DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПИЛА. ДЖОКЕР

Детский дом ужасов Гильермо дель Торо

Пиноккио Гильермо дель Торо/Guillermo del Toro's Pinocchio

США, Мексика, Франция 2022

Жанр: мультфильм, мюзикл, фэнтези, драма

Режиссер: Гильермо дель Торо, Марк Густафсон

Сценарий: Патрик МакХейл, Гильермо дель Торо, Карло Коллоди

«Мне казалось, что Пиноккио видит мир так же, как и я. Только меня немного раздражало, что люди требуют от куклы послушания. Поэтому я снял фильм, в котором непослушание – благо. А еще я хотел сказать, что не надо меняться, чтобы быть любимым»

Гильермо дель Торо

На этот раз в деревянного мальчика вдохнул жизнь Гильермо дель Торо, но удалось ли у него с помощью магии превратить давно известную историю во что-то животрепещущее? Стоит отметить, что режиссер ответственно подошел к своей работе, приложил титанические усилия: каждый персонаж, мельчайшая деталь декорации, пейзажи – абсолютно все сделано руками мастера и его помощников. Разумеется, подобное удовольствие также стоит нехилых денег. Но ни один из этих фактов не впечатлил львиную долю зрителей, а многих смутила безобразная оболочка героев мультфильма. Очевидно, нелестные отзывы о «Пиноккио» оставляли люди, не знакомые с творчеством Гилермо дель Торо. Иначе их бы не возмутило отсутствие милых улыбающихся мордашек, раскрашенных в пастельные тона.

Но разве изменится отношение к истории, если приукрасить персонажей? Станет ли, например, война уже не такой пугающей? Кажется, причиной негативных отзывов является не столько внешний вид Пиноккио и его друзей или врагов – проблема засела гораздо глубже в сердцах зрителей. Как минимум, они ожидали увидеть современную интерпретацию доброго мультика из их детства, как максимум – не были готовы лицезреть анимационную фашистскую Италию со всеми вытекающими.

Многие зрители пропустили выход «Пиноккио» Земекиса, и не зря: работа выглядит как проходная дрянь на конвейере диснеевских ремейков. Можно ли то же самое сказать о творении дель Торо? Отнюдь нет, это – уникальная вещица, эксклюзивная в своем роде, потому что в нее вложили не только ручной труд, но и все сердце.

Возвращаясь к истокам, а вернее, к оригиналу сказки, можно заметить, что она сама по себе далека от легкой и милой истории: в 1883 году Карло Лоренцини (более известный под фамилией Коллоди) написал сюрреалистичную книгу «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». Бедняк Джепетто наваял марионетку, чтобы наскрести денег на хлеб и вино, а из-под его станка выскакивает непослушное бревно, которое жаждет стать настоящим мальчиком. Далее герой сбегает из дома, попадает в тюрьму, где с ним обращаются как с последним козлом отпущения, попутно отбирая любое желание стать действительно живым. Опустив все жестокости, описанные в книге, хочется спросить: разве творение Гильермо дель Торо так уж далеко от первоисточника?

По сюжету режиссера, резчик по дереву Джепетто трагически лишился сына в момент бомбардировки города, когда они оба работали над распятием Христа в городской церкви. Все, что осталось от его любимого мальчика, – шишка. Прошли годы, мир оправился, но Джепетто – нет. Мужчина пил от горя долгие двенадцать лет и однажды ночью создал нечто по образу и подобию собственного ребенка. Лесной Дух милосердно дарует жизнь игрушке, которую выстругал старик. В качестве наставника Пиноккио выступил сверчок, фанат творчества Шопенгауэра.

Пиноккио выглядит совсем безобразно: вместо плюшевых округлых конечностей – торчащие отовсюду гвозди, а про других персонажей говорить еще дольше. Это добавляет тактильности визуалу, хочется протянуть руку к экрану и пощупать всех ребят. Герои «Пиноккио» дель Торо представлены динамически развивающимися личностями, их характеры и поведение вечно двигаются, словно у живых людей. За счет доверия невольно проникаешься трогательным кукольным мюзиклом. Ранее мы могли лицезреть в истории бревна, отчаянно желающего стать настоящим мальчиком, исключительно аллегорию конфликта отцов и детей, а новый взгляд на Пиноккио позволил шагнуть дальше, встать на зыбучие пески «неудобных» вопросов, таких как неизбежность смерти и жизнь после нее.

Мы по-прежнему имеем в фокусе историю взросления аутсайдера, который учится отличать добро и зло, ищет собственное я. Только происходит это в рамках фашистской Италии периода правления Муссолини. Может, Пиноккио и не настоящий мальчик, но он наделен человеческими качествами. В нем сочетаются озорной характер и детская наивность. Он с откровенной прямотой задает любые вопросы. Когда консервативный народец пытается разобраться в этом создании дьявола, вопрошая: «Кто управляет тобой, деревянная кукла?», мальчишка из сосны дерзко парирует: «А кто управляет вами?»

Дель Торо не обходит стороной и религиозную тему. Пиноккио сложно справиться с обрушившимся на него негативом, но он видит выстроганное руками отца распятие в храме и задается вопросом, почему люди любят Христа, но не любят его, хотя они оба сделаны из дерева.

Вот так без лишнего напряжения сказка стосорокалетней давности вливается в современный поток идей и мыслей. Размышляя о сущности фашизма, режиссер обращается к духовным темам, извечным конфликтам отцов и детей, теме любви и смысла жизни, пропуская все это через сито военной обстановки.

«Пиноккио» дель Торо – до желваков на скулах смелое высказывание. Какой бы пугающей и мрачной ни казалась данная интерпретация, она дарует умиротворение, показывая, как жизнь прелестна именно тем, что она когда-нибудь закончится. На примере этого мультфильма можно увидеть, насколько интерпретация классиков значима в контексте современности и бесконечных политических конфликтов.

Сколько бы тем ни поднимал кинематографист, лейтмотивом сказки остается свобода выбора на любом из уровней. Возвращаясь к конфликту отцов и детей, можно с уверенностью сказать, что этот мультфильм не для детей, а для их родителей. Для родителей, которые пытаются сделать из детей тех, кем они не являются.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)