DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Удушающий пот

Собачья жара / Hundstage

Австрия, 2001

Жанр: драма

Режиссер: Ульрих Зайдль

Сценарий: Ульрих Зайдль, Вероника Франц

В ролях: Мария Хофштаттер, Альфред Мрва, Эрих Финшес, Герти Ленер, Франциска Вайс, Рене Ванкои другие

Похожие фильмы:

  • «Заводной апельсин» (1971)
  • «Идиоты» (1998)
  • «Отпуск» (2018)

Премьера фильма «Собачья жара» Ульриха Зайдля состоялась в 2001 году на Венецианском кинофестивале, и он взял особый приз жюри. Для режиссера-документалиста эта картина стала первой в игровом кино – бескомпромиссная, жесткая, даже злая с вшитым в саму структуру сюжета насилием, вытапливаемым палящим солнцем из героев.

По сюжету на небольшой пригород Вены опускается немыслимая жара, от которой люди в прямом смысле слова начинают сходить с ума и превращаются в дикарей, готовых совершить все что угодно, не задумываясь о последствиях своих действий. Элементов хоррора в привычном нам понимании в картине нет, здесь скорее ужас души, сознания и вселенского одиночества. Это и делает фильм по-настоящему страшным.

Люди, пытаясь спрятаться от жары, кажется, сняли с себя не только одежду, но обнажили и мысли. Здесь много разговоров, даже фоном, например, приглушенная болтовня соседей или не выключенного радио. Это еще больше усугубляет невыносимость жары, буквально плавящей мозги.

Главные герои – самые обыкновенные люди. Зайдль выхватил несколько характеров и сочными мазками заглянул внутрь жизни каждого из героев, показав всю неприглядность их существования – словно собрал калейдоскоп из разрозненных осколков. Парень (Рене Ванко) ни с чего начинает ревновать свою девушку (Франциска Вайс), старуха в кружевном белье (Герти Ленер) танцует стриптиз (и в этом нет никакой эротики и красоты), девушка с психическими расстройствами (Мария Хофштаттер) садится ко всем в машины с просьбой подвезти и раскидывается шокирующими фразами («ты довольно старая, ты больная, у тебя смешные зубы», «а ты не подтекаешь? Старики часто писаются и подкладывают себе памперсы»), голову одинокой женщины (Кристине Йирку) опускают в унитаз и в отместку она достает пистолет.

Этот фильм – исследование человеческой природы без прикрас. Зайдль показал жизнь без прикрас и в мельчайших деталях, почти документально. Такое обычно не показывают, о таком не говорят, потому что это некрасиво и по-настоящему. Это как пот подмышками – естественно, но неприятно.

Зритель против собственной воли оказывается вуайеристом и испытывает дискомфорт, из-за чего появляется почти непреодолимое желание отвести глаза от экрана и забыть этот фильм навсегда. Но по какой-то причине ты не можешь этого сделать и продолжаешь смотреть, морщась от отвращения и невольно примеряя на себя все, что происходит в сюжете, и почти физически переживая все, что переживают герои. А потом ловишь себя на мысли, что начинаешь получать от этого процесса извращенное удовольствие, – и пугаешься сам себя, ведь такое не должно приносить положительные эмоции. В этом и заключается пугающая гениальность Ульриха Зайдля.

Фильм снят долгими планами, часто камера полностью статична, от этого появляется некая театральность событий. Ужасы жизни часто даны намеками и остаются за кадром, но зритель прекрасно понимает, что там произошло, например, момент изнасилования Зайдль показывает закрытой дверью, изменившимся поведением девушки и ее взглядом – это гораздо страшнее видеть, чем сам процесс. Финал фильма – апогей того, что что-то в этой жаре все-таки случилось и жизнь больше никогда не будет такой, как прежде.

Нарочитая откровенность фраз: «Мне жарко. Я потею» не оставляет сомнений, что все здесь – страшная правда. Фильм сбивает с толку и оставляет крайне дискомфортное ощущение. Его хочется смыть с себя, как пот после удушающей жары.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)