DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Сначала не понял, а потом как понял…

«Принцип Чабудо»

Сценарист: Алекс Окуловский

Художники: Евгений Пивнев (основной), Анастасия Майер (колорист), Элла Дудиева (архитектура), Евгений Францев (вариантная обложка), Анастасия Селина (дизайн).

Жанры: киберпанк, мистика

Издательства: Wizart, Topcreator publishing

Год издания: 2024

Похожие произведения:

  • «Инкал» Алехандро Ходоровски
  • Будем честны: отечественное комикс-движение в большинстве своем это даже не артхаус, а комиксы, сделанные по приколу. Настоящий мейнстрим только сейчас начинает набирать обороты. Но надолго ли его хватит? Тема, конечно, не для рецензии и даже не для статьи, а для целой диссертации. В данном обзоре мы этого немного коснемся на основе отечественной антиутопии «Принцип Чабудо».

    Первый возникающий вопрос преследует читателя: что такое это самое «чабудо»? Далее один вопрос следует за другим, и ответов будто и нет. Считается, что в настоящем произведении главное суметь не столько найти ответ, сколько поставить правильный вопрос, актуальный и в жизни. Но обо всем по порядку.

    Так вот, сто лет спустя, в 2124 году капиталистическое общество создало города-государства, так называемые конурбации, а некий катаклизм внес свои коррективы в законы, как ни странно, слившиеся не то что с традициями, а с самыми настоящими народными приметами и предрассудками. И это при том, что научно-технический прогресс не остановился и человек будущего живет в таком странном симбиозе.

    А для того чтобы это совместить, и был создан «принцип чабудо». Это не просто совокупность законов, а самая настоящая идеология, гласящая, что свои грезы надо исполнять здесь и сейчас. А как это сделать? На этот вопрос поможет ответить чипирование. Оно дает широкие возможности, дает наслаждения и всего-то просит работать для этого. Чем-то похоже на эпизод фильма «Трасса 60» где в провинциальном городке люди днем плотно работали, а ночью безудержно предавались сиюминутным радостям (а еще наркоте и свободным отношениям).

    В данном графическом романе изысканно воплощена зависимость современного человека. И если сейчас это зависимость не просто от соцсетей, а от ленты с контентом, то в романе мы сталкиваемся с «пфеянием», злоупотреблением использования вживляемых чипов.

    Разумеется, находятся и противники вредной привычки, как главный герой, так и один из антагонистов.

    Во многом «Принцип Чабудо» — роман-предупреждение (если не пророчество), но не пафосное, тягучее, как прочие антиутопии. Оно полно иронии, черного юмора, человек, писавший сюжет, явно тяготеет к комедии, даже когда дело касается остросоциальных тем. А почему бы и нет? В тяжелые времена часто лишь юмор позволяет сохранить разум, не сойти с ума, не вступить в иную степень саморазрушения. Автор понимает, что серьезную драматургию нужно подкреплять развлекательным элементом, дабы угодить самой разной аудитории. Поэтому, учитывая все вышесказанное, сложно назвать роман поверхностным и постмодернистским. Осознанно или нет, сценарист Алекс Окуловский в наш век модернов тяготеет к классике и ближе к Достоевскому, Чехову и прочим достославным мужам, чем может показаться на первый взгляд.

    Близок автор и к драматургам советского периода. Это обусловлено схожестью с «Пикником на обочине». Сложно сказать, сделал ли Окуловский аллюзию на великий роман Стругацких или нет. Учитывая многоплановость структуры «Чабудо», он явно человек начитанный и с «Пикником» соприкасался. Все дело в факторе появления оживших мертвецов. Кто помнит, в «Пикнике на обочине» примерно с середины романа аномалии Зоны привели к воскрешению мертвых. В «Чабудо» не до конца раскрытая катастрофа изначально привела к такому последствию. Мертвые в том или ином виде (то в виде фантомов, то мертвецов, мало отличимых от людей) стали вмешиваться в дела живых. И вот у нас вытекает ряд последствий, за которыми сложно уследить.

    Здесь ведь нет роботов и связанной с ними психологии. Вместо этого встает вопрос, является ли оживший человек равным живому? Имеет ли те же права?

    Идеология Чабудо тесно связана и с этим фактором, точнее, это явилось ключевым в повальном чипировании человечества. Согласно лору, мертвецы возвращаются в мир живых, если у них остались невыполненные дела. Поэтому идеология предписывает обязательное получение удовольствий, дабы у людей не оставалось причин для поисков счастья, поисков себя или еще чего-то. Какой-то режим нарко-социализма/коммунизма в условиях капиталистического общества (впрочем, далеко ходить не надо, примерно то же самое, что творится в «Чабудо», мы можем наблюдать в Китае, где в условиях коммунизма и традиции есть высокоразвитые технологии, позволяющие вести тотальный контроль). При всем том, что автор старательно привносит штрихи антиутопии, даже вставляет в доп. материалы фразу «все утопии похожи друг на друга, но каждая антиутопия уникальна по своему», все равно приходишь к выводу, что мы читаем во многом утопическое произведение. В этом одно из удовольствий повествования, когда задумка автора предвосхитила его: реакция читателя получилась большей, чем ожидалось, заложенные смыслы тоже.

    И если вы дочитали обзор до этого места и хоть немного запутались, то вы нормальный человек. То же самое ожидает при прочтении графического романа. Он многоплановый, с большим количеством реализованных идей, порой как будто не вписывающихся в киберпанк. Взять для примера законы по взаимодействию с призраками. В разных углах планеты разные приметы, а потому в каждой локации нужно по особенному соблюдать законы взаимодействия, чтобы пересечение с мертвецом или призраком не закончилось печально.

    Конкретно в конурбации 23 всем заправляет Министерство развития человеческого потенциала, а над ним стоит Приорат — антикризисное правительство. Разумеется, не обходится без тайных операций и грязных делишек, прикрывающих неприглядное скрытое ядро «идеального» общества.

    Главный герой Этан не образец героического образа, выглядит соответствующе: слегка женоподобный вид, по натуре ботаник, настоящий офисный планктон. Но Этан стремится быть оперативником, несмотря на то что является сыном самого министра. Закопавшись в бумагах, Этан находит нестыковки в делах призраков и берется за расследование на улицах города. Там он и сталкивается с настоящими трудностями системы, частью которой он является (а отец и вовсе один из создателей).

    Как сейчас мы наблюдаем антипрививочников, радикальных веганов и иных анархистов, так и в романе присутствуют нечто подобное, воплощенное в нечипированных. Пока издавался графический роман, многое из описанного в нем уже стало явью. Люди начинают чипироваться, спутники падают (конкретно недавно упал спутник, нарисованный в «Принципе Чабудо», да и одной из возможных причин катастрофы в романе называют падение небесного тела: то ли спутника, то ли НЛО, то ли астероида). Возглавляет нечипированных харизматичный лидер Харли, личность, отлично проработанная. Настоящий обаятельный мерзавец, стоящий во главе террористической организации «Красная перчатка». Дотошность и детализация сюжета вызывают лишь почтение. К примеру, Харли известен как автор трактата «Дневник велосипедиста», призывающего отринуть чипирование. А прикол в том, что нечипированные ограничены в правах, например в водительских.

    Поэтому они вынуждены ездить на велосипедах. И такого добра навалом. Роман определенно заставляет тебя постоянно задаваться вопросами, размышлять, оставляет послевкусие и еще раз заставляет перечитать его, чтобы понять точнее. Это редко кому удается из авторов. Обычно ведь мы редко перечитываем.

    Кроме всего прочего хочется вернуться к тезису в начале обзора о низком качестве отечественной комикс-драматургии. Такие произведения, как «Принцип Чабудо», поднимают уровень российского комикса.

    Сказав столько про содержание, грех будет не упомянуть про форму. Изобразительная часть нарочито черновая и динамичная. Нечто подобное можно наблюдать в «Сакрифацио» от издательства «Альпака», но там сюжет не столь глубокий, то был зубодробительный боевик, а тут (анти)утопия.

    Над рисунком поработали не только по принципу раскадровка-лайн-колорист-леттеринг. Например, над архитектурой конурбации 23 потрудилась отдельно взятая художница с соответствующими умениями (Элла Дудиева). При разработке участвовали и консультанты. То бишь работу над романом можно сравнить с добротным строительным проектом с большим количеством специалистов разного рода.

    Даже пытаясь найти недостатки в рисунке и сюжете, сложно это сделать, а когда находишь, тут же возникает нюанс, объясняющий это, и все становится на свои места.

    «Принцип Чабудо» — результат коллаборации издательств Topcreator и Wizart. Все чаще у нас комиксы издаются в сотрудничестве, все идет к принципам создания фильмов, когда одно предприятие не осилит все в одиночку. И это не плохо, наоборот, развивает рынок комиксов, создавая что-то вроде фудкорта между издательствами, где конкуренты могут помогать друг дружке.

    Техническая часть сделана отлично, это твердый переплет формата 162 × 240 мм. Жаль, что всего 1000 экземпляров, но нынешние издательства не идут на риски.

    В заключение: «Принцип Чабудо» смело можно вносить в списки на экранизацию. Это один из тех графических романов, которые могут понравиться людям, равнодушным к комиксам.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)