Призрак у озера/Mihok (The Other Child)
Южная Корея, 2022
Жанр: ужасы, психологический триллер, драма
Режиссер: Ким Джин-ён
Сценарий: Ким Джин-ён
В ролях: Пак Хё-джу, Ким Мин-джэ, Чха Сон-у, Ли Сон-джу
Похожие фильмы:
- «Приют» (2007)
- «Сэнт Анж» (2004)
- «Темные силы» (2005)
«Корейский кинематограф» — как много в этом звуке… Первыми ласточками незнакомой азиатской индустрии стали фестивальные картины и, как ни странно, боевики. Прорыв произошел на рубеже 90-х/нулевых, когда на мировые экраны попал сначала первый южнокорейский блокбастер «Шири», а потом подтянулась «Объединенная зона безопасности» будущего мэтра Пак Чхан Ука. За боевиками и артхаусом последовали драмы, комедии, триллеры и хоррор (например, «Кукольник» 2004 года). А уж про современное увлечение корейскими дорамами и добавлять ничего не нужно. Учитывая, что объем голливудской продукции в российских кинотеатрах резко упал, прокатная индустрия начала экстренно искать замену. Оная нашлась, в том числе, в Южной Корее.
«Призрак у озера», дебютировавший в апрельском прокате, стал режиссерским дебютом Ким Джин-ён, которая также написала сценарий. Это классическая история о дисфункциональной семье, которая усыновляет ребенка из приюта. Мальчик Исаак почти ничего не видит, однако обладает даром/проклятьем чувствовать призраков. Естественно быстро выясняется, что погибший сын его приемных родителей не спешит оставить семейство в покое и шлет послания с того света.
Любопытным дополнением к истории о привидениях становится ее откровенная религиозная направленность. Южная Корея имеет крупнейшую в регионе (по сравнению с Китаем и Японией) христианскую общину, преимущественно протестантскую. Их влияние на общество настолько сильно, что регулярно находит воплощение в кинематографе — тот же Пак Чхан Ук снял хоррор «Жажда», где героем был вампир-священник. Вот и приемным отцом Исаака оказывается пастор, служащий в захолустной церкви, а в образный ряд «Призрака у озера» регулярно вплетается религиозная атрибутика, в частности главная рабочая лошадка жанра хоррор — одержимость и экзорцизм. Спокойно, в сотый раз здесь никто никого изгонять не будет, здешние ужасы относятся скорее к разряду психологических.
Вторым удивлением может стать на удивление спокойная актерская игра. Знатоки азиатского кинематографа знают, что гиперэмоциональность – практически товарный знак тамошних фильмов и сериалов, что временами здорово отпугивает непривычную аудиторию. Здесь, к счастью, не будет выпученных глаз и громких воплей, все проходит в аккуратной, почти европейской манере. Хотя, конечно, пара жутких улыбочек и истерик все-таки просочилась. Актеры со своими задачами справляются, особенно стоит отметить исполнителя роли Исаака – мальчик очень смахивает на корейскую версию Джулиана Хиллиарда, знакомого фанатам страшного жанра по «Призракам дома на холме» и «Цвету из иных миров».
«Призрак у озера» получился довольно старомодным – во время просмотра не покидает ощущение, что его сняли в том же году, что и «Кукольника». Это одновременно и достоинство, и недостаток фильма. Из плюсов – он медленный, старательный, с минимумом «скримеров», а пугать намерен больше намеками и недоговоренностями. Опять же, на ум приходит не корейский кинематограф, а скорее испанский: Гильермо дель Торо любил снимать и продюсировать подобные фильмы вроде «Хребта дьявола» или «Приюта». С поправкой на разницу в таланте, конечно.
Минусы, к сожалению, вытекают оттуда же. Жанровые клише и шаблоны — вещь неплохая. Важно не их наличие или отсутствие, а то, как ими пользуются. «Астрал» и «Заклятие» вознесли Джеймса Вана на голливудский олимп не потому, что были оригинальными, а потому, что режиссер четко представлял, когда штампы нужно использовать, когда – обманывать зрительские ожидания, а когда – подавать привычные элементы с максимальной оригинальностью (ох уж эта ведьма на шкафу, оставившая аудитории на память не одну гору кирпичей).
Увы, Ким Джин-ён – не Джеймс Ван. Все загадочные шепоты, силуэты и происшествия она снимает с такой серьезностью, словно является их первооткрывателем. Беда в том, что аудитория может оказаться куда более подкованной в жанре, чем режиссер-дебютант. Опытный и насмотренный зритель не найдет в «Призраке у озера» абсолютно ничего нового, оригинального и удивительного. Маленькие ножки будут топать по лестницам, призраки – являться, а крыша и без того нервных взрослых и детей – отъезжать, тихо шурша шифером. Только делать они это будут привычно, обыденно и без огонька, на протяжении хронометража, который вышел слишком длинным для стандартного и предсказуемого в плане финального твиста фильма.
«Призрак у озера» можно осторожно порекомендовать любителям медленных мистических и психологических хорроров, которые либо ностальгируют по неторопливым потусторонним картинам из 2000-х, либо плохо с ними знакомы. Может также выйти вполне щадящий образец для знакомства с корейскими ужасами – ведь он не пытается с ходу отпугнуть зрителя излишней жестокостью, эмоциональностью или национальным колоритом. Но ждать от него чего-то действительно страшного и оригинального не стоит – можно разочароваться, ведь от жанра он, к сожалению, уже отстал.
Журнал DARKER благодарит компанию «Русский Репортер» за любезно предоставленную возможность ознакомиться с фильмом до премьеры.
Комментариев: 0 RSS