DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Демоны затерянной деревни

Одержимая / Des Teufels Bad

Австрия, Германия, 2024

Жанр: триллер, драма

Режиссеры: Северин Фиала, Вероника Франц

Сценарий: Северин Фиала, Вероника Франц

В ролях: Аня Пляшг, Мария Хофштаттер, Дэвид Шейд, Наталья Баранова, Лукас Вальхер, Клаудия Мартини и другие

Похожие фильмы:

  • «Огненные глаза» (1983)
  • «Белая лента» (2009)

Фильм Северина Фиала и Вероники Франц, жены Ульриха Зайдля, не является хоррором в традиционном смысле, поэтому не стоит ждать развития сюжета а-ля «Монахиня». «Одержимая» – неприятное, клаустрофобное кино, с очень сильной депрессивной атмосферой, одновременно восходящее к гиперреалистическим историческим картинам вроде драм исландца Храбна Гюннлейссона и загадочным мистическим полотнам, густо замешанным на фольклорном материале («Огненные глаза», «Ведьма»). А еще хоррор-драма Фиалы и Франц напоминает «Белую ленту» Михаэля Ханеке, тоже повествуя о человеческих пороках на примере консервативного деревенского общества середины XVIII века.

Сказанное совсем не бросает тень на оригинальность «Одержимой». Лента не зря была удостоена Серебряного Медведя за выдающиеся художественные достоинства. Совершенен каждый кадр этой метафизической драмы. Камера Мартина Гшлахта малоподвижна, порой даже ленива, так что у зрителя иногда может сложиться впечатление, что изображение остановилось. Но такие длительные кадры оказывают гипнотический эффект и, более того, выражают философскую идею о застывшем времени или, точнее, некоей черной дыре, где каждый день примерно одинаков на протяжении веков. Австрийская деревушка в «Одержимой» выглядит так, как будто на дворе еще Средневековье, а не просвещенный XVIII век. Ее жители добывают свой хлеб с таким трудом, что даже бытие персонажей «Дерева для башмаков», кажется, было отраднее.

На этом бытовом фоне дуэт режиссеров разворачивает историю об отчуждении, суевериях, черствости человеческих душ. Порой представляется, что герои живут в каком-то аду или параллельном мире, словно во вселенной «Трудно быть богом». Деревенское общество настолько традиционно, что такая дремучесть не снилась ни одному современному консерватору. Например, священник в церкви говорит, что убившая младенца женщина может спастись, ведь она за свой грех будет подвергнута очистительной казни. Но самоубийца проклят навеки. Поэтому тело молодого мужчины просто выбрасывают, как мусор, на свалку, не слушая мольбы матери о необходимости предать его земле.

«Одержимая» также напоминает «Антихриста» Ларса фон Триера. Как и в притче датского классика, здесь нет каких-либо чудовищ, но сам окружающий мир несет угрозу. Режиссеры постоянно играют на контрастах. Красивые девственные кущи, показанные при помощи великолепных панорамных съемок, сменяются жуткими кадрами с извлеченным из воды бычьим черепом, покрытым илом, или же черной землей с копошащимися червями, которая поглощает менструальную кровь.

Дуэт режиссеров вовсе не ставил себе целью очернить австрийское крестьянство XVIII века, которое, несмотря на тяжелый быт, несомненно, имело свои маленькие радости. Просто вся история как бы показана глазами главной героини Агнес. Выданная замуж в соседнюю деревню, где ее встречают настороженно, как чужака, не знакомого с обычаями их поселения, Агнес обладает тонкой душевной организацией. На это указывает ее увлечение – коллекционирование бабочек. Но скоро приземленный муж сметает коллекцию своей жены, как мусор, а свекровь постоянно критикует Агнес, ревнуя к своему сыну. Мать думает, что лучше всех знает, что нужно ее ребенку, ей сложно смириться, что теперь в его сердце, наряду с ней, будет еще какая-то девушка. Агнес старается угодить своей новой семье, но постепенно понимает, что она чужая здесь. Крестьянский мир кажется ей бездушным, их развлечения, вроде побития с завязанными глазами куриц, жестокими. Бабочки, которых собирала Агнес, символизируют ее мечту о возвышенных чувствах, другой жизни, где люди не живут по принципу «человек человеку – волк». Но для крестьянки Агнес в этот мир нет не только двери, но и окна.

Что же ждет героиню в будущем? Только смерть, которая в беспросветной суете, рутине тяжелого крестьянского быта покажется ей райским отдыхом. По мысли режиссеров, по причине невыносимой скуки однообразной жизни «белые вороны» в крестьянской среде прибегают к убийству. Не по злобе сердца, но чтобы поскорее встретиться с богом, ведь перед казнью всегда бывает исповедь.

Лента Северина Фиалы и Вероники Франц в душе чувствительного зрителя оставит целую гамму чувств. Печально оттого, что судьба людей часто зависит от места рождения и среды обитания. Агнес, появившаяся в семье крестьян, обречена быть женой крестьянина и никогда не переменит тяжелую крестьянскую долю. Мечтая о небе, о жизни духа, она роется в земле, так что постепенно окружающий мир преображается в ее сознании в уродливую карикатуру. Сушеные рыбы с открытыми ртами как будто смотрят на нее, ворожат, призывают присоединиться к ним.

Режиссеры не оправдывают ни убийства, ни самоубийства. Скорее в максимально заостренном виде, привлекая приемы изобразительного искусства (многие кадры ленты выдержаны в духе средневековой европейской живописи, например, картин Иеронима Босха), они говорят, что людям с другой душевной организацией, не находящим себя в крестьянской среде, не остается ничего иного, кроме как убить или самоубиться. И каждодневная жизнь мечтательных душ, проходящая между этими полюсами, действительно страшнее многих фэнтезийных монстров.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)