DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ВЕДЬМА: РЕИНКАРНАЦИЯ

Арт значит искусство

Ужасающий 2 / Terrifier 2

США, 2022

Жанр: ужасы

Режиссер: Дэмиен Леоне

Сценарий: Дэмиен Леоне

В ролях: Лорен ЛаВера, Дэвид Ховард Торнтон, Эллиотт Фаллэм, Сара Войт, Кайли Хайман, Кэйси Хартнет, Амели Маклэйн

Похожие фильмы:

  • «Кошмар на улице Вязов» (1984)
  • «Швы» (2012)

На фоне средних или, чаще всего, провальных продолжений и перезапусков, коим подвергаются все культовые персонажи слэшеров, в 2016 году появился «Ужасающий», представивший миру нового оригинального, колоритного злодея. Хотя поклонникам, которых на сегодняшний день стало дичайше много, конечно, известно, что впервые клоун Арт появился в дебютной короткометражке Дэмиена Леоне «Девятый круг» – работе, в которой он решил максимально опробовать свои профессиональные гримерские навыки. Как и его главного кумира Тома Савини когда-то, Леоне из мастеров по спецэффектам затянуло в режиссуру. Следующая работа под названием «Несущий ужас» была уже полностью посвящена Арту, как и антология «Канун Дня всех святых», объединившая короткометражки с помощью единого сквозного сюжета. Уже в этом фильме, хоть он и прошел мимо широкой аудитории, считывались все особенности, присущие режиссеру и персонажу. Фильм был очень страшным. И очень жестоким.

В «Кануне Дня всех святых» Арт уже был главным героем, но все еще не был достаточно осязаем из-за особенностей сюжета – в середине фильма он изображен на видеопленке, в конце предстает то ли потусторонней сущностью, то ли глюком главной героини. А вот в «Ужасающем» он уже в лучших традициях жанра надевает костюмчик, наносит грим, собирает в мусорный мешок коллекцию колюще-режущих предметов, выдвигается развлекаться и становится реальнее некуда. Разглядев свежий взгляд Леоне на каноничные вещи, отметив его талант, смелость и явную страсть к своему проекту, а также наличие авторского стиля (здесь возникает парадокс – стиль, конечно, не авторский, но грамотным сложением нужных элементов превращается в таковой), соскучившиеся по оригинальным персонажам зрители стали настойчиво подталкивать Арта в один ряд с общепризнанными иконами.

Самое главное отличие второй части – расширение масштаба и хронометража, более близкое знакомство с главными героями и их повседневной жизнью. Это уже не одна длинная страшная и кровавая сцена – здесь между появлениями злодея на экране есть возможность выдохнуть. Но эти передышки не кажутся скучными или затянутыми благодаря хорошо прописанным персонажам, за которыми интересно наблюдать, в особенности за главной героиней Сиеной, вокруг которой и строится повествование. Спустя год после резни, описанной в первом фильме, в канун Хэллоуина Сиена начинает видеть кошмары, а ее младший брат Джонатан сталкивается с Артом лицом к лицу.

Еще одно отличие продолжения – введение, по сравнению с первым фильмом, где было только насилие и ничего больше, некой мифической составляющей, даже супергеройской. Сиена здесь предстает эдакой Чудо-женщиной с волшебным клинком. Такой поворот понравился не всем и оставил вопросы, но учитывая, что продолжению вроде как быть, история еще не окончена, и выводы делать рано.

Снова бросается в глаза цветокоррекция, действующая на подсознание по принципу свитера Фредди Крюгера – даже комната героини, на первый взгляд максимально уютная, вызывает небольшую тошноту из-за странного сочетания холодных оттенков. Яркие цвета присущи цирку, но претят фильмам ужасов, и от этого их смесь получается довольно тревожной. Так же, как и жестокость здесь всегда стоит рядом с весельем. Пик этого показан во сне Сиены, который длится чуть ли не десять минут. Саундтрек еще со времен короткометражек подбирается режиссером самостоятельно, так что нет ничего удивительного, что с задачей нагнать напряжения он справляется идеально. Леоне на полную использует все аудио- и визуальные инструменты.

Режиссеру удалось придумать злодея, который смог напугать даже тех, кто на хоррорах вырос. Арт выдает кучу эмоций, но не издает не звука, и остается криповым, даже когда дурачится – чего только стоит сцена с очками в магазине или с газовой горелкой и автоматом в клоунском кафе. Хотя лицо актера Дэвида Ховарда Торнтона скрыто за толстым слоем грима, от его взгляда веет такой злобой и жестокостью, что становится ясно – у жертвы нет никаких шансов. Ни малейшего намека на то, что маньяк проявит сострадание или его удастся обвести вокруг пальца. Еще одно оригинальное качество злодея – он может и пистолет достать, и на машине переехать, и использовать любые подручные средства, а не ходить с одним мачете. Полная история Арта до конца пока так и не раскрыта, а возможно, и не будет, но, если посмотреть короткометражки, некоторые вопросы отпадают. Если зрителю понравился персонаж, но с его истоками ознакомиться не удалось, – рекомендуется наверстать упущенное.

«Ужасающий» прославился не только клоуном, но и сценами убийств. В продолжении создатели продолжают смаковать эту тему. Для работы над сиквелом было привлечено гораздо больше гримеров. Интересно, что получившиеся эффекты опять балансируют на грани – натуралистично, но не до конца. Именно такая подача имеет должный эффект, отсылая к ужасам 70-80-х, когда кровь была явно бутафорской, но все равно было страшно.

Дэмиен Леоне в интервью часто упоминает Тарантино, и они действительно схожи тем, что, пользуясь уже известными приемами и образами, только переосмысляют их и дают второе дыхание, да так, что это действительно выглядит как нечто новое. Разве мы не видели чего-то, что показано в «Ужасающем»? Но мелкие детали, разрывающие шаблоны, бесстрашие режиссера, смело выходящего за рамки, умение найти нужные рычаги воздействия на зрителя, гармоничное использование уместных здесь и сейчас кинематографических инструментов, блестящая работа с актерами (Леоне дает им достаточно свободы для творчества) — все это оказывает на зрителя впечатление, которое можно окрестить «глотком свежего воздуха». На современном хоррор-пространстве, среди либо очень умных фильмов, либо достаточно скучных, увидеть по-настоящему страшный и впечатляющий слэшер было неожиданностью.

Многие назвали «Ужасающий 2» лучшим хоррором 2022 года. Так ли это – каждый решит для себя сам, но Дэмиена Леоне определенно хочется окрестить интересным авторским режиссером, за которым нужно продолжать наблюдать.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)