DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Если нельзя уничтожить весь мир

Колумбайн / Columbain (документальное произведение)

Автор: Дейв Каллен

Жанр: нон-фикшн

Издательство: Эксмо

Серия: Young Adult. Легендарные книги.

Год: 2019 (в оригинале — 2009)

Перевод: А. Андреев, Е. Татищева

Похожие произведения:

  • Труман Капоте «Хладнокровное убийство» (роман)
  • «Боулинг для Колумбины» (фильм)
  • «Апрельские дожди» (фильм)
  • Несколько страшных, жестоких, безжалостных часов способны перечеркнуть многолетнюю историю. Старшая школа «Колумбайн» долгие годы вела мирное существование, где хватало и успехов, и провалов. Но после того, как двое учеников устроили массовую бойню, она надолго стала символом трагедии. Отныне ее расплывчатый призрак встает за каждым инцидентом со стрельбой в учебных заведениях. Массовое убийство в «Колумбайне» не побило рекордов по количеству погибших, однако выстрелы, прогремевшие в коридорах школы, изрешетили не только тела жертв, но и общественное сознание. Оно-то и превратило призрак трагедии в неупокоенную душу: его мутную оболочку наряду со скорбью, шоком, непониманием и прочими последствиями опутавшего реальность кошмара заполнили мифы. Глупые. Поверхностные. Необоснованные. Но при этом пригодные для тиражирования и привлекательные для подражания.

    Американский журналист Дейв Каллен не побоялся встретиться с призраком, чтобы развеять фантомные боли расхожих заблуждений и показать глубину настоящей трагедии. Результатом его трудов стала книга с лаконичным названием «Колумбайн». Она вышла спустя десять лет после страшных событий (русскоязычное издание появилось к двадцатой годовщине). Резонансная тема и погруженный в нее автор предвещали бурный успех. Признание не заставило себя ждать. Американская ассоциация школьных советов назвала «Колумбайн» лучшей книгой об образовании за 2009 год, члены жюри престижных премий Edgar Award, Barnes and Noble Discover Award, Goodreads Choice Award, The Truth About The Fact Award сочли ее лучшим документальным произведением сезона. Критики также не скупились на восторженные отзывы. Рамин Сетудех увидел здесь окончательный отсчет по событиям в «Колумбайне», а также «нон-фикшн, в котором есть темп боевика и сложность шекспировской драмы». Обозреватель Los Angeles Times Дэвид Улин утверждал, что книга Дейва Каллена — это напоминание о том, что такое журналистика в своих лучших проявлениях. Конечно, не обошлось и без негатива, но он в большей степени исходил от тех, чьи заблуждения вспорол острый слог Дейва Каллена. Так, маргинальные подростки завалили автора оскорблениями и угрозами: он превратил их героев — Эрика Харриса и Дилана Клиболда — из ницшеанских сверхлюдей в обычных тинейджеров, одного из которых разъедала психопатия, а другого — депрессия.

    В чем же секрет «Колумбайна»? Почему его появление сопровождалось таким шлейфом восторгов и проклятий? Чтение этой книги — это прогулка по осколкам разбитых мифов. Дейв Каллен развенчивает популярные заблуждения, будто бойня — это месть изгоев спортсменам, террористический акт со множеством организаторов или эпатажная выходка готов. За убийствами стояли двое подростков — каждый со своими особенностями и проблемами. У них не было конкретных целей, зато имелось желание уничтожить весь мир. Впрочем, тут подростковые амбиции (кому в пубертатный период не казалось, что с этой планетой что-то не так?) обуздывались здоровым реализмом: расправиться со всеми не получится, но почему бы тогда не направить удар на место, которое олицетворяет систему угнетения и плодит никчемных людей-роботов?

    Чертова дюжина убитых (плюс оба нападавших покончили с собой) и два десятка раненых… Шокирующие цифры для простого обывателя. Только вот Эрика и Дилана достигнутые показатели не обрадовали бы: они планировали установить своеобразный рекорд, чтобы счет жертв пошел на сотни. Хотя дьявольский план не был реализован, убийцы исполнили свои мечты. Зашкаливающее количество жертв не имело для них самостоятельной ценности. Оно должно было сделать бойню главной новостью на телевидении, посеять трепет в каждом сердце. В этом отношении план сработал идеально. Эрик и Дилан навсегда изменили логику массовых убийств. Отныне практически каждый их последователь ощущает себя не просто машиной смерти с оружием в руках, а этакой рок-звездой, вот только вместо эффектных соло — беспорядочная стрельба.

    Не только выводами силен Дейв Каллен. Не хуже у него обстоят дела и с подачей. В первую очередь стоит отметить невероятно глубокое погружение в материал. Об убийствах в школе «Колумбайн» писали сотни журналистов, но никто не занимался этой темой так долго и так кропотливо. Дейв Каллен не просто вникает в суть происходящего — он постоянно меняет амплуа. Вот он добросовестный журналист, который беседует с пострадавшими, очевидцами, специалистами. Вот он пытливый исследователь, который штудирует полицейские методички, медицинские справочники и психологические монографии. Вот он неординарный философ, который пытается осмыслить трагедию «Колумбайна» и понять, почему именно она настолько вросла в массовую культуру. Вот он... сам немного безумец, который мало того что пытается понять (но не оправдать!) действия убийц, но и привести к этому пониманию аудиторию. В каждой ипостаси Дейв Каллен одинаково компетентен и убедителен — этакий литературный Билли Миллиган, все личности которого в мире и согласии делают одно общее дело.

    Тон этой разношерстной творческой коммуне задает писатель. Конечно, «Колумбайн» — документальное произведение, но в нем очень много от художественной литературы. Дейв Каллен использует необычную композицию. Он даже не пытается строить линейное повествование, где все будет разложено по полочкам. Информация выдается фрагментарно. В одной главе соседствуют прошлое, настоящее, будущее и отвлеченные рассуждения. В архитектонике текста виден сплошной хаос, но он оказывается содержательнее любой упорядоченности. Дейв Каллен выбирает и непривычные точки обзора. В послесловии он пишет, что собирался воспользоваться системой Станиславского и вжиться в роль каждого героя. От изначального замысла пришлось отказаться. Автор занял позицию наблюдателя. Бесплотного. Бессловесного. Зато очень проницательного. Он стоит за плечами убийц, шлифующих план грядущей бойни. Он растворяется в слезах людей, получивших известие о гибели близких. Он вместе с выжившими учениками подбадривает старого директора и поддерживает веру в то, что «Колумбайн» — это название школы, а не токсичный символ трагедии. Привычными ракурсами Дейв Каллен не ограничивается: он следит, как пастор готовится обратиться к потрясенным прихожанам, как выжившая девушка мучается сомнениями — стоит ли развеивать миф о якобы новой святой, как родители убийц пытаются отыскать для себя место в изменившемся мире. Писать о реальных людях всегда сложнее, чем о вымышленных персонажах. Дейв Каллен рассказывает о своих героях с неизменным сопереживанием, а также обязательно упоминает всякие интересные детали, которые не дают конкретному человеку превратиться в нечеткий силуэт с телеэкрана.

    «Колумбайн» Дейва Каллена — это удивительно сильная, глубокая, многослойная книга. В ней есть живые истории и сухая статистика, конкретные факты и неординарные интерпретации, искренняя скорбь и неприкрытая тревога. Несмотря на очень мощный и обстоятельный рассказ о трагедии, самое сильное в произведении Каллена — то, что оно не только о «Колумбайне». Оно обо всех нас. О тех, кто не замечает рождения чудовищ. О тех, кто пытается преодолеть потрясение или свыкнуться с утратой. О тех, кто готов винить в произошедшем видеоигры, фильмы ужасов, гомосексуализм, готическую субкультуру, вторую поправку к Конституции США да хоть самого дьявола, лишь бы отгородиться лживыми, но уютными мифами от хаотический сложности непостижимого мира.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)