DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ВЕДЬМА: РЕИНКАРНАЦИЯ

Дневник нашей жизни

Исполнитель: Би-2

Название альбома: Аллилуйя

Жанр: Alternative Rock, Electronic Rock, Post Punk, Post Grunge

Страна: Россия

Лейбл: Мистерия звука

Дата выхода: 15 ноября 2022

В плане работоспособности у «Би-2» вряд ли есть равные на российской сцене. Если группа не записывает альбом или макси-сингл в студии, то наверняка снимает клип или работает над сайд-проектами. Впрочем, номерные альбомы коллектив не выпускал с 2017 года, и поклонники с нетерпением ждали новую работу. Продолжит ли команда наметившуюся тенденцию мрачных и тревожных песен, коих было немало в «Горизонте событий» (2017)? Или вернется к своему старому звучанию, где преобладали элементы брит-попа и постпанка?

С большинством песен нового альбома «Аллилуйя» аудитория могла познакомиться благодаря синглам и клипам, что регулярно выходили с 2020 года, когда состоялась премьера одной из самых инфернальных песен группы — «Пекло». Из ранее не обнародованных песен в новом альбоме лишь три — «Беглый огонь», «Троллейбус» и «Личное пространство». В бонусной части спрятались свежая версия хита «Волки» альбома «Мяу кисс ми», вошедшая в прошлом году в саундтрек «Красной шапочки» — постмодернистского переосмысления классической сказки Шарля Перро, а также коллаборации с молодыми певицами Лизой Громовой («Мосты»), Марией Чайковской («Красота») и совместная работа с синтипоп-рок-группой «Моя Мишель» («Падал свет»).

«Би-2», как любой исполнитель со стажем, рассчитывает в первую очередь не на случайного слушателя, ищущего новую музыку на стриминговых сервисах, а на собственную аудиторию, которая у этой группы немаленькая. После отъезда за границу «Би-2» продолжают собирать стадионы даже в странах, где раньше не играли, — вроде Таиланда. Кроме того, «Би-2» и в пределах одного альбома умудряются быть разнообразными. Если слушатель устанет от мягкого баритона Левы, который предпочитает петь в несколько театрализованной манере, то как раз на этот случай группа припасла голоса Лизы Громовой, Татьяны Ткачук и Марии Чайковской.

Структура альбома выстроена не столько даже как дневник (о чем говорил Лева в интервью «Коммерсанту»), сколько наподобие шахматной доски, где, условно говоря, черное соседствует с белым. Альбом неслучайно начинается с одной из самых мрачных песен за всю историю группы — «Колыбельная». Это один из двух треков, чья премьера состоялась после февраля 2022 года. Сами музыканты говорили, что она посвящена памяти их подруги Алены Мешковой, директора Фонда Константина Хабенского, умершей в декабре 2021 года, однако работа над песней продолжалась всю весну 2022-го, так что композиция даже помимо изначальных планов музыкантов вместила в себя боль и ужас времени. Несмотря на светлое, убаюкивающее название песни, атмосфера здесь сродни кошмару, от которого тяжело проснуться. В этом треке доведены до крайности изначальные мрачность и тревожность постпанка, что усиливается депрессивной электроникой. Отсутствие флейты, придающей даже мрачным песням «Би-2» светлый, умиротворяющий оттенок, — словно знак, что в этом царстве хаоса и кошмара пока не брезжит рассвет, а есть разве что надежда на него. Об этом говорят финальные кадры клипа, где герой вырывается из темных лабиринтов кошмара и видит себя на поле белым-белым днем — но это лишь видение, а не реальность.

Испытав влияние одновременно брит-попа и постпанка, «Би-2» никогда не отказывают себе и слушателям в удовольствии сочинить красивое гитарное соло — достаточно вспомнить их бессмертный хит «Серебро». Однако соло Андрея Звонкова в «Колыбельной» — мрачное, построенное на атональных риффах — под стать общему настроению: помимо ударных, отбивающих ритм, словно в солдатском марше, оно усиливается еще и синтезатором. Музыка «Колыбельной» лишена гармонии, тревожна, нарочито нескладна и резка — ведь и сам мир опрокинулся в бездну.

По сравнению с «Колыбельной» «Пекло» уже не кажется такой уж депрессивной, хотя эти песни объединяются тревожным ритмом и политическими намеками. «Алчная власть — стихийное бедствие. Ад, из которого спасения нет», — поет Лева.

Отличие «Пекла» от «Колыбельной» в том, что тон песни задает не мрачная электроника, похожая на вой сирены, а тревожный минор гитары. Музыкальный стиль песни — нечто среднее между постгранжем и постпанком, а Лева, в духе полного жутких образов клипа, поет в низком, грудном регистре. Сейчас, в 2023 году, композиция, рожденная в условиях бурного общественно-политического контекста 2019—2020 годов, выглядит чуть ли не пророчеством. Однако реальность оказалась даже хуже того ада, что рисует в клипе постоянный режиссер «Би-2» Макс Шишкин.

«Нам не нужен герой» можно было бы назвать рок-боевиком, если бы это именование несколько не смущало применительно к песне, чьими мотивами и образами выступает борьба за свободу, личную и общественную, а также некоторое сомнение, что добро способно победить — ведь героев зло уничтожает первыми. Музыкальный рисунок песни — отличная смесь постгранжа, постпанка в тревожной электронной обертке и с хоровым пением всей группы в припеве, что строит мостик к «Богу проклятых».

Но следом идут наиболее светлые треки — «Аллилуйя» и «Депрессия», вырывающие слушателя из ада, фэнтезийного и реального, и дающие надежду. Здесь заметно проявился стиль «Би-2» тех времен, когда реальность была другой и можно было петь о своем внутреннем мире, который еще не колебали холодные ветры надвигающегося тоталитаризма.

«Я никому не верю», трек, выпущенный на день рождения Шуры 3 февраля 2022 года, поневоле стал для многих слушателей музыкой мрачной весны. Здесь еще нет хаоса «Колыбельной», однако тревожная синтезаторная мелодия сопровождает всю композицию, где лирический герой вдруг открывает для себя, что реальность, на которую он прежде не обращал внимания, постепенно вторгается в его замкнутое, но уютное существование. Лева нашел удачный поэтический рефрен: «Я никому не верю». Надежда тает с каждым днем, тревога нарастает, и лишь звуки флейты в середине песни — словно краткое видение того мира, каким он мог бы быть, но которым уже не будет.

«Беглый огонь» также с самого начала полон тревоги. Гитарный рифф и барабанный ритм напоминают готик-рок, а Лева, в противовес низам в «Пекле», поет в высоком головном регистре. Композиция воспринимается реквиемом по прежней жизни главного героя и как бы подводит черту под ранним «любовным» творчеством «Би-2», принесшим им популярность у фанатов поп-рока в нулевые. Музыка группы, начавшая меняться еще в «Горизонте событий», теперь окончательно переродилась в мрачный электронно-гитарный дарквейв, лирический постпанк с вкраплениями мелодичного постгранжа.

«Бог проклятых» — любопытный эксперимент в жанре рок-н-ролльного госпела. Тут также стоит отметить удивительное достоинство группы: не говоря прямо о социально-политических проблемах, влияющих на частную жизнь людей, «Би-2» умудряются передавать не столько смыслы, сколько настроение многих, чья жизнь необратимо меняется вместе с музыкой группы.

«Би-2» сложно вселить надежду в сердца слушателей, ибо у них самих ее нет. Их самый светлый трек последнего года, «Аллилуйя», — антитеза самым мрачным песням группы. Однако «Троллейбус» и «Личное пространство» в финале альбома хотя бы дают надежду, что и в мрачное время можно оставаться человеком, сохранять внутреннее достоинство. Особенно выделяется «Троллейбус» — благодаря не столько красивой минорной мелодии, сколько вдруг прорезавшимся отголоскам космической музыки Баха. Может быть, в темной ночи действительно вскоре забрезжит божественный рассвет?

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)