DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Ева была не первой

Лилит — самая известная демоница. Согласно каббалистической теории, она была первой женой Адама. Будучи сотворенной из глины, Лилит посчитала себя равной мужу и отказалась ему подчиняться, за что была изгнана из Рая. После такой несправедливости она и начала творить зло...

Конечно, это упрощенная и усредненная версия легенды. В других традициях и других священных текстах можно найти иные описания и мифы о Лилит. Некоторые из них весьма любопытны. Иудейская Лилит похищала, наводила порчу на младенцев и даже высасывала их костный мозг. В Древней Месопотамии этим именем нарекали демониц, которые убивали детей и издевались над спящими мужчинами, а порой и соблазняли их. В «Трактате о левой эманации» рассказывалось, что Лилит родила от Самаэля слепого Дракона, который был кастрирован, дабы «его яйца не вылупились в мир»... считается, что первые предания о Лилит можно встретить еще у древних шумеров.

Ее образ будоражил воображение писателей и художников во все времена, однако своего первого полнометражного фильма она удостоилась лишь в конце 80-х годов. Трудно поверить, что хоррормейкеры так долго обходили стороной столь многообещающую героиню, но зато после первого почина фильмы о ней посыпались как из рога изобилия. Рассмотрим, как менялся ее образ в кино на протяжении последних десятилетий.

Ночной ангел, 1990

В 1988 году режиссер Доминик Отенен-Жирар («Хэллоуин 5», «Омен 4: Пробуждение») потратил 24 дня своей жизни на съемки первого в истории полнометражного фильма о Лилит. На экраны картина вышла лишь два года спустя, поскольку отвечавшая за нее продюсерская компания разорилась. Вслед за ней разорились и дистрибьюторы, пытавшиеся вернуть инвестиции, вложенные в производство. Прямо-таки проклятие Лилит, не иначе.

В начальных титрах — они, к слову, весьма эффектны — звучит краткий пересказ мифа о демонице, где ее сравнивают с богиней Кали.

Затем нам показывают рождение Лилит, которая подобно Голему восстает из земли. Позднее эта сцена была спародирована в «Опасной соблазнительнице» 1995 года — фильме, который вообще многое позаимствовал из «Ночного ангела». Для конца 80-х спецэффекты Стива Джонсона («Американский оборотень в Лондоне») вполне пристойны, но на фоне легендарного возвращения Фрэнка из «Восставшего из ада» местная возня в грязи выглядит довольно блекло. Джонсон способен на большее.

Наконец, нас знакомят с главными героями. Все они имеют отношение к популярному журналу мод Siren, который, по сути, продает секс в красивой fashion-обертке. Арт-директор издания Крейг, чью роль исполняет Линден Эшби (Джонни Кейдж из «Смертельной битвы»), в эпоху #metoo давно бы словил десятки исков за сексуальные домогательства. Но в тогдашней, рейгановской Америке такие парни и были героями, и одного их шлепка по женской попке было достаточно, чтоб закадрить любую девушку. Это и происходит с красавицей Ритой, которая по уши влюбляется в Крейга и пробуждает в нем ответное чувство. Сказать о ней особенно нечего, кроме того, что она делает самую безвкусную бижутерию, которую вы когда-либо видели. Где-то неподалеку отирается шапочный приятель Крейга Кен в исполнении Дага Джонса. Этот долговязый недотепа исполняет роль местного дурачка, корча смешные рожи и стараясь подцепить хоть какую-нибудь цыпочку. Апофеозом его клоунады становится танец у шеста — один из лучших и, бесспорно, самых смешных моментов в фильме. Примечательно, что Даг Джонс единственный из всей компании построил крутую карьеру в хорроре, играя разнообразных монстров в картинах дель Торо.

Отдельно стоит упомянуть хипповатого вида старую негритянку, которая постоянно мешается под ногами (эдакая черная Ахеджакова), но в конце почему-то всех спасает.

Сюжет крутится вокруг Лилит, решившей прибрать к рукам журнал Siren, по ходу дела соблазняя, а затем истребляя особей мужского и женского пола. С мотивацией у нее туговато, зато сам образ удался актрисе Изе Янк на славу. Она чертовски убедительно сыграла роль роковой женщины, женщины-вамп в цепях и коже, словно сошедшей с полотен Луиса Ройо. И даже некоторая вульгарность ей к лицу. Лилит очевидным образом противопоставляется безликой Рите, и последняя на ее фоне окончательно меркнет, как бы сценаристы ни пытались убедить нас в обратном.

В «Ночном ангеле» хватает кровавых сцен, но едва ли это морально и технически устаревшее кино напугает кого-то сегодня. Вместе с тем оно не лишено определенного шарма. Фильм категорически рекомендуется поклонникам эстетики vaporwave: глянец 80-х, корпоративная Америка, проезды по ночному мегаполису под старую электронику... Многие визуальные эффекты по-прежнему производят должное впечатление, несмотря на свою архаичность. Скажем, финальный монстр, чем-то смахивающий на Тыквоголового, хорош. Также к концу первого часа создатели расщедрились на безумную бэд-триповую сцену, которую можно охарактеризовать как «BDSM-вечеринка у Ночного народа». Достаточно сказать, что в веселье принимает участие толстуха со страждущими лицами на обвислых грудях...

Логово змея, 1995

В 1995 году режиссер Джеффри Рейнер, автор видеосалонного хита «Кровь и бетон» («Ублюдок, мать твою, а ну иди сюда...»), снял мистическую ленту «Логово змея», тоже посвященную Лилит. Фильм начинается с мужика, который тыкает себя ножом на фоне огня и кровавых надписей на стене. Как потом выясняется, это не ритуальное сеппуку — все гораздо хуже, ибо безумец занимается самокастрацией. Однако ни жесткое начало, ни мрачная атмосфера, ни наличие Дьявола не делают «Логово змея» полноценным хоррором. Акценты тут расставлены таким образом, что происходящее выливается скорее в драматический триллер с легким налетом эротики. Сверхъестественный же элемент представляется избыточным и чисто декоративным.

Сюжет повествует о Томе и Алекс, молодой супружеской паре, покупающей за бесценок роскошный особняк. Молодожены осматривают комнаты, и вдруг за одной из дверей им открывается страшное зрелище: стены пострадавшей в пожаре спальни измазаны кровью. На немой вопрос супругов продавец отвечает что-то вроде: «Да жил тут один псих. Пытался спалить дом, а потом яйца себе отрубил. Поэтому такая низкая цена. Ну мне пора, я побежал». Гений риэлторского дела спешно ретируется, и герои остаются один на один с жутким домом.

На этом их злоключения не заканчиваются. Откуда-то прибегает черная кошка, которая принимается терроризировать Алекс. Том не обращает на это внимания, поскольку слишком занят работой. В один прекрасный день жена, в очередной раз погнавшаяся за наглым животным, спотыкается и падает на пол, причем так «удачно», что ее увозят в больницу.

Но Том не унывает, ведь сразу после этого к нему наведывается загадочная незнакомка. Она представляется сестрой бывшего хозяина дома (того самого, кастрата) и просит позволить ей забрать вещи. Разумеется, «забором вещей» дело не ограничивается, и довольно скоро между ней и Томом завязывается роман. В прочтении Джеффри Рейнера Лилит похожа на Пенелопу Крус. Черное платье с открытой спиной, вызывающее декольте, приоткрытая дверь спальни, «случайно» брошенный взгляд... демоница соблазняет простачка Тома, используя отнюдь не демонические средства. Вялая игра в кошки-мышки занимает добрую половину хронометража, пока до главного героя наконец не доходит, что «что-то тут не чисто»... Он штудирует трактаты по демонологии, осознает, с кем связался, и пытается противостоять древнему злу.

Роль Лилит исполнила американская актриса, певица и модель Лиза Барбуша («Горец 4: Конец игры»). «Логово змея» стало ее дебютом в большом кино. Ее версия Лилит хороша тем, что она мало похожа на демоническое существо и гораздо больше — на обычную женщину (пусть и дьявольски сексуальную). И если в «Ночном ангеле» Лилит просто расправлялась с мужчинами, то здесь она медленно высасывает из Тома все жизненные соки, как самый настоящий суккуб. В то же время ее связь с кошками выглядит надуманной и необязательной.

Черный свет, 2004

К середине нулевых кинематографисты, очевидно, решили, что образ женщины-суккуба массовому зрителю малость приелся и пора бы попробовать что-то новое. И попробовали.

В телефильме Билла Платта испокон веков действует тайное общество «Вера», цель которого — уничтожить Лилит. Она столетиями заманивала одиноких путников в свое логово и убивала их, пока однажды ее не поймали члены братства. Но вместо того, чтобы истребить чудовище, они стерли ей память и отправили жить среди людей. Дело в том, что в древнем пророчестве было сказано, что только Лилит сможет противостоять некоему более могущественному злу, которое однажды вознамерится захватить мир...

Итак, мы переносимся в американский пригород, где юная девушка Эл живет со своим дядей Эйбом. Жизнь у нее не заладилась: ни друзей, ни парня, ни нормальной работы, да к тому же на руке горят какие-то странные символы. Ну и само собой, Эл почти ничего не помнит о своем прошлом.

Тем временем безумный ученый Андерс Рейборн вкалывает себе сыворотку из крови Лилит, дабы обрести бессмертие. Это ему удается, но есть и побочные эффекты. Например, он превращается в плохо нарисованного крылатого монстра Демоникуса. Теперь его цель — отомстить бывшим коллегам, присвоившим себе результаты его трудов, ну и заодно уничтожить человечество посредством Красной Чумы. Красная Чума — это не «призрак коммунизма», который «бродит по Европе», а смертельный вирус.

Члены братства живо смекают, что к чему, и отправляют к Лилит специального агента, чтобы тот помог ей вновь обрести суперсилу и исполнить свое предназначение. Наиболее проницательные зрители к этому моменту уже понимают, что госпожа «Эл» и есть Лилит. Для остальных же предусмотрен эпизод, в котором девушка видит кровавую надпись Lilith в туалете и «начинает что-то подозревать».

В дальнейшем сюжет развивается по всем канонам. У героини гибнет наставник. Она не может принять свою судьбу, но затем смиряется с ней. Демоникус предлагает объединиться («Мы с тобой одной крови!»), но получает отказ. Эл открывает свои способности, постепенно превращаясь в Лилит. Ну и так далее, вплоть до эпичного финала с последующим хэппи-эндом.

Конечно, это очень дешевый фильм, который состоит из одних штампов и существует, только чтобы заполнить эфирную сетку. Денег не хватило даже на музыку в финальных титрах, притом что все остальное время саундтрек не замолкает ни на секунду. Из художественных особенностей «Черного света» можно выделить любовь постановщика к приемам из 90-х: кадры с ускоренными облаками, машины, взрывающиеся от малейшего соприкосновения, — в этом смысле кино можно считать ностальгическим.

Теперь о главном. Лилит, сыгранная молодой Шири Эпплби («Дары смерти»), — типичная героиня боевика, малобюджетная и подростковая версия Миллы Йовович из «Обители зла» и Кейт Бекинсейл из «Другого мира». К слову, если вы считаете заключительные части двух этих франшиз по-настоящему плохими, обязательно посмотрите «Черный свет» — и поймете, что бывает и хуже. Эта версия Лилит, пожалуй, самая далекая от изначального образа. Даром что создатели не только пересказали легенду в начале фильма, но и показали рождение будущей демоницы в Эдемском саду.

Дьявол в женском обличии, 2007

Включив фильм Кима Басса «Дьявол в женском обличии», вы едва ли поймете, что это хоррор. Происходящее больше напоминает молодежную комедию: два богатеньких раздолбая, Адам (вот это ирония!) и Джейсон летят на каникулы в Мексику, чтобы снять как можно больше девочек и оторваться по полной. Единственное отличие этого фильма от какого-нибудь «Мальчишника в Вегасе» — тут нет шуток. Во всяком случае, смешных.

Арсенал юных пикаперов чрезвычайно скуден: каждый раз они говорят, что спасают котов. Этого (а еще папиных денежек) обычно хватает, чтобы затащить в постель очередную красотку.

Однажды Адаму попадается особенно жгучая брюнетка по имени Лилит. Голубки уединяются в номере — и молодежная комедия превращается в эротику по «РЕН ТВ», если кто помнит этот замечательный жанр.

После ночи бурного секса Адам чувствует себя немного разбитым, что, впрочем, не мешает ему с легким сердцем вернуться в родные пенаты и преподнести своей девушке (постоянной) изысканное колье. К сожалению, она замечает на теле «благоверного» явственные следы недавних утех и со скандалом уходит. Ну да не беда, ведь на ее место придут другие!

Чтобы как-то развеяться, Адам устраивает вечеринку у бассейна, и вскоре у него уже намечается тройничок. В самый разгар веселья на пороге появляется Лилит, которая говорит: «Он мой!» — и с этого момента главный герой попадает в пучину болезненной страсти.

Проходит еще немного времени, и режиссер наконец вспоминает, что мы тут вообще-то ужасы смотрим. И показывает нам первое убийство. Лилит разбивает бутылку о голову неудачливой пассии Адама и топит ее в бассейне. Не густо, но лучше, чем нелепая сцена в туалете, где демоница сворачивает голову Джейсону, от которого все равно никакого толку.

Большую часть фильма мы вынуждены наблюдать бесчисленные пати, походы на рок-концерты и полеты на самолетах (которые здесь вообще лишние, и даже само провидение говорит нам об этом: во время съемок одна из машин разбилась, что привело к гибели двух человек). В конце нам показывают Лилит в ее истинном обличии. Что тут можно сказать... в наши дни фильтры для сториз в «Инстаграме» выглядят лучше.

В плюсы картине можно записать разве что несерьезный тон и пару забавных камео: поддатый Гэри Бьюзи, охотник на вампиров, и Лоренцо Ламас, летчик-инструктор.

Одним из продюсеров фильма выступила Диана Шапиро, поэтому в кадре то и дело мелькает постер ее мистической мелодрамы «Легенда о Райане» — мелочь, а неприятно.

Что же касается Лилит в исполнении Натали Денис Шперл — от этого образа не веет новизной. Мы имеем дело с еще одним суккубом, который высасывает жизнь из своей жертвы, попутно убивая всех, кто попадается на пути. Если же вы по какой-то причине посмотрели «Дьявола в женском обличии» и этот Дьявол пришелся вам по вкусу, имейте в виду, что Лилит можно добавить в друзья на MySpace — такой вот маркетинговый ход.

Ангел зла, 2009

По сравнению с работами Билла Платта и Кима Басса, которые буквально сочились дешевизной, «Ангел зла» Ричарда Дачера выглядит куда более сносно. Тому есть два объяснения: во-первых, больший бюджет, а во-вторых, тот факт, что для Дачера его фильм был не просто студийным проектом. Посудите сами: он не только срежиссировал данную ленту, но и написал к ней сценарий, спродюсировал, осуществил монтаж и даже сыграл одну из ролей.

Поначалу все шло неплохо: «Ангела зла» показали на нескольких фестивалях, включая Shriekfest в Лос-Анджелесе, а исполнитель одной из главных ролей Кристофер Шепард удостоился награды Freaky Award. Потом начались странности. Премьеру отложили аж до октября 2012 года, причем она так и не состоялась, поэтому фильм вышел только на DVD.

«Ангел зла» начинается со старомодной эротической сцены, навевающей воспоминания о роликах Playboy конца 80-х. Она прерывается дурацким скримером, за которым следует целая серия других не менее дурацких скримеров, поражающих низким качеством CGI. Какой-то мужик мечется туда-сюда по ночному городу, снятому, к слову, весьма недурно, а потом гибнет, сорвавшись с крыши. В это же время молодой врач скорой помощи Маркус пытается спасти девушку Эмму, получившую пять ножевых ранений. Его усилия оказываются тщетны, и в тот миг, когда дух окончательно покидает тело Эммы, пациентка из другой палаты, напротив, восстает из мертвых и покидает клинику, по дороге расправляясь с персоналом.

Подавленный Маркус возвращается домой, где его ждет еще один сюрприз: страдающая от тяжелой депрессии жена кувыркается с любовником. Врач устраивает в собственных апартаментах погром, а затем уходит, чтобы найти утешение в компании более верной подруги — бутылки дешевого виски.

Далее режиссер пускает в ход тяжелую артиллерию: на экране появляется Винг Реймз («Криминальное чтиво», «Рассвет мертвецов»), исполняющий роль детектива Каррутерса. Он расследует дело о гибели некой Элизабет, которая, по словам матери, была хорошей девочкой до тех пор, пока не пережила клиническую смерть в возрасте 15 лет. После этого ее словно подменили: она пристрастилась к наркотикам, заболела СПИДом и, плюс ко всему, пошла работать в бордель, где сознательно заражала своих клиентов ВИЧ. Пока Каррутерс занят расследованием, сбежавшая пациентка приходит в офис к его взрослому сыну, представляется Лилит и убивает его.

Каррутерс понимает, что эти события как-то связаны, и в деле возникает личный мотив. Детектив должен найти убийцу, чтобы отомстить за смерть единственного сына.

В дальнейшем сюжетные линии начинают пересекаться, между персонажами возникают хитросплетенные связи, фабула все больше усложняется… Однако не стоит принимать эту закрученность за глубину: все по-настоящему важные события складываются в очень простую историю, где наиболее очевидные объяснения оказываются верными в 100% случаев.

Нетрудно догадаться, что в этой версии Лилит не имеет материальной оболочки, а ее душа переселяется из одного тела в другое на протяжении многих столетий. Ближе к финалу демоница рассказывает, что ей доводилось использовать в качестве носителей не только женщин, но и мужчин, а также детей. Ее мотивация предельно проста: Лилит мстит потомкам Адама и Евы «за все хорошее», и вроде в такой ситуации было бы логичнее пробиться к вершинам политического Олимпа и уже оттуда истреблять ненавистных людишек в промышленных масштабах. Однако наша Лилит слишком игрива — ей нравится ощущать вкус крови, собственноручно резать, душить и всячески изничтожать окружающих, заставлять их чувствовать боль и издеваться над ними всеми доступными способами. Она не ставит своей целью истребить все человечество, ведь тогда ей нечем будет заняться.

В течение фильма Лилит меняет несколько обличий, но чаще всего она предстает в образе рыжеволосой Джей-Джей Ньюард — опасной героини из старых нуаров, которая прячет в сумочке не дамский револьвер, а какой-нибудь колюще-режущий предмет, — и Авы Годет, чьи прищуренные глазки всю дорогу горят нехорошим огнем. Обе ипостаси вполне убедительны, но есть одно «но». Режиссер даже не пытается создать интригу в духе «Нечто» Карпентера, заставив зрителя обгрызать ногти в раздумьях, под чьей же личиной скрывается враг на этот раз? Если не считать финала, мы всегда это знаем.

Увы, это лишь первая из упущенных возможностей Ричарда Дачера. У него были все шансы сделать действительно крутое кино. Картина имела множество атрибутов стильного неонуара: роковые красотки, пыльные кабинеты, дешевый виски, горькие сигары. И все это было приправлено вырезанными сердцами, пентаграммами, демонами и старинными манускриптами. У Дачера мог получиться оккультный детектив уровня «Константина», но ему не хватило самого главного — вкуса. При столь вычурной операторской работе, столь продуманных интерьерах и столь готичных городских пейзажах портить картинку настолько скверной компьютерной графикой — преступление. И все ради чего? Ради пары скримеров, которые все равно никого не напугают?

Многие сцены убийств откровенно комичны. Эпизод, в котором машина сбивает проститутку, после чего ее голова прилетает одному из пассажиров, отлично смотрелся бы в «Очень страшном кино».

Еще одна проблема — растянутость. «Ангел зла» длится больше двух часов, и это слишком много для подобного фильма. Не поймите неправильно: харизмы одного только Винга Реймза хватило бы на целый сериал, но Ричард Дачер тратит драгоценные минуты на что угодно, кроме развития персонажей. И в самом деле, зачем их развивать, когда можно добавить новых! Жена Маркуса — изменщица, склонная к суициду, — и это все, что о ней можно сказать. Для большинства других второстепенных героев, коих тут целые полчища, не найдется и таких простейших характеристик.

Гольфстрим под айсбергом, 2011

Теперь поговорим об отечественном вкладе в развитие темы. В 2001 году российско-латвийский режиссер Евгений Пашкевич начал съемки независимой картины «Гольфстрим над айсбергом», которая состояла из трех новелл, посвященных Лилит. На самом деле, снимать о ней в нашей стране пытались и до, и после Пашкевича. Достаточно вспомнить короткометражный мультфильм «Лилит» 1973 года, созданный Робертом Саакянцом, автором психоделических шедевров «Ух ты, говорящая рыба!» и «В синем море, в белой пене...», или так и не завершенный хоррор Даниила Комкова и Виктории Шиховой с тем же названием. Однако «Гольфстрим под айсбергом» был, вне всякого сомнения, самым масштабным проектом из всех.

Из-за недостатка финансирования съемки фильма затянулись на долгие двенадцать лет. Сам автор позиционировал кино как «эротическую притчу о вековечном противостоянии Человека и Матери-природы, ненасытной в своей жажде рождать и уничтожать». Замах поистине триеровский. А что же с реализацией?..

Действие первой новеллы «Бегство» разворачивается в 1664 году. Некий господин со странным именем Теофилиус прибывает в Ганзу, чтобы нанести визит своему другу по переписке. С собой он привозит редкое полотно Ван Дейка. Роль Теофилиуса исполняет главный финн российского кино Вилле Хаапасало.

Друг Теофилиуса обосновался в богатом замке. Там же нашла приют и дьявольская Лилит, которая с первого дня положила глаз на незадачливого визитера и довольно скоро его охмурила. Тут и сказочке конец. При всей своей незатейливости, новелла кажется очень долгой за счет медленного нарратива. «Гольфстрим под айсбергом» — типичное созерцательное кино, в котором сюжет погребен под сонмом образов и видений.

Но ни пышные убранства, ни сновидческие откровения, ни игра Хаапасало, который в иные моменты, кажется, вообще не понимает, что от него требует постановщик, так и не создают нужной атмосферы, ради которой и смотрят подобные фильмы. Ближе к финалу «Бегство» и вовсе начинает навевать нехорошие ассоциации с рекламой банка «Империал». В итоге поглядеть эту новеллу можно разве что ради голого Хаапасало (если вдруг кто интересуется).

Главную роль во второй истории, названной «Утратой», исполнил незабвенный Данила Козловский. Здесь он играет немного жеманного молодого повесу, который (кто бы мог подумать!) попадает под чары прекрасной Лилит, сыгранной Анной Азаровой. Все бы ничего, но через месяц должна состояться свадьба героя Козловского с другой девушкой... Короткое любовное приключение приводит к закономерно трагичной развязке. Ну а между делом нам дают поглядеть на свихнувшегося старика, решившего, что он курица, и обнаженную Азарову. Это уже 1883 год...

Заключительная новелла называется «Аберрация чувств». Латвия, 1990 год. Алексей Серебряков — современный художник, русский Дэмиен Хёрст. Он делает инсталляции из собачьих туш, воспитывает взрослую дочку и, конечно, пьет водку, иначе бы он не был Серебряковым! Как-то раз он упивается до белой горячки и видит демоническую Лилит, которая пытается насильно с ним обвенчаться. Но не тут-то было! Русский богатырь с честью выдерживает испытание, после чего фильм внезапно заканчивается.

В целом получился типичный российский артхаус, где нашлось место и разрухе 90-х, и имперскому великолепию, и дрянной эротике... а вот с Лилит как-то не задалось. Две из трех выветриваются из головы, как только исчезают с экрана. Более-менее запоминается лишь Анна Азарова, да и то скорее за счет яркой внешности.

Избранная, 2015

Первый и единственный фильм Бена Иегошуа начинается с «истории одной семьи», поданной через фотографии на полке. Это хрестоматийный пример неумелого сторителлинга (см. Макки Р. История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только. М. : Альпина Диджитал, 2013. 336 с. — Прим. авт.).

Далее почти единовременно в повествование вводится целый ряд персонажей: вечно занятая мать, отец-алкоголик, парализованный дед, до смешного похожий на одряхлевшего Хоакина Феникса, главный герой по имени Кэмерон, в свои неполные двадцать имеющий беременную подружку, сестра-наркоманка — словом, семейство не самое благополучное.

По мере сил Кэмерон пытается воспитывать маленькую племянницу Энжи, доставшуюся ему от непутевой сестренки. Однажды он решает устроить девочке свидание с матерью. Все идет хорошо, но вдруг из соседней квартиры раздается душераздирающий детский плач и ругань взрослых. Кэмерон бежит на помощь, и в результате из дома выбегает мужчина, до того боровшийся с некой щуплой брюнеткой. Рыдания стихают, и Кэмерон понимает, что ребенка в квартире нет.

Конфликт кажется исчерпанным, но через некоторое время с Энжи начинают происходить странные вещи. Кэмерон вновь навещает брюнетку и узнает страшную правду: оказывается, в ее ребенка вселилась Лилит! Демонице требовалось шесть дней, чтобы забрать дитя с собой навсегда, и был только один способ избавиться от проклятия: принести в жертву шестерых членов своей семьи. Из-за Кэмерона девушка не успела осуществить задуманное, и ребенок пропал. Ну а Лилит избрала себе новую жертву — малышку Энжи, которую теперь ждала та же незавидная участь!

В отличие от героев драмы Йоргоса Лантимоса «Убийство священного оленя», Кэмерон решает не размениваться на сантименты и почти сразу приступает к истреблению родственников.

До самого конца режиссер будет доставать из шкафа все новые скелеты, превращая и без того несимпатичных героев в совсем уж конченых ублюдков. Выживет только достойнейший.

В финале покажут нарисованную на компьютере Лилит. Зрелище не для слабонервных, ибо настолько убогие рендеры встречаются редко. Ни о какой режиссерской интерпретации образа речи не идет — на месте этой Недолилит с тем же успехом мог оказаться призрак, Дьявол или Пазузу. С другой стороны, авторов можно похвалить за то, что они поработали с мифом о похищении детей.

Повествование поделено на дни; четкость картинки, статичность кадра и желтоватая палитра вызывают в памяти вышедшее двумя годами ранее «Заклятие». «Избранная» — это просто еще один ужастик про страшную девочку с черными линзами и открытым ртом, о чем красноречиво свидетельствуют невысокие рейтинги фильма.

Лилит, 2018

На свою версию «Лилит» режиссер Александр Т. Хванг потратил скромные $320 000. Недостаток бюджета заметен с первых минут — несмотря на существование таких копеечных фильмов, как «Дьявол в женском обличии» и «Черный свет», именно творение Хванга представляется наиболее трешевым из всего списка.

Начинается «Лилит» с ночных побегушек по школьным коридорам. Полноватый полицейский пытается догнать демоническую девицу, но та оказывается проворней и отрывает любителю пончиков руки. Кровища хлещет, как у Родригеса, а мы между тем переносимся в первую новеллу, посвященную незапланированной беременности и суициду. Да, перед нами вновь альманах из нескольких историй, объединенных общей идеей.

Между ними втиснуты сцены, складывающиеся в еще один полноценный сюжет. Он повествует о копе и священнике, которым посчастливилось изловить Лилит и запереть ее в подвале. Демоница прячется в теле худосочной готки, вокруг нее расставлены магические печати. Цель «охотников» — изгнать из девушки нечисть либо навечно заточить Лилит в подвале.

Разбирать сюжеты в подробностях не имеет смысла: они однообразны и бесхитростны. В одном из эпизодов маньяк-убийца катается по пустынным дорогам, подбирает попутчиц, а затем истязает их. Как-то раз вместо очередной жертвы ему попадается Лилит, которая подвергает негодяя пыткам в качестве мести за невинно убиенных девушек.

В другом эпизоде помешавшийся на сексе парень отправляет свою девушку в поездку, а сам в это время приводит домой проститутку. Поначалу жрица любви ведет себя вполне профессионально, но потом оказывается, что она... Лилит. Итог: кровь, кишки и справедливая (наверно) кара.

Но не одной только резней потчует зрителя Хванг! В альманахе присутствует новелла, построенная на диалоге между немощным стариком и его новой сиделкой. В ходе разговора выясняется, что дедуля, скажем так, не самый хороший человек на Земле, ну а его собеседница... впрочем, не будем спойлерить, тем более и так все понятно.

От других жанровых альманахов — «Азбука смерти», «З/Л/О», «Монстры юга», «XX» — фильм отличается тем, что он был полностью снят одним человеком. Отсюда и однообразие.

Понятно, что в художественном плане предложить Хвангу особо нечего, и тем не менее его «Лилит» привносит в образ определенную новизну. Если раньше этот персонаж олицетворял собой абсолютное зло, то теперь все не так однозначно. Лилит нашего времени — это «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Да, она убивает и калечит людей (по большей части мужчин). Но в большинстве случаев это лишь возмездие за их прегрешения. Феминистские мотивы фильма укладываются в общественные и культурные тенденции последних лет, поэтому нельзя сказать, что у режиссера-сценариста Александра Т. Хванга здесь есть какие-то особенные заслуги — он просто следовал трендам.

С визуальной точки зрения образ Лилит получился странноватым. Вы когда-нибудь видели кустарный грим с разорванным ртом? Это здесь пытаются выдать за демонический облик. Для вечеринки на Хеллоуин — самое то, но в художественном фильме хотелось бы видеть что-то более серьезное.

Лилит в сериалах

Помимо прочего, Лилит неоднократно становилась героиней популярных сериалов. Рассмотрим ее самые яркие появления на телевидении.

Лилит в исполнении Джессики Кларк была главным антагонистом пятого сезона «Настоящей крови». Будучи праматерью всех вампиров, она почиталась многими кровопийцами как богиня, однако сама Лилит всегда подчеркивала, что «нет бога, кроме Бога». В мифологии сериала она появилась на свет еще до Адама и Евы, которые, если верить преданию, были созданы для ее пропитания. Лилит, как прародительница всех вампиров, появлялась в кино и раньше — достаточно вспомнить «Байки из склепа: Кровавый бордель» и «30 дней ночи: Темные времена».

В телесериале «Сверхъестественное» изгнанная из Рая Лилит сидела в заточении до 70-х годов XX века. Как и в «Ангеле зла», здесь она была способна использовать человеческие тела в качестве сосудов, поэтому ее играли пять разных актрис. В основном душегубка предпочитала маленьких девочек, но не гнушалась также и молодыми красавицами. Пикантная деталька: она любила лакомиться младенцами, поэтому держала при себе помощницу — шеф-повара Синди Макклеллан, сыгранную Джулианой Уимблс.

Наконец, в «Леденящих душу приключениях Сабрины» Лилит, или Мадам Сатана, также была главным антагонистом. Еще в первой серии первого сезона она завладела личностью Мэри Уордуелл, любимой школьной учительницы маленькой ведьмы. Верится в это, конечно, с трудом: слишком уж специфичной внешностью обладает сыгравшая ее Мишель Гомес. Она никак не тянет на добрую покровительницу, скорее на типичную диснеевскую злодейку.

* * *

Каждая Лилит была продуктом своего времени. По фильмам о ней, может, и нельзя понять, как менялось отношение общества к женщине, но отдельные нюансы высвечиваются четко. К примеру, героиня Изы Янк из «Ночного ангела» в наши дни уже не кажется таким уж «дьяволом во плоти». Сильная, независимая женщина устраивается в глянцевый журнал, смещает с ключевой должности душного абьюзера и ведет издание к успеху, попутно раскрепощая его сотрудников. Героиня! Но в 80-х такой ход событий объясняли не иначе как вмешательством нечистой силы.

Касаемо мифологического аспекта — тут все хуже. Одна-единственная статья в «Википедии» дает лучшее представление о Лилит, чем все эти фильмы вместе взятые. И все же кино стоит смотреть не только ради мифа, но и ради его интерпретации. И ради красивых женщин, конечно же.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 id636 29-03-2020 15:03

    Ещё в "навстречу тьме" хорошая серия про Лилит была.

    Учитываю...