадников и нравственном падении других, о борьбе «красных» и басмачей за азиатские просторы, о жестокости репрессий. А есть уникальные, придуманные автором мифы: о перерождении человека в бессмертного дракона, о полной сокровищ Изумрудной долине, об ангеле, который стремился оградить людей от зла и познания. Эти образы органично вплетены в повествование и при всей их неоднородности не вызывают желания упростить текст.

Хочется отметить работу художника на обложке. Это архивное дело Министерства обороны СССР, с номером и инвентарной биркой. Стильное указание читателю на то, что все именно так и было, как описано в деле.

С произведением Михаила Успенского и Андрея Лазарчука «Посмотри в глаза чудовищ» роман Тимура Максютова роднит убеждение в том, что чудовища живут среди нас и даже внутри нас, бережное отношение к слову и эпохам, в которых проложена событийная канва повествования, горячий сбитый сюжет и великолепные стихи. Автор не раскрывает, кто написал стихи за Георгия Цветова, но пусть одним мифом в книге будет больше. Совершенно очевидно: многослойность названия произведения проистекает именно из цитаты «Ленинградского ноктюрна». Здесь Ленинград — любимый город Тимура Максютова — предстает чешуйкой, оброненной пролетевшим на закат ангелом.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)