Воображаемый друг / Imaginary
США, 2024
Жанр: ужасы
Режиссер: Джефф Уодлоу
Сценарий: Джефф Уодлоу, Грег Эрб, Джейсон Оремлэнд
В ролях: ДеВанда Уайз, Тэджен Бернс, Пайпер Браун, Бетти Бакли, Том Пэйн, Вероника Фалькон и другие
Похожие фильмы:
- «Синистер» (2012)
- «Паранормальное явление 4» (2012)
- «Бугимен» (2023)
За годы существования жанр хорроров в киношной своей ипостаси собрал целую коллекцию запоминающихся образов и приемов. Самым действенным, а заодно и самым примитивным, до сих пор является банальный скример – когда на экране появляется что-то страшное под громкий резкий звук. Чуть больше мастерства требуется, чтобы создать нужную атмосферу, но даже тут кроются свои нюансы. К примеру, виднеющийся в раскатах грома готический замок на вершине утеса – атмосферно. Густой лес, затянутый белесым непроглядным туманом, из которого выступают скрюченные ветви и корни – тоже атмосферно. Заброшенные психлечебницы и корабли-призраки, одновременно таящие в себе следы человеческого присутствия и налет неумолимого забвения, – также атмосферно.
Но это все, как ни крути, использование мрачности как таковой, инстинктивных страхов перед темнотой, недружелюбной природой, тленностью бытия и лиминальными пространствами. Куда как интереснее использовать нечто не пугающее по своей сути, чтобы нагнать леденящей жути. Маленькие девочки в беленьких платьицах, прыгающие под ярким летним солнцем через скакалку и читающие нараспев глупую детскую считалочку, – когда такая невинная картинка пробирает до «костей мозга», вот тогда у автора поистине получается создать атмосферу.
Использовать детей в жанре ужасов научились давно: в 1973 году на экраны выходит «Изгоняющий дьявола» с одержимой 12-летней девочкой в качестве одного из центральных персонажей, а через три года, в 1976-м, появляется «Омен», где маленький мальчик является олицетворением зла, Антихристом в буквальном смысле. Но метаморфозы приемов менялись вместе с индустрией, и среди прочего появился прием с вымышленным другом. Признайтесь, это действительно жутко, когда кто-то отчетливо и осмысленно говорит с кем-то, кого ты не видишь. Но детям данный симптом явной шизофрении зачастую списывали на буйное воображение.
Собственно, обозреваемый фильм как раз и посвящен данному явлению. Он так и называется – «Воображаемый друг». Лента Джеффа Уодлоу профинансирована Джейсоном Блумом и его компанией Blumhouse Productions, а это значит, что зритель вправе рассчитывать на относительно скромный в плане бюджета, но толково снятый с технической стороны ужастик. Не исключено при этом, что кино окажется более чем достойным, заложив основу для полноценной франшизы.
С «Воображаемым другом» ситуация в меру неоднозначная. За все время проката фильм заработал 39 миллионов долларов, что при бюджете в 12 тянет на умеренный успех. Другое дело, что критики и зрители дружно его невзлюбили, выставив низкие оценки – а это подкашивает и без того неоднозначный потенциал для продолжения. Но попробуем разобраться, почему так.
Сюжет строится вокруг художницы и автора детских книжек Джессики (ДеВанда Уайз). Вместе с мужем и двумя его дочерьми она переезжает в дом, где провела детство, прежде чем отец не сошел с ума. Героиня пытается наладить на новом месте отношения с падчерицами и параллельно настроиться на работу над новой книгой. Ситуация перестает быть томной, когда младшая девочка Элис (Пайпер Браун) находит в подвале старого плюшевого мишку по имени Чонси. Она начинает активно общаться с новым другом, а Джессика со временем подмечает, что шалости, на которые Чонси подбивает Элис, становятся все менее безобидными.
Зачин со всех сторон выходит типовым для очередной страшилки. Для искушенных фанатов это, впрочем, не приговор – куда важнее, как создатели справятся с очередной итерацией заезженных штампов. В меру успешная (в том числе в хорроре) карьера Уодлоу включает в себя как стезю режиссера, так и сценариста, но для придания истории лоска он привлек к написанию Грега Эрба и Джейсона Оремлэнда, самой известной работой которых был диснеевский мультфильм «Принцесса и лягушка» (2009).
Нельзя сказать, что сообща они не справились с поставленной задачей увлечь и напугать. Отдельные моменты и сцены в кино вышли что надо – захватывающие, интригующие и по-хорошему контрастные, когда невинные на первый взгляд события намекают на ужасные последствия. А вот на второй половине хронометража стройность повествования начинает сыпаться, превращая зрелище в хоровод не слишком убедительных перфомансов.
Добавляет минусов невыразительная игра центральной актрисы. Если Пайпер Браун в роли крохи Элис еще вытягивает за счет детской непосредственности, подогнанных реплик и плюшевого мишки под мышкой, то ДеВанда Уайз не вывозит от слова совсем. Отыгрываемый ею спектр эмоций заставляет вспомнить анекдот про девочку, которой мама слишком сильно волосы на затылке в хвостик собрала. Она с одинаковым выражением лица обсуждает работу по телефону, беседует с падчерицами, навещает свихнувшегося отца в больнице и внезапно вспоминает страшные тайны прошлого. Сопереживать такому картонному персонажу хочется еще меньше, чем игрушке из подвала.
Называть отвратным «Воображаемого друга» не хочется – это проходное кино на один раз, способное вызвать в памяти более качественных товарок по жанру, а также подкинуть пару интересных идей для творчески настроенных зрителей. Хотя бы за это ему можно поставить плюс.
Комментариев: 0 RSS