DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Британский пациент

Исполнитель: Ozzy Osbourne

Название альбома: Patient Number 9

Жанр: Hard Rock, Heavy Metal

Страна: Великобритания

Лейбл: Epic Records

Дата выхода: 9 сентября 2022

В последние два с лишним года по миру расползается настоящее безумие… Впрочем, так было всегда. Но это мировое безумие все еще не в силах победить Джона Майкла Осборна. Легенда мирового тяжелого рока в свои семьдесят три с феноменальным упорством продолжает бороться за жизнь, несмотря на прогрессирующие недуги и пагубные влияния окружающей среды. И не забывает радовать своих многочисленных поклонников новой музыкой.

Вполне вероятно, «Patient Number 9» должен был появиться гораздо позже и неожиданно ворваться на сцену после долгих лет молчания, как и предшествующий ему «Ordinary Man» (2020). Но, видимо, пресловутая пандемия коронавируса, неустойчивое положение мировой экономики и состояние здоровья самого Оззи требовали решительных действий. В названии альбома можно усмотреть самоиронию: за прошедших два года Осборн действительно превратился в этакого VIP-пациента, на которого разом обрушились все тридцать три несчастья. Какой уж тут альбом?

Тем не менее перед нами уже тринадцатый студийный полноформат проекта Ozzy Osbourne, содержащий тринадцать же новых композиций. Как и его предшественник, создавался он при активном участии мультиинструменталиста, композитора и продюсера Эндрю Уотта. А вот по количеству персонала… пардон, приглашенных музыкантов «Пациент» даже превосходит «Oбыкновенного человека». Так, на гитаре засветились Джош Хомме (Queens of the Stone Age) и Дэйв Наварро (ex-RHCP, ex-Nine Inch Nails). Партии баса исполнили Дафф Маккаган (Guns N’ Roses), Крис Чейни (Jaine Addiction) и Роберт Трухильо (ex-Ozzy Osbourne, Metallica). За ударные отвечали Чед Смит (RHCP) и Тейлор Хокинс (Foo Figthers).

Об остальных участниках подробнее расскажем ниже. Пока же отметим, что назвать их просто гостями будет не совсем корректно, ибо после вдумчивого ознакомления с пластинкой понимаешь, что не все из них ограничились просто исполнением отдельных партий, а приняли более деятельное участие в создании материала.

В этом отношении «Patient Number 9» предстает своего рода путеводителем по отдельным творческим вехам музыкальной карьеры Оззи — тем более что некоторые из «гостей» тесно сотрудничали с ним на протяжении долгих лет. Новое откровение не содержит внезапных стилистических перегибов, которыми был полон «Ordinary Man» и, к счастью, избежало соприкосновения со звуковым мусором в духе Поста Малоуна и подобных ему. Это более легкая, ровная, стилистически выверенная работа с чрезвычайно богатым «внутренним миром», что опять-таки можно объяснить участием разноплановых исполнителей экстра-класса.

Главным действующим лицом здесь выступает, разумеется, сам почетный ветеран. Оззи ничуть не растерял своей природной вокальной харизмы, но, несмотря на автотюн, обилие фильтров, дублирующих дорожек и бэк-вокала (в том числе и женского), видно, что старость как никогда близко подобралась к несгибаемому рокеру. При этом старик все же старается не просто внятно пропевать текст, но местами давать жару и проявлять эмоциональную гибкость в контексте композиции. И, как всегда, есть ощущение, что он находится с тобой в непосредственной близости.

Открывает альбом заглавная вещь, на примере которой можно оценить стилистическую направленность альбома в целом. В некотором роде это наследница классического опуса «Diary of a Madman» (1981). Один из ярчайших хитов пластинки предстает в виде насыщенной и, несмотря на долгий хронометраж, захватывающей пьесы. Это монолог безумца, который вполне спокойно рассказывает о том, что происходит у него внутри и снаружи: «Все коридоры выкрашены в ослепительно белый. // Это твой путь к спасению. // Лучше подружиться с незнакомцами в своем сознании, // Потому что они, кажется, хорошо меня знают».

Паранойя в лучших традициях Оззи. А вот обуздать ее в этот раз выпало виртуозному гитаристу Джеффу Беку (The Yardbirds), который привнес в звучание альбома нотки изящного прогрессив-рока. Его участием также отмечена «A Thousand Shades» — эффектная и возвышенная баллада с мелодичными гитарными соло, пианино и элегантными струнными оркестровками на заднем плане. Вокал Оззи добавляет в это полотно чуточку экспрессии, но в целом старик верно передал меланхолический тон композиции.

Энергичная и более прямолинейная «Immortal», где задействован Майк Маккриди, гитарист Pearl Jam, явственно отдает крутизной классического хард-рока восьмидесятых с толикой глянца начала девяностых. Чувствуется, что эта тема пришлась Оззи особенно по нраву, — здесь его голос звучит крайне решительно и твердо. Наверное, этот дед и в самом деле бессмертен.

Хулиганские настроения продолжают бурлить и в «One of Those Days», которую почтил своим присутствием ни много ни мало сам Эрик Клэптон. Его певучие гитарные соло говорят о гармонии и покаянии, в то время как Оззи в разухабистой манере повествует о своих прошлых безумствах: «Я что, сошел с ума? // Убиваю себя, но никогда не умираю. // Это один из тех дней, когда я не верю в Иисуса». Итог — один из сильнейших хитов альбома.

Всем, кто вырос на творчестве Осборна, будет особенно приятно участие Тони Айомми в записи пластинки. Его грозный тягучий риффинг и импульсивные соло невозможно спутать ни с чем. «No Escape from Now» в своей монументальности могла бы войти в репертуар Black Sabbath. «Degradation Rules» и вовсе погружает нас в ранние времена бирмингемского квартета: гипнотический вокал Оззи и его губная гармошка, вязкая гитара Айомми, вкусно рычащий рельефный бас, отточенный импровизационный грув. Только звучит все это в разы мощнее, амбициознее, чем могло бы звучать в семидесятые.

Особых привилегий удостоился Закк Уайлд, гитарист и композитор команды Оззи с 1987 года. Ему были предоставлены целых четыре композиции: качовая и грубая «Parasite» с сильным влиянием американского грув-метала и стоунера, обманчиво драматичная «Mr. Darkness», мечтательно-напевная «Nothing Feels Right» и грузный приблюзованный «Evil Shuffle». Все они сохранили характерный почерк Закка — от увесистых дисторшированных риффов и напряженных соло-эякуляций до акустических аккордов и излюбленного Хаммонд-органа. И, надо сказать, Уайлд постарался на совесть для своего босса.

Последние три темы — плоды деятельности Осборна и все того же Уотта. И «Dead and Gone», и уж тем более «God Only Knows» выдержаны в стиле одухотворенного AOR’а с неоклассическими аранжировками, ламповыми мелодиями и проникновенными вокальными линиями. Но старик не был бы самим собой, если бы напоследок не выкинул что-нибудь эдакое. Финальная зарисовка — древний, как пустынный стервятник, блюз со слайд-гитарой, губной гармошкой и напрочь клишированным текстом. Он словно доносится из иного измерения и полон почти детского паясничанья как раз в духе Оззи.

Каждая композиция рассказывает свою собственную историю, каждая предельно индивидуальна и обладает сильной кульминацией. Вместе же они и составляют полноценный портрет того самого Пациента номер 9. Песни отличаются тонкой, детальной проработкой и не стремятся с ходу завоевать аудиторию. В той или иной степени их все можно назвать хитовыми, но большего внимания заслуживает их разнообразная, порой многоступенчатая структура и богатые аранжировки. Альбом, как хорошее вино, раскрывается с каждым последующим глотком — и чем терпеливее будет слушатель, тем больше эстетического наслаждения он получит.

Это высококачественный, свежий, тщательно проработанный бестселлер с глянцевой хрустящей обложкой, где виртуозно переплелись превосходные мелодии, умно выстроенный «сюжет», рок-н-ролльная дерзость и хорошая доля самоиронии. Сравнивать это откровение с мультиплатиновыми пластинками восьмидесятых не имеет смысла. Альбом хоть и вдохновлен старой школой хард-рока (и в куда меньшей степени хеви-метала), но предпочитает смотреть только вперед. «Patient Number 9» — это продукт современной эпохи, хоть и не пытается соответствовать никаким трендам. Это детище профессионалов своего дела, по-другому у исполнителей такого ранга просто не бывает.

При всех достоинствах «Ordinary Man» он не был достаточно хорош, чтобы завершить карьеру легендарного рокера. Определенно, «Patient» больше подходит на эту роль как своеобразная квинтэссенция наследия Оззи и его манифест для всей современной тяжелой сцены. Но что-то подсказывает, что старик пока не собирается ставить точку…

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)