DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Баязид Рзаев: «Популярность Лавкрафта основана на том, что мы находимся на этапе наверстывания»

20 января отмечает 10-летний юбилей крупное сообщество во ВКонтакте «Говард Лавкрафт | H.P. Lovecraft», насчитывающее на сегодня свыше 84 тысяч человек — что делает его крупнейшим лавкрафтианским объединением в Восточной Европе. По случаю этой знаменательной даты DARKER пообщался с его основателем — литературоведом и музыкантом Баязидом Рзаевым — и расспросил его об истории создания паблика, трудностях админских будней и, конечно, о Говарде нашем Лавкрафте.

Баязид, сообщество «Говард Лавкрафт | H.P. Lovecraft» отмечает 10-летие, однако информации о его создании в интернете не очень много. Расскажите, пожалуйста, как оно появилось.

Вот прямо сейчас мне хотелось бы разразиться романтической историей о двадцатитрехлетнем студенте Гнесинки, который однажды создал паблик — и пошло-поехало. Но реальность всегда намного прозаичнее, хотя и не без интересных поворотов. Будет ли для вас удивлением, что сообщество Лавкрафта возникло вопреки и назло? Грубо говоря, это продукт задетого чувства собственной важности юного меня.

Итак, все началось летом 2010 года, когда я написал администратору крупнейшей тогда группы Лавкрафта — а в то время еще не было такого формата сообществ, как паблики, — с просьбой дать мне администраторские полномочия для развития группы. На тот момент в его сообществе состояло около 7 тысяч человек, что по меркам 2010 года считалось солидным, с учетом тематики, разумеется. В ответ я получил игнор, что, конечно же, расстроило сенситивного музыканта, и я такой: «Ну ничего, я создам еще свою группу с блэкджеком и…»

Осенью того же года я познакомился с Александром Г., который пригласил меня администрировать группу «За Лавкрафта без Культа Ктулху». Забавное и провокационное название, вы не находите? Чтобы понять его смысл, стоит окунуться в историю. Году эдак в 2006-м некие обитатели интернета задали на прямой линии вопрос Путину, мол, как вы относитесь к пробуждению Ктулху? И пошло-поехало, шутки «Ктулху зохватит наш моск», «Свидетели Ктулху» и все тому подобное. Маховики интернет-фольклора крутились тогда не так быстро и отчаянно, как сейчас, и мем этот прожил достаточно долго — вплоть до 2010 года. Группа «За Лавкрафта без Культа Ктулху» была своеобразным оплотом борцунов против негативной популяризации трудов Лавкрафта (грубо говоря, против опопсения). Но мы тогда столкнулись с одной большой проблемой: каждый второй ценитель Лавкрафта считал своим святым долгом расщедриться на стене сообщества какой-нибудь абоминацией в стиле: «Да вы охренели??? Ктулху — главное божество Лавкрафта, а вы против него???» То есть никто не понимал основную цель группы.

Со временем таких абоминаций стало нестерпимо много, а я преследовал цель набрать солидное количество человек. Было решено переименовать группу в более скромное «Говард Лавкрафт». Зимой 2011-го, как помню сейчас, я успешно сдал экзамен по фортепиано, а потом подхватил какую-то заразу и слег на неделю с температурой 39 градусов. В один из семи простудных дней я забрел на страницу своей знакомой и увидел под фотографиями новый раздел «подписки», а в нем — ссылку на сообщество Джонни Деппа, это был новый формат ВК-комьюнити — так называемые паблики. Я поискал, нет ли случаем в ВК аналогичных сообществ аналогичного формата по Лавкрафту? На счастье, таковых не оказалось, и я решил действовать незамедлительно. Правда, замешкался на поиске ссылки в интернете для создания пабликов (тогда в ВК еще не существовало удобной кнопки для этого). Так и появился наш паблик.

Какие основные вехи в его истории вы бы отметили?

Поскольку мы рассматриваем все исключительно в рамках истории паблика, то я не беру мое знакомство с Алексеем: оно произошло еще в 2008-м году, собственно, и паблик с самого начала мы ведем вместе. Первая прямо такая значительная веха — приход музыкального администратора Ксении. Из-под ее курсора вышло немало прекрасных подборок по дарк-эмбиенту. Сейчас, к моему великому сожалению, с Ксенией потеряли всякие контакты.

Вторая, самая, пожалуй, значительная веха — приход администратора Вадима. Именно благодаря его математическому уму и компанейской жилке паблик идет едет по нынешнем рельсам. Я слишком сентиментален, Алексей чересчур добродушен, нам нужен был человек строгий и рассудительный, и тут приход Вадима оказался очень кстати. Именно Вадим первое время налаживал связи с издательствами и разработчиками игр.

Ну и самая тяжелая веха для паблика, которую мы уже успешно преодолели, — явление Немезиды и таргетированной рекламы, когда ВК под предлогом борьбы за чистоту и оригинальность контента начал нарочито скручивать статистику. На деле это очередное вымогание денег из карманов администрации. Мы не раз публиковали оригинальный контент по просьбе самих художников, сами делали немало контента, а статистика не росла. Очень часто другие паблики брали наш собственный контент, а матушка Немезида и пальчиком не шевельнула. Такие дела. Сейчас, конечно, все легче — когда алгоритмы и причинно-следственные связи уже давно поняты и нащупаны, но неприятный осадок остается и поныне.

Администратор Алексей.

Администратор Вадим.

Сколько человек сейчас, если не секрет, трудится над контентом паблика?

Я стараюсь не указывать точное количество, по этическим соображениям. В принципе, вы уже знаете троих администраторов (Я, Алексей и Вадим), помимо них есть еще администраторы, которые хотели бы остаться в тени.

Хорошо, пусть точное количество админов останется в тайне. Тогда расскажите, пожалуйста, об их загруженности. Скажем, сколько времени в среднем посвящает паблику самый занятой администратор? Может ли ведение такого большого сообщества потянуть на полноценную работу?

Сложно назвать даже среднее время. У контент-администраторов — а это настоящие стахановцы и герои труда — уже сформировался свой мониторинг контента. Полагаю, это какие-то оповещения, подписки, RSS и все в таком духе. Проводят ли они свои дни за кропотливым поиском контента или делают это параллельно с какими-то своими делами — честно говоря, не знаю. Меня, к сожалению, не особо посвящают в эти дела. У нас есть общая беседка, куда закидывают идеи и разнообразный контент для проверки и одобрения. В наши дни, как я уже говорил, приходится прибегать к инстанционным методам. Публика ныне искушенная, постить все подряд, как в старые добрые времена, увы, не получится. Так вот, самое долгое затишье в администраторской беседе длится час-два, все остальное время, не считая ночи, идет постоянный поток предложений. Вот и рассудите.

Что, по-вашему, самое трудное в ведении паблика с десятками тысяч подписчиков?

Самое трудное — контент. И нет, найти его или состряпать не составляет никакого труда. Проблема в непредсказуемости отклика. Дело даже не в том, что посты с кривым фотошопом заходят на ура, а серьезные, выстраданные литературные исследованиям остаются без внимания, здесь все понятно. Гораздо больше проблем приносит однотипный контент — тут-то и начинаются «любимые» гадания и ставки «зайдет — не зайдет». Порой безынтересные арты пользуются большим откликом, нежели сложные и интересные. То есть полная непредсказуемость фидбека. Все остальное вполне решаемо и не составляет сложностей.

Можете привести примеры наиболее трудозатратных работ из вашего паблика, которые упомянули?

Самый ад — это отбор контента на публикацию. Вот серьезно. Найти, создать самому контент — плевое дело в сравнении с теми терзаниями, которые испытываешь при расчете отклика. Хотя бы потому, что в нынешних реалиях отклик, в принципе, сложно предугадать. Не менее сложный процесс — организация розыгрышей от и до, особенно, если партнер ответственный и полностью берет на себя логистические издержки, как, например, издательство «Азбука», HylePress или Hobby World. Сложность в том, что для таких спонсоров хочется выжать все по-максимуму, и на это уходит немало сил. Для нас конкурсы в ВК — это не «запустил и жди», это процесс, требующий постоянного внимания и действий. Нам также важно, чтобы конкурсы были строго тематическими. Нередко в ЛС паблика кидают совершенно нелепые предложение, причем официальные представители: разыграть электрочайник, разыграть набор ножей ручной работы, разыграть набор крафтового чая. Однажды вообще предложили разыграть билеты на любовную драму отечественного производства; видимо, свою роль сыграла морфема «love».

Как бы вы объяснили, почему именно вашему сообществу удалось стать крупнейшим во ВКонтакте? Так сошлись звезды или на то были земные причины?

Знаете, Артём, вы, я уверен, слышали и читали немало великолепных историй о том, как великие компании начинали с гаража и разрослись до транснациональных корпораций? Так вот, зачастую это всего лишь приятная сказочка про американскую мечту, которая призывает к банальным и давно опровергнутым постулатам, мол, встань с дивана, выйди из зоны комфорта — и вуаля, у тебя все получится. На деле выясняется, что практически за каждым гаражным бизнесменом стоит значительный капитал. Советую глянуть об этом ролик Егора Иванова (канал «Плохой сигнал»).

Так вот, я не хотел бы обманывать ни себя, ни вас словами из разряда: «Я встал и смог, сможешь и ты, только седалище с кресла подними». Нет, конечно же, мы трудились рьяно и самоотверженно, мы были озарены идеей. Но лично я считаю, что помимо труда здесь есть и толика везения. Во-первых, паблику и лично мне повезло с администрацией: у нас великолепный оформленный коллектив, где уже сформировался свой фольклор, где у каждого есть своя строгая роль и обязанности. Во-вторых, за нами уже была ВК-группа в пять тысяч человек (а на 2011 год это считалось приличным числом), которая послужила хорошим трамплином для паблика: мы постоянно рекламировали паблик через нее. В-третьих, умение налаживать связи и кооперироваться с другими сообществами.

Почему, по-вашему, ГФЛ сегодня пользуется такой популярностью в России?

Здесь, конечно, можно бесконечно долго философствовать о близости лавкрафтианского пафоса к нашей родной русской экзистенциальной тоске, о соответствии взглядов молодого Лавкрафта нынешней политической повестке СНГ, о нашей страсти высмеивать клишированные обороты (циклопический, неописуемый, хтонический, исполинский, неведомый, неименуемый). Оставим это на суд философов.

Вкратце, я считаю, что популярность Лавкрафта основана на том, что мы находимся на этапе наверстывания. Если подробно, переиначу слова монтера Мечникова: популярность Лавкрафта есть продукт при полном непротивлении количественного и качественного показателей. Поговорим подробнее о количественном? Как я уже сказал, мы наверстываем то, чего у нас не было до нулевых, и наш основной вектор — работа над ошибками. Сейчас объясню, что это такое. Конечно, Лавкрафт переводился и в перестроечном Союзе, и в девяностые, но тогдашние тиражи были не столь велики, а переводы оставляли желать лучшего, особенно в вопросах транслитерации (привет Цтулху, Стхультху и самому Ловекрафту). Нулевые были первой стадией работы над ошибками — переводы стали аутентичнее, тиражи получше, а тут еще тот самый вопрос к Путину разогрел интерес к Лавкрафту.

Десятые годы — новый этап работы над ошибками: появился знаменитый пятитомник от «Азбуки» — лучшее, на мой взгляд, издание с лучшими переводами — появляется «Некрономикон. Миры Говарда Лавкрафта» от «Эксмо». То есть у нас было немало переводов и, соответственно, немало изданий. И, казалось бы, все, наоборот, множество изданий — это следствие заинтересованности публики, а не причины. Несомненно, это так, но ведь большое количество книг Лавкрафта на полках магазинов вызывало недюжинный интерес и у людей далеких от жанра, а если еще эти книги красивы, то интерес удваивается. И здесь мы перейдем к качественному.

Вот мы поработали над ошибками, теперь у есть нас прекрасные переводы и постоянные переиздания, так? Чудесно, но ведь рынок постоянно требует обновления. И если раньше стоял вопрос о том, кто вообще издаст, то сейчас стоит вопрос о том, кто издаст красивее и масштабнее: «Азбука», например, издает чудесные артбуки «Зов Ктулху» и «Хребты безумия» с завораживающими иллюстрациями Баранже (серия «Больше чем книга»), АСТ издало «Ужас Данвича» со знаменитыми иллюстрациями Карузо, «Феникс» выкатил летом трехтомник со своими переводами и иллюстрациями. Грех недооценивать влияние красочных книг на привлечение новой аудитории. Таким образом, я считаю, что популярность Лавкрафта в России сообщена стадией наверстывания и, как следствие, соревнованиями издательств.

Плюс ведь еще есть настолки, и едва ли мы увидели бы столько артбуков на русском языке, не будь у нас так популярны «Ужас Аркхэма» и «Древний ужас». А чего, по-вашему, Лавкрафту в России не хватает? Вы видите сценарий, при котором ваши сегодняшние 84 тысячи подписчиков превратились бы, скажем, в миллион?

Хороший вопрос. Предлагаю рассмотреть его с нескольких сторон. Чтобы расшириться до миллиона, нужны частые инфоповоды. Интересный факт: самый большой естественный приток подписчиков на паблике был зафиксирован после выхода трека «HPL» российского рэп-исполнителя Oxxxymiron'a. Но мы никогда даже и не мечтали достичь миллиона. Сейчас аудитория в десять тысяч активных (!) подписчиков намного привлекательнее миллиона молчунов. И сейчас мы взяли курс на высокую статистику, а не на рост количества подписчиков, и стали активно очищать паблик от удаленных страниц.

С технической точки зрения, миллион вполне достижим, если ВК добавит алгоритм условной подписки, как у Facebook. Это когда социальная сеть формирует цифру поклонников по информации со странички пользователя. Что это значит? Положим, вы написали «Говард Лавкрафт» в разделе «Любимая литература» на своей FB-страничке — и оп! — алгоритм прибавил вас к общему количеству поклонников, которые указаны на официальной странице Лавкрафта. При этом, чтобы получать с нее новости, надо зайти на нее и подписаться — стать полноценным подписчиком. Не знаю, жив ли этот алгоритм сейчас, всяко раньше было так.

Говоря о России в общем, мне кажется, нам категорически не хватает переводов публицистических и эпистолярных трудов Лавкрафта. К сожалению, все, что мы имеем на сейчас, — это несколько тоненьких брошюр от инди-издательств. Конечно же, можно накопать что-то и в интернете — низкий поклон Алексею Черепанову, на счету которого с десяток или два переведенных писем Лавкрафта. Но нам, считаю, нужны увесистые тома с разбивкой на тематические разделы и, конечно же, сносками и пояснениями. Дело в том, что некоторые публицистические работы и письма Лавкрафта содержат в себе открыто экстремистские высказывания. Лично я свожу это к o tempora o mores — суровый модерн, знаете ли! — и не придаю этому значения. Но вот многие поклонники российского сегмента расценивают работы молодого Лавкрафта как исключительно статичный показатель его личности: родился милитаристом, расистом, ультраконсерватором, таким жил и таким ушел в могилу — эдакий истукан, а не живой человек со своими перипетиями. На деле же, как отмечал Де Камп, зрелый Лавкрафт — это уже социал-либерал и пылкий поклонник Рузвельта. Вот, собственно, зачем и нужны сноски и пояснения.

В описании паблика указано, что у вас самое крупное на территории Восточной Европы сообщество любителей творчества Говарда Лавкрафта. А на какие другие сообщества о мечтателе из Провиденса, не только в Восточной Европе, вы равняетесь? Кто из зарубежных лавкрафтофилов вас вдохновляет?

Чтобы прям вдохновляли? Думаю, таких нет. Конечно, мы соприкасаемся в каких-то аспектах с теми же Lovecraft eZine, но не могу сказать о вдохновении и равнении. Специфика общественных настроений слишком разная.

ГФЛ-сообщество не единственный ваш проект. Расскажите о других ваших пабликах — какие цели они преследуют и в чем их особенности?

Изначально у меня было около десяти крупных проектов, потом пришлось все свести к минимуму из-за элементарной нехватки времени и потери интереса. Сейчас у меня три основных проекта.

«Нуар» — паблик о темном жанре. В отличие от большинства подобных групп, он сосредоточен не столько на фильмах, сколько на литературе жанра нуар. Вообще, литература-нуар столь же родна моему сердцу, что и лавкрафтиана. А отец литературного нуара Корнелл Вулрич для меня столь же любим и близок, что и Лавкрафт.

«Хтонота» — многострадальный паблик, прошедший несколько ребрендингов и сменивший немало векторов. Изначально это был паблик Piano’n’Ambient, посвященный минималистической фортепианной музыке в сопровождении эмбиентовых текстур. Потом он стал Lovecraft.FM — своеобразным музыкальным узлом между пабликами по Лавкрафту и Нуару. Ну и, наконец, антипиратская политика ВК вынудила нас пересмотреть сменить курс. Теперь это паблик по мрачному юмору «Хтонота».

Ваше сообщество поддерживает независимое издательство «Полтергейст Пресс» — ваш логотип соседствует с нашим во всех его книгах. А есть ли еще у вас партнеры и коллеги по темному жанру, с которыми вы сотрудничаете?

Конечно, есть. Мы сотрудничали с инди-издательством «Найди лесоруба», с Hyle Press — издателями философского ужаса и не только. С нового времени сотрудничаем с Михаилом Парфеновым и серией «Самая страшная книга», сотрудничаем с «Азбукой», Hobby World и, конечно же, с самим DARKER’ом. Мы также поддерживаем разработчиков инди-игр. Мы открытые ребята, любой может к нам обратиться с предложением.

Есть ли у паблика конкретные планы на будущее? Нововведения, расширения, значимые события?

На будущее очень много планов, и, честно говоря, я не знаю, насколько реализуемы некоторые из них. Но рассказывать об этом пока не буду, дабы не испортить подписчикам сюрприз.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Митя 08-02-2021 11:58

    Да очень интересно, недавно случайно нашел ваш сайт, молодцы!

    Учитываю...
  • 2 Sworn2Black 20-01-2021 19:59

    Крутое и подробное интервью (ну а как иначе smile). Интересно было узнать, как ребята из HPL ведут внутреннюю кухню.

    Учитываю...