DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

КУКЛА. ЗАРОЖДЕНИЕ ЗЛА

Боги из машины

«Искры хаоса»

Автор: Темур Шельм.

Художники: Глеб Мельников (пролог в 6 страниц), Александр Малышев.

Издательство: Topcreator Publishing (2023, Россия), CEX Publishing (США, 2022).

Жанры: технофэнтези, стимпанк, боевик.

Похожие произведения:

«Американские боги» Нила Геймана.

В рабочих и учебных регламентах СССР по сценаристике черным по белому было прописано, что сценарист должен не только обладать полетом фантазии, профессиональными навыками и писать на темы, в которых разбирается, но и иметь большой жизненный опыт. В графических романах Темура Шельма полный набор данных качеств, и это делает его произведения крайне увлекательными.

В случае «Искр хаоса» мы имеем дело с интерпретацией всеми любимых мифов древнего мира. По сути автор перенес жизнь богов и мифических существ в современность в гиперболизированной форме. Это история про наше отношение к наследию и прежде всего поиски творческого начала, этих самых искр хаоса.

Итак, про сюжет. Около полувека назад Дионис пытался поднять восстание, вернув былое величие богам и творческое начало людям, но был убит. Остальным божествам пришлось смириться с реалиями и либо оказаться преданными забвению, либо перейти на сторону победителя и служить ему.

Фабула основана на общих представлениях обывателя о мировой мифологии, укоренившихся в обществе. То есть Шельм вполне отчетливо показывает нам знакомые осовремененные образы, к примеру, Барона Субботу, служащего в церкви. А что не так? Разве нет таких смешений язычества с христианством? Их настолько много, что в одном томе просто не уместить.

Интересное драматургическое решение связано с главным антагонистом, присутствующим незримо и при этом зловеще ощущаемо через действия его служителей и реакцию протагонистов. А ведь последних тут немало. Да что и говорить, если заявленный протагонист Силен тоже порой ведет себя как негодяй, лишенный гуманистической морали. Это следствие его античного происхождения, что лишний раз говорит об аутентичности.

Так вот, перед нами Силен, сатир и гениальный писатель, сын Гермеса. В разных вариантах древнегреческих мифов Силен был то сыном Пана, то сыном Гермеса. В комиксе Силен так же, как козлоногий забулдыга Пан, обладает склонностями к харассменту, музыке и любовью к дракам. Здесь мы наблюдаем смешение образов двух козлоногих, но превалирует образ именно Силена. Фактически наша история — это переложение сюжета о взаимоотношениях Силена, воспитавшего дважды рожденного Диониса (что мы и будем наблюдать в условиях современности).

В начале истории Силен находится на стадии выгорания, с тех пор как полубоги заключили со святой церковью позорный пакт, связывающий божествам руки. Да еще и Дионис, который побуждал богов и полубогов, а также людей к анархизму и возвращению творческого начала в мир, превративший всех в серую массу рабов режима, был уничтожен.

Графический роман успешно сочетает сюрреалистические элементы и магический реализм, в нем много метафизики. Но метафизики не косвенной и с намеком, а бьющей фонтаном. Сравнение с «Американскими богами» напрашивается само собой, при этом экшена куда больше, чем у Геймана. Можно вспомнить и предшественников — «Меч Виланда» Редьярда Киплинга, «Войну древних и новых богов» Эвариста Парни. Мотивы скрытого сосуществования божеств и простых смертных Темур Шельм раскрутил до предела, подкинув ракетного топлива.

Динамика повествования очень редко дает глазу и мозгу читателя отдохнуть. Вот мы наблюдаем за одними персонажами, и тут врываются сюжетные линии еще нескольких. Герой, казавшийся главным, уступает место другим персонажам, позволяя им раскрыться, насколько это возможно в рамках 150 страниц. Все это с наслоениями различных пантеонов и династий богов, их внутренних и внешних разборок (уж не говоря о внутреннем конфликте отдельно взятых персонажей).

Сеттинг и лор мира иной раз сложно удержать в голове, он настолько мозаичен, что спасает лишь динамика. Однако большинству задач находится решение, и так подводится итог первому тому: вполне целостному, пусть иногда противоречивому. Но и противоречия вступают в сюжет полноценно и в конце концов разрешаются, будто говоря «мы эту кашу заварили, но сделали ее вкусной и полезной, добавив много ингредиентов для хорошей усвояемости».

Темур Шельм умеет совмещать американский и европейский подход к драматургии произведения. Тут вам и безостановочный экшен, и проработанные крючки и ружья сюжета. Можно было бы придраться к паре моментов с появлением «бога из машины», но и это автор сумел преподнести с хорошей самоиронией.

Арка каждого героя в той или иной степени видоизменяется и не буксует, особенно это касается Диониса и Силена. Что же до образа Сапфо, раскрыть ее в первом томе как будто не хватило запала, ведь согласитесь, увидев, что обычная смертная — перевоплощение Сапфо, сразу начинаешь думать о ее любви к женщинам и ее гениальных стихах. Очевидно, объем материала не позволил изобразить это полноценно. Тем не менее Сапфо, а точнее ее инкарнация, подается увлекательно.

Прелесть сюжета в том, что автор будто предугадывает желание читателя за секунду до, показывая действие столь же интересным, как складывается в голове, при этом не уходя в полную предсказуемость.

Чего не хватило, так это дополнительных материалов: все-таки такой большой графический роман не мог обойтись без экспериментов, да и за историей создания проследить было бы любопытно. Возможно, в дальнейшем мы это еще увидим.

Можно сказать, что отдать около 1000 рублей за объемный томик с твердым переплетом оправданно: все-таки он читается на одном дыхании, оставляя приятное послевкусие. Качество печати: цветопередача просто отличная, претензий нет.

Самое большое достоинство произведения, как ни странно, в его мейнстримности. Почему-то многие любители плюются от такого подхода. Мол, подавайте артхаус да экспериментальность, в итоге мы наблюдаем серую массу авторских комиксов а-ля «я художник, я так вижу!», не претендующих на качество и любовь массового зрителя, и обычно судьба таких работ незавидна.

Комиксы Темура Шельма — редкий самородок на отечественном рынке. Надо сказать, что Шельм не просто сценарист, а полноценный продюсер с блестящим видением как сюжета, так и визуала. И поэтому и художников умеет подбирать наиболее подходящих, таких как Александр Малышев: это иллюстратор, владеющий созерцательным языком картинки, хлестким, динамичным, вбивающим в память не только образы, но и события.

Надо также упомянуть Глеба Мельникова, уже не единожды удачно вписавшегося в американский комикс-пром историями про Робина, Бэтмена и Ангела. Мельников поработал над 6-страничным прологом «Искр хаоса» и передал эстафету Малышеву. Основные и альтернативные обложки созданы Алексом Макаровым, Мельниковым и Малышевым. Над цветом поработали Малышев, Мельников и Анна Сидорова. И, несмотря на обилие иллюстраторов, рисунок цельный и выполнен в одном стиле.

Подобные труды создают отличную конкуренцию. Ведь Bubble фактический монополист в своем деле не потому, что всех притесняет, а потому, что мало действительно хороших коллективных работ. Многие начинающие и не очень комиксисты зачастую забывают, что девятое искусство — это именно совместный труд. Вот и получается, что продукции много, но это плод деятельности разобщенных авторов с редким хорошим качеством. Издательство Topcreator же создало прекрасную конкурентоспособную площадку для продвижения даровитых отечественных авторов.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)