DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Самые удачные вещи получаются спонтанно

Гостя июльского номера со всей уверенностью можно назвать музыкальным кудесником, хранителем древних тайн малых народов. Антон Kirpiklass – талантливый музыкант, создатель и душа музыкального проекта Kirpiklass, а еще историк, этнограф, интересная и многогранная личность, – немного познакомит нас с тем, как создаются волшебные музыкальные миры.

Kirpiklass - интригующее название. Откуда оно и что означает?

Тут все сложнее, чем кажется (если вообще что-то может казаться). Поскольку я уже давно погружаюсь во всякие языки народов мира, то возникла мысль сделать некую благозвучную и незамыленную мешанину. По итогу получилось так: Kirpi – на прототюркском это – «еж», а lass – это протофиннское «лес». «Ежиный лес» – короче говоря. А в серединке буква «К» уже со временем сама появилась как связующая, да и для симметрии. Вот такая непростая конструкция.

Изначально вас ведь было двое в проекте. Но сейчас, складывается впечатление, проект прирос новыми людьми. Так ли это или вы по-прежнему вдвоем, просто рядом есть люди, с которыми у вас очень тесное сотрудничество

Изначально я был один. Но получалось иногда так, что рождается трек, все в нем хорошо, все устраивает, но чего-то не хватает. Думаешь, думаешь, а потом осеняет, например, звука какого-то не хватает или причитания женского. Ну и начинаешь искать среди коллег по музыкальному цеху или по знакомым, мол, надо то-то и то-то, так-то и так-то. По большому счету, за время существования проекта в нем достаточное количество людей поучаствовало.

Собственно, так несколько лет назад в проекте появилась Таня Гейслер. Слово за слово и вон, уже целый альбом появился совместный.

А в концертном составе уже четыре человека – я, Таня, Александр из проекта «Полночь зимы» и мой близкий друг Евгений, игравший во множестве различных групп. Но, возможно, еще участники добавятся. Думаю над этим.

Расскажите подробнее о вашем нынешнем составе. Кто и что делает в проекте?

С Татьяной мы познакомились несколько лет назад, когда она пела в группе «Ночь Рогатая». При общении почти сразу возникло взаимопонимание, решили вместе работать. С Александром мы уже знакомы очень много лет еще со времен, когда был активен лейбл Flecktarn Produktion, наши проекты росли и развивались практически параллельно, зачастую переплетаясь. Евгений – мой старинный друг, владеющий всеми видами ударных инструментов и перкуссий. Вообще, когда в прошлом году мне внезапно потребовалось собрать живой состав для выступлений, все ребята, ничуть не колеблясь, меня поддержали, ну и вот имеем то, что получилось.

Совсем недавно Kirpiklass побывали на фестивале «Сквозь подземелья к звездам». Расскажите о нем. Как впечатления?

Впечатления, я б сказал, самые чудесные. Наверное, самый лучший и душевный фестиваль получился из тех, в которых мы участвовали. И площадка (КЦ «Дом») отличная, и соседи по сцене, и организация, за что спасибо Алексею COD Label, просто на высшем уровне.

Где и когда еще Kirpiklass можно будет послушать вживую?

Ближайшее выступление запланировано в Санкт-Петербурге 14 сентября 2024 г. в рамках ONLY FETISH FEST IX. Дальше планов пока не строили, но обязательно построим.

Что было раньше: увлечение этнографией или музыка? Или иначе: музыкальное направление сподвигло на погружение в этнографические дебри или интерес к этнографии в конце концов задал определенное направление в музыке?

Ну тут все изрядно переплетено. Первоначальный интерес к этнографии и археологии возник еще в детстве, когда я собирал монетки и прочие артефакты на берегах Северной Двины, а также слушал отцовские истории про чудь – народ, о котором мне с годами хотелось узнавать как можно больше. Я вырос, поступил на истфак, ездил в различные экспедиции, как археологические, так и этнографические, пропитывался атмосферой.

Музыкальный же проект появился стихийно, так сказать, эволюционировал из моего хобби – записывать на диктофон различные звуки где только можно и нельзя. Это были и звуки леса, кладбища, хрусты, шелестения и гулы всякие, птицы, животные. В какой-то момент, в очередной экспедиции, вечером я сидел на берегу реки Каменки и наигрывал на дудочке, трещали кузнечики, журчала вода, вот тогда и появилась идея делать атмосферные полотна. Сперва делал для себя, потом мудрые люди посоветовали в сеть выложить, и пошло-поехало.

По альбомам хорошо прослеживается музыкальная география: великий Урал, стечение многих культур. Тут и тюрки, и угро-финны. Планируете расширять географию дальше или будете хранить верность тому, что знакомо с детства?

Да география постоянно расширяется, в зависимости от каких-то полученных впечатлений и идей. Помимо Урала, уже и так охват от тенгрианских степей и до ледяных якутских пустошей. У нас огромная страна, в которой можно бесконечно черпать вдохновение.

Среди ваших альбомов есть ли такой, который вы для себя выделяете?

В целом, я к ним ко всем как к детям отношусь, сложно какой-то особенный выбрать, каждый из них – это некая жизненная веха.

Расскажите о каком-нибудь сильном впечатлении, связанном с этнографией. Может, особенная находка, удивившая вас. Или рассказанная история, оставившая надолго след в душе.

Ну это в короткий ответ уместить очень проблематично, тут впору книгу писать. Я за свою жизнь чего только не слышал, что только не находил.

Кстати, не было желания попробовать себя на литературном поприще и порадовать поклонников книгой?

У меня есть ряд рассказов различных по интересным ситуациям, приключавшимся в экспедициях. Но до книги пока далеко. Их консолидировать надо.

Какие народные музыкальные инструменты, кроме варгана и бубна, используете?

Их много. Это и поющие чаши, их можно слышать в большинстве треков, и различные дудочки, окарины, свистульки, колокольчики, костяные трещотки. Есть самодельные, такие как погремушка из черепа росомахи, обтянутого кожей и наполненного камушками с берега Белого моря или «музыка дождя», сделанная из стебля борщевика и наполненная горохом. Иногда приходится делать инструмент под какую-то определенную идею, которую охота превратить в музыкальное полотно.

Идеи необычных музыкальных инструментов откуда берутся? Это личный замысел или подсмотрено у разных народов и уже потом переосмыслено?

Ну здесь что-то новое придумать сложно. Просто со временем начинаешь понимать, какой материал как звучит, и стараешься их соединить, чтоб получился нужный эффект. Ну и об эстетическом виде изделия забывать не стоит.

Музыкальные инструменты изготавливаете сами или приходится просить кого-то о помощи?

Сам. Сложно кому-то объяснять, какой конкретно звук тебе нужно получить, чтоб звучало, как в твоей голове. Иногда спонтанно что-то интересное покупаю.

Погремушка из борщевика – вроде простенький инструмент, но вот материал... борщевик же довольно опасное растение. Не было страшно работать с ним или есть какие-то секреты безопасной работы?

У него сок вызывает неприятные эффекты, а сухая трубка абсолютно безопасна.

Помимо невероятной Тани Гейслер и «Полночи Зимы», с кем еще приходилось работать вместе? С кем хотелось бы поработать?

Есть совместные работы с Лапником («Урочище Можерь»), с Сержиусом Стриксом (Eschato logic), с Павлом Яромиром (Dagaz, Крада, Grimnir), ребятами из «Ведьминого праха», да и вообще много с кем из нашего «комьюнити». Вообще взаимовыручка и общение между музыкантами – это отдельный вид искусства.

Как пример, в апреле, в рамках фестиваля «Они пришли из-под земли...» в Москве было выступление у «Чернавы Хтонь», обычно она выступает одна, так мы, недолго думая, с ней полным составом, без каких-либо предварительных репетиций вышли и отыграли с ней программу. Народу понравилось, да и мы сами в восторге были.

До следующего вашего выступления остается приличный кусок лета. Какие планы на это время? Будете отдыхать, набираться новых впечатлений и вдохновения или же сейчас самая горячая творческая пора и отдыхать некогда?

Обычно самое активное творческое время для написания полотен – это осень и зима. Летом самое время напитываться впечатлениями, а потом уже не спеша переваривать их в музыку. Опять же именно в темное время года получается читать больше книг и искать в них необходимую этнографическую информацию, которая может пригодиться в творчестве. Как следствие – большинство релизов поспевают как раз к лету.

Ну и напоследок, по традиции, пожелание читателям журнала «Даркер».

Стойте под дождем, слушайте птиц, смотрите на то, как ветер колышет траву, и рано или поздно поймете свое истинное предназначение на этой Земле.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)