Тролль / Troll
Норвегия, 2022
Жанр: фэнтези, боевик, триллер
Режиссер: Роар Утхёуг
Сценарий: Эспен Эукан, Роар Утхёуг
В ролях: Ине Марие Вильман, Ким Фальк, Мадс Сьёгор Петтерсен, Гар Б. Эйдсвольд, Аннеке фон дер Липе, Фритьов Сохейм, Деннис Струхёй
Похожие фильмы:
- «Охотники на троллей» (2010)
- «Конг: Остров черепа» (2017)
- «Годзилла» (1998)
В эпоху повсеместного распространения интернета и глобального ухода социального взаимодействия в цифровую сферу люди как-то подзабыли, что тролли — это не только гнусные провокаторы, развлекающиеся созданием негатива в комментариях. В первую очередь, тролли — это мифические существа скандинавской мифологии, перекочевавшие оттуда сперва в европейскую, а затем и в общемировую посредством жанра фэнтези.
Изначально они представляли собой горных духов, одушевлённые каменные массивы, которые, как правило, настроены крайне враждебно к человеку. Потом уже эти создания видоизменились под нужды современного общества в весьма обширный паноптикум — от очаровательных персонажей Туве Янсон муми-троллей до соратников орков по Орде в серии игр «Warcraft».
Но глубоко в скандинавском самосознании, на уровне культурных паттернов, четко прослеживается понимание настоящих, «правильных» троллей. Эта в некотором роде национальная идея раз за разом рвется наружу, к народным массам. Первой более-менее популярной ласточкой из современного кинематографа стал мокьюментари «Охотники на троллей» 2010 года. Норвежский хоррор в стиле «найденных пленок» повествовал о секретной правительственной организации, созданной, чтобы скрывать деятельность настоящих горных великанов от широкой общественности.
А теперь и Роар Утхёуг, постановщик киношного перезапуска «Лары Крофт», взялся за неблагодарное дело реанимации национального фольклора. Лента с лаконичным названием «Тролль» (не родственник той самой треш-франшизы с "Oh my go-o-o-od") не пытается заигрывать с формой, как предшественник. Это вполне себе типичный монстр-муви, снятый на деньги стриминового гиганта «Netflix». Определенная доля бюджетности в кадре прослеживается, но мастерство постановщика выжимает максимум из имеющегося.
По сюжету прокладка новой автомагистрали прямиком через гору оборачивается пробуждением дремлющего в ее недрах фантастического существа. Огромное чудище, вырвавшись на волю, оставляет гигантские следы в направлении Осло, столицы государства. Чтобы разобраться в причинно-следственных связях, правительство экстренно выписывает с археологических раскопок главную героиню, палеонтолога, а по совместительству дочь главного специалиста по народным преданиям. Вместе с военными ученые пытаются выяснить, что спавшему тысячу лет троллю нужно в самом сердце страны.
Картина Утхёуга по построению сюжета и манере повествования явно равняется на «Годзиллу» Роланда Эммериха — здесь даже сцена в отпечатке гигантской ноги есть. Разумеется, из-за несоразмерности бюджетов визуально норвежский фильм выглядит беднее — масштаб не тот, массовки меньше, а из панорамных красот только суровые скандинавские горы. Да и штат лицедеев задействован менее харизматичный — если Эммерих мог позволить себе собрать актеров со всего света, но в «Тролле» щеголяют лишь скромные местечковые выпускники театральных училищ.
Хотя поделка «Нетфликса» и выглядит бедным родственников на фоне более именитых сородичей, но назвать кино ужасным (в плохом смысле) не получится. Режиссер, как уже было сказано выше, грамотно работает с тем, что имеется: панорамы радуют глаз, съемки поставлены мастерски, задействованы и техника, и массовка, а спецэффекты выглядят аккуратно и к месту. Первое время кажется, что создатели стесняются демонстрировать заглавного монстра, но на самом деле это лишь хитрый прием по нагнетанию саспенса — когда придет время, полюбоваться на горного гиганта удастся сполна. При этом ощущения, что к его созданию подошли спустя рукава, не возникает.
Было бы ошибкой считать, что кино обошлось без огрехов. Как и в любой картине, здесь их хватает. Другое дело, что обращаешь на них внимание скорее постфактум, чем по мере просмотра. Основные претензии к взаимодействию персонажей — они порой ведут себя странно и нелогично. Словом, не так, как, по идее, должны вести себя люди в экстренной ситуации. При желании это можно списать на законы жанра, но не отметить сей факт было бы просто нечестно.
В сухом остатке, «Тролля» Роара Утхёуга можно смело рекомендовать всем поклонникам фантастики о монстрах. Премьера прошла почти незаметно, без громкой рекламной кампании, но в самом фильме скрывается густая атмосфера классических картин о гигантских монстрах и природных катаклизмах. Кино на деле оказывается лучше, чем можно было бы предположить, наткнувшись на постер и описание совершенно случайно.
И это отнюдь не троллинг!
Комментариев: 0 RSS