DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Бесконечное путешествие к Темной Башне

Пейзажи огромной пустыни, пышущей жаром. Мрачная безысходность иссохшей земли, покрытой коркой солончаков и твердым слежавшимся сланцем. Ниточка старой столбовой дороги, тянущейся через умирающие выморочные земли, где безраздельно правит зло, и даже время пугливо замедляет свой бег. Остов заброшенной дорожной станции и редкие пучки бес-травы — все это декорации, на фоне которых происходит действие романа «Стрелок», одного из самых противоречивых произведений Стивена Кинга.

От книги к комиксу. Канва повествования

Цикл графических романов «Темная Башня» на сегодняшний день насчитывает три главы. Первая, одноименная, является неким прологом, вводящим читателя в мир Роланда Дискейна. Действие второй «Темная Башня. Стрелок», разворачивается через двенадцать лет после битвы на Иерихонском холме и падения Гилеада.

Создатели комиксов собирались остановиться на двух главах, но в 2014 году был анонсирован выход третьей — «Темная Башня. Извлечение троих». В ней внимание авторов обращено к членам ка-тета Роланда, то есть в повествование вводится множество новых героев, которые при этом хорошо знакомы ценителям творчества Стивена Кинга.

В 2013 году в декабрьском номере DARKERа Илья Пивоваров начал разговор о графическом романе «Темная Башня», представив рецензию на дебютный номер комикса «Рождение стрелка». Сегодня мы продолжим этот разговор и сфокусируемся на второй главе эпопеи.

Для того чтобы понять всю важность и инаковость этого произведения, необходимо сначала обратиться к истории создания оригинального романа, а уже потом перейти к прочтению комиксов.

Стивен Кинг написал «Стрелка» сразу после окончания университета Мэна в Ороно в 1970 году. К этому времени его рассказы уже вовсю печатались в «желтых» журналах, но рукописи нескольких романов продолжали пылиться на полках.

Он и представить не мог, ставя последнюю точку, что вместе со стрелком отправляется в захватывающее путешествие, которое затянется очень надолго. Создание цикла романов «Темная Башня» продлилось более тридцати лет и сопутствовало всем этапам развития и становления автора. На момент публикации «Стрелок» кардинально отличался от других романов Кинга. Хотя его герои часто обладали сверхъестественными способностями, но обычно сюжет произведений развивался на фоне привычного пейзажа Колорадо, штата Мэн или пригородов Питсбурга. Кинг полагал, что читателю будет легче воспринять мистические элементы повествования, если они будут намертво вплетены в ткань реального. Но в «Стрелке» герой путешествует по неизвестной территории, возможно, по землям, пережившим апокалипсис. Автор не стремится объяснить, что это за мир, который «сдвинулся». Но, при всей условности, читатель без труда находит в нем знакомые детали: мулов, коров, револьверы и неизменную битловскую песню «Эй, Джуд».

Действительно, текст получился странным, и художник Майкл Уэлан говорил, что ему было трудно создавать иллюстрации к книге, потому что атмосфера романа беспрецедентно давящая и мрачная. Да и сам Стивен Кинг признает, что «Стрелок» — камень преткновения для тех, кто начинает свое знакомство с миром «Темной Башни».

Путешествие начинается

Графический роман во многом исправляет перекосы и недоработки оригинала. Ведь над комиксами работали личный ассистент Стивена Кинга и знаток мира «Темной Башни» Робин Ферт, сценарист Питер Дэвид, художники Шон Филлипс и Ричард Исанов.

История начинается с того, что через двенадцать лет после падения Гилеада единственный выживший стрелок преследует Рэндалла Флэгга: «Человек в черном ушел в пустыню, и стрелок двинулся следом».

Роланд идет из Прайстауна через Талл на юго-восток, в пустыню, где встречает молодого поселенца Брауна, которому принадлежит говорящий ворон Золтан. Браун предлагает стрелку ночлег и ужин, а изголодавшийся по общению Роланд хочет выговориться и сбросить тяжелый груз, накопившийся на душе. До этого момента события в комиксе развиваются совершенно так же, как и в оригинале, а дальше знатоков мира «Темной Башни» ждет сюрприз. В романе стрелок рассказывает Брауну историю бойни, которую он учинил в Талле. Однако сценаристов явно не отпускает прошлое Роланда, и они идут другим путем, вплетая в рассказ две истории из его юности. Первая из них — печальный и пронзительный гимн расставанию с прошлым. Стрелок вспоминает свой горестный поход к руинам Гилеада с умирающей Эйлин на руках, любовь которой в очередной раз спасла его от неминуемой смерти.

В дальнейшем стрелку предстоит заглянуть в глаза призрака человека, который его стараниями оказался на виселице. В те времена, когда Гилеад еще процветал, а Благодетель Джон Фарсон мог напугать только фермеров на окраинах баронства, Роланд раскрыл предательство главного повара Хакса, собиравшегося отравить продукты. Теперь призрак повешенного является ему на развалинах Гилеада.

Сценаристы комиксов взяли этот эпизод из романа «Колдун и кристалл», органично вплели его в ткань повествования, преподнеся в качестве яркого флэшбека. Они показали, как сильно переживает Роланд-ребенок по поводу казни Хауса и насколько безразличен к этому уже возмужавший стрелок.

Много внимания уделено нежданному помощнику стрелка ушастику-путанику, который спасает Роланда во время битвы с медленными мутантами и позже, во время событий в Кингстауне.

Попав через пару недель в странное поселение Кингстаун, стрелок неожиданно сталкивается в толпе с подручным Фарсона, переодетым в костюм-невидимку. Это событие заставляет его задержаться на несколько дней в городке. И снова он попадает в переплет. Встретив девушку, так сильно похожую на Сюзан Дельгадо, стрелок оказывается в центре заговора, организованного солдатами Фарсона. Сюзан похищают злодеи, и Роланд с ушастиком вынуждены броситься на помощь.

Как бы печально это ни было, но все, кто попадает в орбиту притяжения Роланда, подвергаются сильной опасности и часто погибают. Так произошло и с милым, похожим на большого енота ушастиком-путаником. Он был убит, защищая стрелка от врагов. Роланд заканчивает свой рассказ на минорной ноте и несказанно рад тому, что Браун выслушал его до конца.

Хотя на обложке комикса и присутствует слово «Стрелок», до канонических событий романа, судя по всему, еще далеко. Этому немало способствовал сам автор, оставив достаточно сюжетных пробелов и лакун в тексте, а также растянув странствие ка-тета стрелка и его друзей на многие годы. За время долгих скитаний могло произойти что угодно, и сценаристы комикса сполна используют этот потенциал. Действительно, в трагическом образе юноши, одиноко бредущего к великой цели, есть много привлекательных моментов. У сценаристов неминуемо возникает соблазн свести его с новыми союзниками и новыми врагами, что и происходит в следующей главе под названием «Смиренные сестры Элурии». Немного странно, что для графической адаптации была выбрана именно эта повесть Стивена Кинга, ведь она не входит в основной цикл романов о Темной Башне. Возможно, сценаристов подкупил закрученный и красочный сюжет «Сестер», или же они хотели еще больше растянуть знакомство с миром Роланда Дискейна.

«Смиренные сестры Элурии»: от книги до комикса

Повесть была впервые опубликована в антологии «Легенды», которую собирал Роберт Силверберг. Кинг столкнулся с немалыми проблемами, потому что не мог удержать историю в заданных рамках, и она все время грозила перерасти в роман. Но в итоге мастер справился и выдал очередной пример вестерна с элементами мистики. Маленькие городки на границе фронтира, ковбои, караваны переселенцев и отчаянные перестрелки — вот антураж, в котором происходят действия. К тому же во втором выпуске мы видим работу нового художника, мастера супергеройских комиксов Люка Росса. Его рисовка явно добавляет динамики, создавая почти кинематографическую достоверность батальным сценам.

Невозможно точно определить, на каком этапе похода Роланда происходят события в заброшенном городке Элурия. Ясно одно, что это случилось после битвы на Иерихонском холме, но до того, как стрелок напал на след человека в черном. Долгое время Роланд путешествует в полном одиночестве где-то в знойной пустыне, вдали от мест, где можно пополнить запасы провизии и запастись бурдюками с водой. Его лошадь больна, она на последнем издыхании и с трудом несет своего седока. В кои-то веки Роланд готов забыть об осторожности и войти в пустой городок, на воротах которого красуется крест. Возможно, его жители до сих пор верят в человека-Иисуса. Но на улицах стрелка встречают следы крови и разлагающиеся трупы. С одного из них, лежащего в желобе для воды, бродячий пес со знаком креста на груди пытается стащить ботинок. Роланд, отогнав собаку, понимает, что убитый совсем еще ребенок, а в руках у него странный медальон, который стрелок забирает себе, посчитав это знаком судьбы. Вскоре на Роланда нападает толпа медленных мутантов.

Рональд еще не настолько толстокож, чтобы безжалостно уничтожить врагов. Да и, пожалуй, пока не научился так же ловко управляться со своими револьверами, как в следующих частях эпопеи. Дело доходит до рукопашной, и стрелок оказывается избит до беспамятства.

Он приходит в себя в некоем подобии гамака, подвешенного в шелковом шатре, похожем на полевой госпиталь. Роланд думает, что умер, и слышит сладкоголосое пение насекомых. Когда же оно замолкает, возвращается ужасная боль. Вокруг стрелка рядами висят такие же гамаки, в некоторых из которых находятся другие раненые. За всеми присматривают «смиренные сестры», напоминающие монахинь какого-то религиозного ордена.

Их дневной вид прекрасен и наводит на мысли о сострадании, но в ночной темноте они являются ужасающими существами, поедающими своих пациентов. В этом выпуске комиксов хорошо видна тонкая игра с религиозными мотивами, когда все символы, связанные со светлой стороной веры, являются лишь искусной маскировкой для зла. Город с крестом на воротах становится западней, а существа, носящие монашеские рясы, на поверку оказываются древними вампирами, могущими ходить при солнечном свете, но не отбрасывающими тени.

Сам же стрелок, запятнанный множеством убийств, по воле сценаристов, в видениях представляет себя убитым и распятым на кресте, словно человек-Иисус. Хотя чему удивляться в мире, который сдвинулся, и все законы бытия пошли прахом.

Роланда спасает самая младшая из сестер Дженна, которая отличается от остальных. Она влюбляется в странного юношу и помогает тому бежать. Мало того, она оставляет свой ка-тет и скрывается вместе с ним. Вроде бы близок хеппи-энд, но не тут-то было. У Стивена Кинга не бывает счастливых финалов. В графическом романе все так же. Дженна не может жить без сестер и, вероятно, чувствует это. Однако за пару ночей с любимым она готова лишиться того подобия жизни, которое теплились в ее теле, теле вампира.

Засыпая рядом с Дженной, стрелок еще не знает, что снова проснется несчастным и одиноким. Во сне ему является громадина Темной Башни, а поутру он видит, что тело Дженны истлело и после нее осталась только одежда. Близкие Роланда должны умирать, и девушка становится очередной жертвой.

Вторая глава на этом закончена, но приключения только начинаются, и в следующих выпусках градус ужаса будет только нарастать.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)