DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Без бумажки ты букашка

Papetura

Дата выхода: 7 мая 2021 года

Страна: Польша

Жанр: квест

Разработчик: Petums

Издатель: Petums

Платформы: ПК

Похожие игры:

  • The Neverhood (1996)
  • Серия Samorost (2003-2016)
  • Machinarium (2009)
  • «Человек в черном ушел в пустыню, и стрелок двинулся следом». Именно так начинается magnum opus одного из крупнейших современных жанровых писателей, Стивена «наше все» Кинга. И примерно по той же схеме разворачиваются события в начале эпоса уже другого выдающегося творца и нашего сегодняшнего героя, скрывающегося под ником Petums. Правда, вместо стрелка в данном случае мы имеем скрюченный обрывок бумаги с довольно угрюмым характером, но доброй целлюлозной душой; за Человека в черном тут отдувается непонятного рода кракозябра, похожая на странную помесь человеческой тени и блохи; ну а вакантное место пустыни занял огромный бумажный мир, похожий на материализованный фантасмагорический сон сборщика макулатуры. Впрочем, цели у главных героев совпадают – ни много ни мало спасти весь мир. И сделать это нужно как можно скорее, поскольку та самая темная кракозябра открыла в себе явную склонность к пиромании, а в пространстве, созданном из папье-маше, это определенно тревожный звоночек. Одним словом, если вы уважаете «бумажную работу» и по каким-то причинам всегда немного недолюбливали деревья (шутка), добро пожаловать в Papetura!

    Несколько слов о создании данного мини-шедевра. Практически вся игра от начала и до конца сделана стараниями одного человека, молодого гейм-дизайнера из Кракова Томаша Остафина, известного игровому сообществу как Petums. Этот удивительный энтузиаст на протяжении семи лет буквально вырезал свой проект мечты из бумаги, потратив более пяти тысяч листов. Только представьте себе, что все объекты, которые вы увидите на экране при прохождении Papetura, были вручную нарисованы, кропотливо вырезаны и склеены, отсняты стоп-моушеном и лишь затем интегрированы в игру. Это поистине уникальная, ювелирная работа, что автоматически выносит ее за рамки оценочной системы и обеспечивает особое место в пантеоне современного инди. Причем душа видна как в оформлении, так и в наполнении – такой невероятно уютной, наивной и милой атмосферы мы не видели на экранах мониторов со времен Botanicula. К слову, это сравнение не случайно – невооруженному глазу заметно, что на стилистику игры, от визуальной составляющей до повествовательной структуры и принципа построения логики загадок, огромнейшее влияние оказала еще одна чешская фирма, успевшая стать легендой в стане поклонников странных инди-проектов — Amanita Design. В Papetura моментально угадывается наследие Machinarium и «Саморостов», при этом упрекнуть Petums в недостатке самобытности язык не повернется.

    Начинается эта удивительная история в некоей цветочной тюрьме, куда заключен главный герой, бумажный ворчун Пэйп. По какой причине он там оказался, изначально не ясно, но и не суть важно. Вскоре на огонек заглядывает загадочная темная сущность с крюкообразными конечностями, которую Пэйп очевидно до смерти боится. После ее ухода при помощи огромного мотылька и способности стрелять небольшими мошками у нашего скрюченного героя появляется возможность бежать. В ходе своего путешествия он встречает странное создание, одновременно похожее на черную кошку и кулек семечек, которое зовут Тура (как вы уже наверняка поняли, название игры составлено из имен главных героев). Наш целлюлозный друг очень привязывается к Туре, которая ко всему прочему еще и обладает целым арсеналом полезных свойств, показывая функционал на уровне персонажа Дэниэла Рэдклифа в «Человеке – швейцарском ноже», заменяя предметы от весла до удочки. Вместе им предстоит небольшое, но удивительное путешествие с целью остановить темные сущности и спасти родной мир от гибели в огне. На этом пути герои встретят множество причудливых персонажей и гротескных фантасмогорических локаций: охраняющее ключ огромное жукоподобное нечто в комнате, похожей на мозг из спиралевидных фонарей, которое ко всему прочему любит читать и пить некий местный аналог горькой; целый мини-городок, населенный непонятными крысо-кротоподобными существами в шубах, также распивающими напитки в местном баре; огромный трусливый змееподобный шланг с глазами, подрабатывающий насосом в местных пещерах; и еще много всякого в таком духе. Вообще в плане аудиовизуального воплощения Papetura выполнена практически безупречно. Потрясающая работа с динамическим освещением объемного бумажного окружения вызывает чистый восторг, а местные красоты просто хочется покадрово распечатывать и вешать на стены вместо картин. Отличную работу проделал и постоянный композитор Amanita design Томас Дворак (Floex), который настолько вдохновился проектом, что согласился взяться за написание саундтрека, даже несмотря на то, что изначальная краудфандинговая кампания игры провалилась и денег, чтобы заплатить композитору, у разработчика не было. В итоге получилась потрясающая творческая коллаборация двух творцов-энтузиастов и саундтрек, едва ли уступающий звуковым дорожкам к Machinarium.

    Но красота красотой, а что у нас по геймплею? По сути своей Papetura представляет классический двухмерный Point & Click, сделанный по образу и подобию Samorost и Botanicula, c медитативным геймплеем и неочевидными, но несложными загадками. И в этом плане она сильно проигрывает своим старшим коллегам и вдохновителям по целому раду аспектов. Во-первых, Papetura чертовски короткая. Разумеется, учитывая колоссальный ручной труд и всего одного человека у руля, по-другому, наверное, и быть не могло. Но прохождение всего проекта занимает буквально полтора часа. Для кого-то это может стать критичным аргументом при принятии решении о покупке игры. Во-вторых, темп повествования нарочно замедляется за счет спорного решения максимально понизить скорость передвижения главного героя. Он буквально ходит, причем весьма неспешным и размеренным шагом. Отчасти это увеличивает время, проведенное в игре, но когда для выполнения квеста нужно пройти туда-обратно сквозь три локации, такое решение выглядит довольно сомнительным. Есть вопросы и к загадкам – их довольно мало, и они предельно простые, хоть порой и требуют перестроить логику под вселенную игры и взглянуть на вещи под иным углом. Правда, порадовало изящное решение с оформлением процесса получения подсказок под мини-игру, но что-то подобное тоже было у Amanita design.

    В сухом остатке мы имеем по-своему выдающуюся работу и настоящий пир для глаз и ушей. Papetura – штучная вещь, которая представляет собой скорее не игру, а смелый экспериментальный арт-проект, способный подарить совершенно новый и ни с чем не сравнимый аудиовизуальный опыт. Да, геймплей можно и покритиковать, но почему-то не хочется от слова «совсем». Ведь Papetura не об этом, а об умении созерцать и наслаждаться моментом и о зыбкой, мимолетной красоте бумажного мира, по которому так или иначе путешествуем мы все.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)