Гретель и Гензель / Gretel & Hansel
CША, Ирландия, ЮАР, Ирландия, 2020
Жанр: ужасы, фэнтези, триллер, драма
Режиссер: Оз Перкинс
Сценарий: Роб Хэйес
В ролях: София Лиллис, Сэмми Лики, Чарльз Бабалола, Элис Крайдж, Джессика Де Гау, Беатрикс Перкинс, Йен Кенни, Абдул Альшариф, Мануэль Помбо
Похожие фильмы:
- «Братья Гримм» (2005)
- «Охотники на ведьм» (2012)
- «Страшные сказки» (2015)
Немецкая сказка «Гензель и Гретель» настолько полюбилась киноделам, что вариаций данной истории существует великое множество. Но уже первый взгляд на трейлер фильма Оза Перкинса дает понять, что данная версия сказки с дерзкой перестановкой имен в названии покажет зрителю мрачно-эстетичное переосмысление, которое потенциально сможет раскрыть новые грани сказки.
Оз Перкинс — сын легендарного Энтони Перкинса, который играл Нормана Бейтса у Альфреда Хичкока. Будучи маленьким мальчиком, Оз дебютировал в роли младшей версии Нормана. И вот Перкинс решил попробовать себя на поприще режиссуры и сценаристики. Его «Февраль» (2015) — холодный, завораживающий слоубёрнер про закрытую школу и поклонение дьяволу, а лента «Я маленькая прелесть, живущая в доме» (2016) — стилизованная под готическую история про дом с призраками и семейными тайнами. Это был хороший старт, когда режиссер обозначил себя как добротный хоррор-визионер и эстет. И вот, после четырехлетнего затишья, свет увидела его новая работа про детишек, заблудившихся в лесу.
Гретель и Гензель вынуждены покинуть свой дом, так как мать буквально выгоняет их. Они отправляются в лес на поиски пропитания. Блуждая по чаще, они случайно находят странный черный дом и, заглянув в окно, понимают, что внутри полно еды и горит очаг. Ведьма, которая живет в доме, предлагает им остаться на какое-то время, обещая пищу и крышу над головой.
Приглушенное свечение лампадок создает герметичную, давящую атмосферу. Картинка в фильме нарочито выхолощена: постановкой кадра, цветокоррекцией, крупными планами режиссер погружает зрителя в темную сказку, полную изощренных кровавых образов и страха за жизнь маленьких героев. Чувствуется мрачное фолк-вдохновение Роберта Эггерса и его «Ведьмы». Но если Эггерс снял сатанинский ужас, то детище Перкинса ближе к магическому реализму. Южноафриканская актриса, лауреат премии Лоренса Оливье и «Сатурн», Элис Крайдж создала внушительный и пугающий образ ведьмы. Каждое ее появление исполнено силой, с которой нужно считаться. Поклонники хоррора должны помнить актрису по роли Кристабеллы в экранизации игры «Сайлент Хилл» (2006).
Оз Перкинс верен своим приемам. Еще в картине «Я маленькая прелесть, живущая в доме» он ввел в сюжет закадровый голос — рассказчицу. В новом же фильме эту функцию выполняет Гретель (София Лиллис). Женская точка зрения важна для режиссера: главные герои его предыдущих фильмов тоже женщины. В своей третьей работе он препарирует феминность и женскую инициацию как в мировой истории, так и в историях вымышленных.
Перкинс транслирует мысль, что в сложившемся порядке вещей все, что ждет Гретель, — это стать частью патриархального мира. Но она к этому не готова. И едва ли готова стать новой матерью своему брату Гензелю. Через призму сказочных архетипов режиссер рассматривает паттерны поведения людей вне времени и вне пространства. Да и мысль, которая рефреном звучит в фильме: «Бойтесь даров и тех, кто их принимает» — соседствует со страхом женщины платить высокую цену за любую благодетель. И в итоге автор для каждого героя прокладывает единственно возможный путь.
«Гретель и Гензель» — арт-хоррор, который придется по душе узкому сегменту зрителей. В фильме сделана ставка на визуализацию ужасающих образов, эстетизацию декадентской сказки, а не на раскрытие сюжета. Герои служат инструментом для препарирования сказочных архетипов, что позволяет режиссеру рассуждать на гуманистические темы. Перкинс рассматривает темную сторону человеческой сущности при помощи фольклора и задается вопросом: на что готов пойти человек, чтобы больше никогда не голодать, не скитаться и наконец найти свое место в мире? Мрачная киносказка превращается в липкий кошмарный сон, который будет преследовать зрителя еще долго после просмотра.
1 Эрсичка 18-05-2020 09:51
В визуальном плане фильм и правда загляденье. Атмосфера тоже весьма неплохо выстроена.
2 Сэрж 22-04-2020 16:00
Красиво, конечно, но настолько пафосной концовки я, признаться, не ожидал. Все равно как если бы в финальной сцене «Февраля» включили закадровый голос главной героини и она начала бы рассказывать о своих чувствах.
3 katarina 22-04-2020 15:38
Картинка красивая. Минус этой истории в том, что гретелевское "найти свой путь" просто вбивается в головы. Я морщилась на финальном монологе, слишком прямолинейно, как по мне.